Мнение эксперта: «10 искусственных неровностей спасают за год одну человеческую жизнь»

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

Проект, который вносит поправки в закон «О дорожном движении», был разработан МВД еще в 2018 году. С тех пор его не раз обсуждали, корректировали, а некоторые из новшеств (вроде балльной системы штрафов) исключили, не заручившись поддержкой общества.

Разговор с экспертом затронет темы «умных» дорог, строительства «лежачих полицейских», лимита скорости в городе.

Юрий Важник — эксперт в области дорожного движения, автор городской концепции для Минска «Добрая дорога», позволившей снизить аварийность более чем в 4,5 раза, а также председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) — считает, что закон должен регулировать те аспекты дорожного движения, которые напрямую влияют на безопасность. Беседовал с экспертом av.by.

zakon dd 11 01

    Настоящий город начинается тогда, когда начинают считать пешеходов

— Новый законопроект о дорожном движении обсуждают уже не первый год. Юрий Петрович, почему, по-вашему, медлят с его принятием?

— Дорожное движение касается всех и каждого. Некоторые позиции, в частности балльная система штрафов, вызвали опасения депутатов насчет их уместности и позитивного восприятия в обществе. В значительной степени из-за этого пункта проводилось повторное чтение, а вместе с тем и отодвинулись сроки принятия закона.

— Много ли внимания уделили в нем организации дорожного движения? Складывается ощущение, что основная часть новшеств касается именно водителей (например, сдача на права с АКПП, управление мотовездеходами). Насколько это действительно важно для безопасности дорожного движения?

— Такие позиции не являются революционными с точки зрения влияния на безопасность людей и дорожное движение в целом. Они носят скорее формальный характер и упрощают разбирательство в ходе уголовного дела. Меня больше интересовали аспекты организации дорожного движения, которые незаметны для рядового водителя или ощутимы им опосредованно. Например, одно из важнейших нововведений, которое предполагает этот законопроект, — определение основных параметров дорожного движения, осуществление его мониторинга.

zakon dd 11 02

Есть такая профессиональная мудрость: настоящий город начинается тогда, когда начинают считать пешеходов. То есть дают оценку дорожному движению и принимают конкретные решения, опираясь не на мнение отдельно взятого человека, инспектора ДПС, начальника или кого-то ещё. Это делается с отсылкой к рациональным показателям (уровень обслуживания дорог, их загрузки и так далее), которые выявляются в ходе аудита безопасности дорожного движения.

Проведу аналогию с коммерческой организацией: представьте, что она работает без бухгалтерии. Невозможно! Должны быть и менеджмент, и разумное распределение денег, и ориентация на прибыль. Примерно такой же принцип применим и в деятельности ГАИ. Взять ту же ДПС Госавтоинспекции, которая выбирает место контроля там, где наблюдается наибольшее количество нарушителей ПДД, и начинает их штрафовать.

zakon dd 11 04

Каким должен быть результат? На аварийном участке дороги снижается количество ДТП. Если этого не происходит, значит, они зря потратили деньги. Можно ведь поставить лимит скорости в 5 км/ч и сделать всех нарушителями. Бессмысленно просто вводить новые штрафы и запреты. Необходимо минимизировать количество ситуаций, в которых ошибка может привести к летальным последствиям.

 — А кто должен отвечать за мониторинг? Сегодня этим занимается в основном ГАИ: по ее требованию выполняют мероприятия, связанные со знаками на дорогах, инженерными сооружениями, пешеходными регулируемыми и нерегулируемыми переходами.

— В новом проекте как раз предлагается механизм, при котором и дорожная служба, и коммунальные предприятия, и общественный транспорт тоже будут вести наблюдение в своей зоне ответственности. Я хотел бы обратить внимание еще на один важный момент: дорожное движение в нашей стране устанавливается набором жестких постулатов, а ПДД — строгий документ. К примеру, американские правила — это свод советов и рекомендаций. Трогаешься — смотри по зеркалам, и все в таком же духе. В западных странах постепенно переходят к саморегулированию системы, а запреты и ограничения действуют там, где это связано с жизнью людей.

zakon dd 11 03

    Один «лежачий полицейский» спасает одну жизнь за десять лет

 — Многие белорусские водители возмущаются бездумным строительством «лежачих полицейских» в городе. В частности, не устраивают их количество, качество исполнения и пагубное влияние на экологию. По вашему мнению, снижают ли подобные меры аварийность на дорогах и какая есть разумная альтернатива?

— Скажу вам такую цифру: десять искусственных неровностей спасают за год одну человеческую жизнь. Это в среднем. Сопоставимого с ними способа регулирования скорости нет в арсенале ни одной страны мира. Возможно, в Беларуси преобладает однообразие, хотя существует целая гамма устройств, успокаивающих движение (ограничение скорости, создание изгибов проезжей части, пешеходных островков безопасности и др.).

zakon dd 11 09

Цель одна — включить инстинкт водителя беречь свой автомобиль, а через это — и другую жизнь. Ограничение скорости так эффективно все-таки не работает. Абстрактные вещи вроде плаката «Не обгоняй» или «Снизь скорость» — тем более. Так что искусственные неровности на сегодня незаменимы, другое дело — необходимо правильно подобрать их по размеру и своим характеристикам.

В дорожном движении есть два приёма: разделять и ограничивать. Если, допустим, организовать его так, чтобы на дорогах не появлялись пешеходы, тогда и скоростной лимит будет не нужен. У нас это не получается. Снижение скорости до 50 км/ч в городе — своего рода мантра, напоминание о том, что мы бережем людей. Разница в 10 км/ч может казаться несущественной, но это принципиально важно: человек обещает быть внимательным, а все остальное зависит от его внутренних пристрастий и организации дорожного движения.

    Про заботу государства и поощрение водителей

— В числе новшеств также значится появление информационного табло на МКАД. Когда происходят заторы, оно могло бы отслеживать в режиме реального времени ситуацию на дороге, пробки и информировать водителя о подобном заблаговременно — за километр или два. С другой стороны, это серьезная финансовая нагрузка для бюджета. Как вы относитесь к такому нововведению?

— Пять человек в год гибнет на МКАД из-за того, что нет такой интеллектуальной системы. Допустим, действует лимит скорости в 120 км/ч, причем как в солнечную сухую погоду, так и ночью или в пургу. Получается, мы ограничиваем скорость только для хороших условий, а если они плохие — двигайтесь сколько хотите и как хотите, но мы будем вас ловить и наказывать. Это неправильно. Должен быть инструмент, информирующий о скоростных ограничениях, применимых в каждом случае: например, днем — 120 км/ч, при ухудшении погодных условий — 90 или даже 60 км/ч. Если впереди случилось ДТП или образовался затор — надо предупредить об этом. В таком плане проявляется забота со стороны государства.

zakon dd 11 06

Это необходимо было сделать еще лет десять назад, а сейчас мы пытаемся наверстать упущенное совместно с системой ориентирования. Вот один из примеров. Дорожные знаки размещаются сбоку от проезжей части. Многим знакома ситуация, когда на МКАД ты проскочил свой поворот, потому что не вовремя заметил направление движения. Начинаются опасные перестроения, которые не всегда завершаются благополучно.

zakon dd 11 05

В настоящий момент ведется работа по установке информационных щитов над проезжей частью. Не исключено, что данное решение станет возможным и для указателей скорости. Мы находимся на этапе технического задания и организации тендеров. Думаю, в течение года планы реализуются. Мы попытались сделать комплексную задачу удобоваримой и размельчить ее на этапы, чтобы снизить финансовую нагрузку на бюджет. К сожалению, пока мы говорили, что это необходимо, погибла сотня (если не больше) людей.

zakon dd 11 07

 — Несмотря на то, что балльная система не прижилась еще на начальном этапе, в Европе она позволяет снизить аварийность на 10—15%. Какие вы видите альтернативные варианты поощрения/наказания водителей?

— По моему мнению, надо не считать нарушения, чтобы наказывать, а фиксировать события, ошибки водителей для принятия решений. Это гуманная и честная система по отношению к людям, и в данном смысле мониторинг многое поменяет. Мы хотим предложить ГАИ систему положительной мотивации для автолюбителей. Если ты ездишь без нарушения ПДД — накапливаешь позитивные баллы, за которые тебя надо поощрить (парковка по льготной цене, статус приоритета на дороге и т. д.). Подобное можно осуществить через мобильное приложение, но сначала надо определиться, за что «премировать» водителей. Могу сказать так: система обсуждается — уже прогресс.

    Отвязка техосмотра от налога — этого мало

 — С начала года техосмотр наконец отвязали от госпошлины и ввели транспортный налог. Было похоже на то, что данным решением разрубили гордиев узел. Видите ли вы позитивные сдвиги в сторону безопасности на дороге?

— Этого мало. Как происходит в семье: старший говорит, что надо делать, а если он не поясняет зачем, то молодой человек запротестует, мол, не буду следовать каким-то дурацким правилам. Необходимо объяснять свою позицию, доносить, что за ней стоит. Боюсь, кроме самого факта разъединения техосмотра и налога, ничего нет — остальное додумывают сами водители: как работает механизм взимания денег и распределяется бюджет на дороги, насколько эффективна система техосмотра.

zakon dd 11 08

Люди не видят прямой связи между ней и безопасностью, не знают, сколько ДТП совершается по причине технических неисправностей. Даже если ввести жесткие санкции, требования хоть и станут исполнять, но будут сомневаться в самой системе. Поэтому мы и говорим про методы позитивной мотивации, когда водитель на дороге сможет чувствовать себя в комфортной и честной среде.

Примером для меня выступает Швеция, где парламентом принята концепция Vision Zero, нацеленная на то, чтобы на дорогах страны не погибал ни один человек. Может, это и недостижимо, но является хорошим стимулом для непрерывного повышения безопасности движения.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button