Заработает ли в Беларуси фотофиксация ТО c 1 марта: Узнавали подробности

АвтоОбщество
0
0
Поделись с друзьями

С января 2021 года для белорусских водителей наступили долгожданные перемены. Наконец-то процедуру техосмотра отвязали от обязательной оплаты госпошлины за дороги. Дорожный сбор на самом деле отменили, а вместо него ввели транспортный налог. Эту новость белорусы встретили аншлагами на станциях диагностики. Только за первый месяц 2021-го было выдано 188 025 разрешений на допуск к участию в дорожном движении.

В первой половине февраля ажиотаж поутих, но сейчас станции ТО переживают вторую волну: во многом она обусловлена новостями о фиксации непройденного техосмотра посредством камер фотофиксации начиная с 1 марта, пишет av.by. Неужели технически это стало возможным?

Мы тоже присоединились к одному из рейдов и проверили десятки машин. Если раньше большинство водителей ссылалось на тяжелое финансовое положение и тот самый дорожный налог, связанный по рукам и ногам с процедурой техосмотра, то сегодня — на внушительные очереди на станциях диагностики.

«Как пройти техосмотр, если сейчас зима и кузов гниет?»

Кстати, ГАИ не только проверяет легковушки, но и организует контроль за выпуском транспортных средств организаций и предприятий должностными лицами, ответственными за их техническое состояние и эксплуатацию. Подъехав к месту дислокации одного из экипажей ГАИ на развязке Логойского тракта, мы застали водителя грузового Mercedes, который объяснялся с инспектором.

Остановили меня спонтанно: не прошел техосмотр. Пока в октябре ждали новостей с этим налогом, на кузове вылезла ржавчина — попробуй его перекрасить в такую погоду, когда коммунальщики посыпают дороги солью. По внешнему виду машина техосмотр не пройдет. Я уже просил устное предупреждение… — вздыхает мужчина, пытаясь разжалобить сотрудника Госавтоинспекции.

— У вас техосмотр давно не пройден — с октября прошлого года.

— Ну какого прошлого года?

— 2020-го.

— Так это три месяца! За это время столько изменений произошло…

Однако отсутствие техосмотра — далеко не единственное нарушение со стороны водителя. На боковом стекле имеет место неправомерное изменение внешнего вида автомобиля, а именно наклейка, которую мужчина разместил там самовольно. За это грозит предупреждение либо штраф до 1 базовой величины.

Знаю, что на первый раз дают предупреждение. Прошу вас по-человечески: сейчас зимний период — не наказывайте строго! — почти умоляет белорус.

Инспектор приглашает его в служебную машину, чтобы проверить историю правонарушений по базе. К ним присоединяется молодой человек, который тоже работает водителем в одной из организаций и управляет Iveco. Его объяснение предсказуемо: какие к нему вопросы, ведь техосмотр не прошло руководство компании?

Штраф выпишут на меня. А с 1 марта письмо уже будет приходить моему начальнику? — интересуется парень, который попадается уже не в первый раз.

Если автомобиль оформлен на организацию, то ответственность за нарушение безоговорочно ложится на нее. Согласно ст. 34 закона «О дорожном движении» юрлица и ИП обязаны контролировать соответствие технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов и недопущение транспортных средств с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении. В данном случае машина числится на физлице. Есть путевой лист?

Молодой человек отрицательно качает головой, а это значит, что штраф выпишут на него как на водителя. За непройденный техосмотр ответственность предусмотрена ч. 5 ст. 18.12 КоАП, влекущей за собой предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (после увеличения размера базовой величины сумма штрафа составляет от 29 до 87 рублей). В случае повторности в течение года — от 2 до 5 б. в.

Важно, что в соответствии с п. 10.3 Правил дорожного движения водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.

— Если человек признает свою вину, повторности не будет, а если ранее он не привлекался к ответственности, то можно вынести и устное предупреждение. Либо выписать минимальный штраф в размере 1 базовой, если согласен с постановлением. Иначе составляется протокол, а водитель приходит к начальнику ГАИ, который принимает решение об избрании меры наказания, — поясняет инспектор. — В отношении ИП и юрлиц, ответственных за допуск транспорта к участию в дорожном движении, применяется ст. 18.24 КоАП (в случае нарушения грозит штраф от 4 до 6 б. в.).

К слову, с 1 марта 2021 года, когда вступит в силу обновленный КоАП, будет разделена ответственность за управление транспортным средством без допуска к участию в дорожном движении (проще говоря, без техосмотра) и без страховки (в зависимости от принадлежности ТС). Это означает, что если авто числится на физлице, то за допущенные нарушения станет отвечать его владелец. Но если машина оформлена на юридическое лицо, то за отсутствие техосмотра или страховки ответственность будет нести не нанятый водитель, а непосредственно юрлицо.

Камеры проверят техосмотр? Не верю!

Кстати, новый КоАП предусматривает множество изменений для водителей, среди которых штраф до 12 базовых за превышение скорости, ужесточение наказания за умышленную блокировку дорог и лишение прав за сигналы. Более подробно о нововведениях мы рассказывали в этой статье, а сейчас обращают на себя внимание прописанные в новом кодексе нюансы, связанные с работой камер фотофиксации. Теперь «письма счастья» начнут приходить не только за скорость, но и за неправильную парковку, проезд на красный, отсутствие техосмотра или страховки.

Молодые люди, передвигающиеся на Nissan Altima, сомневаются, что эта система будет жизнеспособна в реальности. Мол, чтобы технически наладить такой контроль, нужны вливания денежных средств, а это значит, что, скорее всего, дело не пойдет дальше законодательных изменений. Отметим, что техосмотра у автомобиля тоже нет.

— Посмотрите в мой навигатор: мы ехали как раз в ГАИ, чтобы переоформить машину на меня, а потом сразу собирались на станцию. Клянусь! Да, последний раз заглядывали туда в 2019-м. Просто авто долго стояло. Я читала в интернете, что будут проходить рейды по техосмотру, но не думала, что сама попадусь. Обычно мне всегда везло.

Инспектор ГАИ отлучается, чтобы проверить историю правонарушений, и возвращается с хорошими новостями: ранее девушка не привлекалась к ответственности, а поэтому на первый раз отделается предупреждением.

Несколько взмахов жезлом — и к обочине дороги неуверенно прижимается черный BMW X5. У водителя есть повод для беспокойства: техосмотр не пройден.

А нет какого-то временного предупреждения? — с надеждой в голосе спрашивает мужчина за рулем.

Вы купили авто в 2018 году, поставили его на учет, с тех пор оно ни разу не было на техосмотре, — оперирует фактами инспектор ГАИ.

Это не моя машина, — меняет тактику разговора водитель «Икса», протягивая техпаспорт и документы. — Оформлена на родственницу, а я просто взял автомобиль, чтобы отвезти ребенка в детский сад: личная машина сломалась.

Инспектор проверяет на месте «послужной список» водителя BMW: за все время у него насчитывается 42 правонарушения! Приличный набор. Правда, все они произошли давно: человек исправляется. Поскольку повторности нет, а мужчина раскаивается, сотрудник ГАИ выносит устное замечание не только за техосмотр, но и за тонировку задних стекол. Водитель эмоционально его благодарит, показывая большой палец вверх, и торопливо прощается с нами.

Не прошел техосмотр из-за очередей на станциях

А вот к сидящему за рулем Samand вопросов нет: документы в порядке, техосмотр пройден. Оно и понятно: машина принадлежит крупному госпредприятию.

К слову, у водителя BMW был сертификат, который упразднили в апреле прошлого года, а у второго автолюбителя — уже разрешение на допуск к участию в дорожном движении, которое нужно возить с собой.

Правда, с недавних пор на станциях диагностики выдают документ нового образца, который выглядит вот так.

Увидев подъезжающий к нам автомобиль-такси, инспектор уверен, что у Nissan Almera техосмотра точно не будет. Виноватый вид водителя явно указывает на то, что чутье сотрудника ГАИ не подвело…

Объяснение простое: большие очереди на станциях, но в ближайшее время мужчина обязательно получит разрешение. Что касается рассуждений вокруг транспортного налога, то белорус поговорил бы с нами по душам о справедливости, да спешит на выезд к клиенту.

У грузового Iveco, который остановили следующим, ситуация такая же, как и в двух первых случаях. Поскольку отсутствует путевой лист, штраф выпишут на водителя, а затем на основании постановления привлекут к ответственности должностное лицо организации.

Мужчина, который управляет Opel Astra, занят переоформлением автомобиля и тоже ссылается на длинные очереди на станциях ТО. Об этом же говорит и водитель Peugeot Partner, одновременно являющийся ИП, и просит войти в положение.

— Поймите, на Петруся Бровки стоит 35–40 машин. Надо потратить целый день, чтобы пройти техосмотр. Пока времени у меня нет. Такие дикие очереди — сразу видно, что минимум 2/3 авто ездили без ТО. Что я думаю о налоге? Если он уже включен в топливо, тогда это бред, если нет — надо платить. По-моему, лучше всего сделать так же, как в России: ввести ставки налога в зависимости от мощности двигателя.

А как дела с техосмотром у ветеранов из 90-х?

Водитель «Пежо» не против пообщаться, однако ему надо ехать по рабочим делам. А вот уже мужчина за рулем старенького Ford на эмоциях что-то объясняет инспектору.

— Я живу в Острошицком Городке: вам это о чем-то говорит? Там тебя могут остановить пять раз за день! Местных какое-то время не трогали, а сейчас начали собирать с людей деньги.

Зато дедушка за рулем старенькой Volkswagen Jetta нас порадовал. Техосмотр у машины 1987 года пройден!

— Я не езжу на неисправных автомобилях. Сам довел «Джетту» до ума, перебрал подвеску, мотор. К сожалению, у водителей нет никакой ответственности за состояние своих машин, — выразил личное мнение пенсионер. — Техосмотр однозначно нужен, а налог в будущем меня не коснется: автомобиль же выпущен до 1991-го. Хотя скидка в 50% меня бы устроила.

Водитель Mercedes, наоборот, возмущен: его остановили, не взглянув на наклейку в нижнем правом углу лобового стекла. Мол, зря потревожили. Такая же история и у Infiniti. Однако это раньше интерес проявляли к тем автомобилям, у которых нет наклейки о пройденном техосмотре либо она несоответствующего цвета, а сейчас выдают лишь разрешение. Так что тормозим машины дальше…

На очереди Volkswagen, который, увы, не может похвастать пройденным техосмотром. У машины повреждена задняя дверь, которую сначала нужно отремонтировать, а потом уже получить разрешение. Пока сотрудник проверяет по базе «штрафную историю», водитель говорит о наболевшем.

— Не перестает удивлять тот факт, что автоконфискат продает автомобили в ужасном состоянии, а те участвуют в дорожном движении. Вот их нельзя пускать на дороги! У меня же все технически исправно, резина хорошая — требуются лишь кузовные работы. О камерах я читал и слышал. Думаю, что мы, простые граждане, ничего не поменяем, да и контроль по-любому нужен. Если бы не эти двери, смело поехал бы на ТО хоть сегодня.

В базе ГАИ правонарушений за белорусом не числится. Единственное, когда-то мужчина совершил ДТП, в котором его признали виновным. Пенсионер даже выходит из машины и размахивает руками, чтобы изобразить детали аварии двухлетней давности. Но это уже другая история.

Камеры и техосмотр с 1 марта: это реально? Официально

Что касается «писем счастья» за непройденный техосмотр, то пока это не реальное положение дел, а туманная перспектива. В ГАИ официально пояснили ситуацию так: уже подготовлена законодательная база — с 1 марта вводится в действие новая редакция КоАП, однако в техническом плане данная процедура еще не внедрена.

— Рассылка таких писем возможна лишь в будущем. Когда камеры фотофиксации станут отслеживать прохождение техосмотра, будет понятно, стоит ли проводить рейды ГАИ. Не исключено, что контроль через камеры начнет сочетаться с проверками инспекторов на определенных участках дорог.

Также мы обратились за комментарием в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», которое является оператором Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима. В компании уже отмечали, что у них имеется техническая возможность настроить камеры на отслеживание оплаты техосмотра. Достаточно немного переориентировать их на новую функцию или задачу.

— Это реально, но сейчас мы подобным контролем не занимаемся, — заявил Александр Хилькевич, пресс-секретарь СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — Минтранс решает, кто и когда станет курировать данный вопрос.

Увы, в Минтрансе быстро получить официальный ответ на этот щекотливый вопрос пока не удалось. Но мы обязательно его опубликуем.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Добавить комментарий

Close