Авто

Бизнесмен из Литвы открыл автосервис в Гродно и рассказывает о разнице между странами-соседками: «У вас невозможно низкие цены»

Год назад литовский бизнесмен с белорусскими корнями открыл в Гродно автосервис — двойника своей станции из-под Каунаса. За это время мужчина успел рассмотреть разницу между автомобилистами Беларуси и Литвы, а также заметил отток специалистов из нашего города, что болезненно проходило в Литве в недалеком прошлом.

Своими наблюдениями и прогнозами Леонид Ржеутский согласился поделиться с читателями АвтоГродно после материала о нехватке специалистов на автосервисах города. Признаться, он и сам столкнулся с проблемой поиска мастера, рассказывает АвтоГродно.

  Европа переманивает?

— Я наблюдаю в Беларуси такую же тенденцию, как и у нас в Литве: люди активно уезжают. Эта тенденция уже чувствуется и будет усиливаться. Думаю, что еще лет пять и Беларусь столкнется с острой проблемой нехватки кадров. А противопоставить этому что-либо невозможно. Человек живет там, где лучше, это естественно, — говорит Леонид.

    — Как отток населения развивался в Литве?

— С открытием границы в 2004 году в Литве был панически-массовый отток работоспособной молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Тогда уехали практически все. Но со временем кто-то не прижился и небольшая часть уехавших вернулась. Однако, до сих пор именно трудоспособная часть населения уезжает. Сначала молодой специалист устраивается в той же Англии, Норвегии или Германии, получая по 3 000 евро, и приезжает домой в отпуска, переводит какие-то деньги, а потом забирает с собой родственников, друзей. Отток. Все, корни там. Причем тенденция такова, что возвращаться уже не будут.

Собеседник говорит, что с самого раннего возраста литовцы учат по 2-3 языка и заранее знают, что покинут родину.

— Ученик, сидя в школе перед последним звонком уже держит билет в кармане. Все, прозвенел звонок, вручили цветы, а на следующий день он уже садится в самолет. В Литве ежегодно пропадает 30 000 человек, это маленький городок. Доходит до того, что маленькие населенные пункты практически вымирают, а стоимость квартир катастрофически падает, их отдают за бесценок, они никому не нужны. Это не касается только больших городов, таких как Вильнюс, Каунас и Клайпеда. К слову, в Латвии ситуация еще хуже, а в Эстонии дела получше, у них под боком богатая и жирная Финляндия, куда эстонцы ездят на заработки, языки похожи.

    — Выходит, что население Литвы заметно стареет?

— Стареет, и это чувствуется. Заезжаешь в небольшой литовский город, останавливаешься на «красный» и смотришь, кто переходит улицу. Кто с костылями, кто с палочкой, кто на коляске. Это просто бросается в глаза. Всем за шестьдесят.

    — Государство как-то удерживает людей?

— На словах, одни обещания. Как можно удержать человека, если там он получает 3 000 — 4 000 евро, а у нас 600-700. Как можно удержать, каким образом? Это невозможно.

    Специалисты в Литве стали на вес золота

— В Литве на сегодняшний день печальная ситуация с молодыми сотрудниками-специалистами. Остались в основном те, кто успел зарекомендовать себя. Например, те же слесари, кузовщики с хорошей репутацией никуда не уезжают, им достаточно и дома. Но таких единицы, это во-первых. А во-вторых, такого мастера затянуть на какой-либо автосервис, чтобы он приносил прибыль фирме, практически невозможно. В результате получается, что если в Литве кто-то решит открыть автосервис, купит дорогое оборудование и не найдет человека с репутацией, то все, сервис можно закрывать, это оборудование так и сгниет без дела. У нас это остро. У нас открытие автосервиса начинается с поиска людей, человека. Поймал, схватил, привязал, покупай оборудование, но не наоборот. А если автосервис разовьет свой штат до 30-40 человек, то клиенты все-равно будут ехать к конкретному человеку, а не к фирме, — говорит бизнесмен.

Леонид пояснил, что многие мастера из автосервисов, которые не набрали клиентскую базу, переквалифицировались в строителей и также уехали дальше в Европу.

— Автомобильные специальности в развитых странах не так востребованы. В Европе в основном официальные сервисы, а ремонтироваться в каких-то гаражах — это пережиток, дикость. Такого и в Беларуси скоро не будет. В Литве уже такого нет. Конечно, зато небольших сервисов при частных домах очень много. Кстати, в Литве, чтобы работать с автомобилями, не обязательно открывать «ИП» или фирму, еще пока можно работать по патенту. То есть платится определенная сумма, плюс-минус 100-150 евро в месяц, никаких кассовых аппаратов и чеков, и можно официально работать. Но в последние дни вышел или еще выходит указ о запрете на патенты для ремонта авто. Это обратный шаг. Будут фирмы, будут кассовые аппараты. Вот сейчас уже легкая паника. Специалист, который уже много лет работает по патенту, без каких-либо чеков, теперь будет платить по 250-300 евро в месяц, и цены у нас снова пойдут вверх, — размышляет собеседник.

    «Цены на услуги в Беларуси невозможно низкие»

— Что мне сразу бросилось в глаза, когда я приехал открывать бизнес в Беларусь, так это невозможно низкие цены на услуги. Недавно был в гостях у друга, у которого свой шиномонтаж в Литве. Мы разговорились и я сказал, что в Беларуси шиномонтаж стоит 8 евро. Он посмотрел на меня большими глазами, он переобувает автомобили за 32 евро. У нас шиномонтажники, которые работают сами на себя, за сезон собирают по 6 000 — 8 000 евро. Ну да, они работают почти круглосуточно. Но за счет этих денег они живут полгода. А если взять Беларусь с переобувкой по 7-8 евро, то как на полгода наберешь? Это просто невозможно. Поэтому многие вообще закрываются. Летом у меня в Гродно не было сотрудника, вот как его в межсезонье содержать, просто деньги давать? — разводит руками собеседник.

Со слов нашего гостя, у обычного рабочего на автосервисе в Литве зарплата 700-800 евро. А тот, кто работает сам на себя, получается где-то 2 000 — 2 500 евро в месяц. Но после уплаты аренды, коммуналки и патента у него остается 1 600 евро, ориентировочно. В пример Леонид приводит своего литовского друга — специалиста по подвеске с высокой репутацией, который работает по 9-10 часов в сутки.

— У вас же низкие цены держались из-за того, что люди были готовы работать за низкие зарплаты, а выбор сотрудников был большим. Допустим, из пяти человек можно было выбрать одного и заплатить ему 500 рублей, а он будет работать с удовольствием. Этого уже не будет, про это нужно забыть. Цены на услуги поднимутся в два раза, а то и больше. Кто останется из специалистов, скажет, заплатите мне 1500 — 2000 рублей и я буду работать. И собственник, владелец автосервиса, вынужден будет поднимать цены, чтобы удержать сотрудников. Это будет проходить автоматически, и ничего с этим не сделаешь.

    — Глядя на развитие литовского автоспорта или даже на тех же гостей фестиваля SunDay, нельзя сказать, что дела в Литве идут плохо.

— Это кажется, таких машин в Литве тоже не много. Более того, литовцы тоже считают, что белорусы ездят на дорогих машинах. Вот мне знакомые говорят, о, белорусы приехали, Лексусы новые. Да, конечно, из Минска приехала какая-то часть обеспеченного населения в «Акрополис» погулять, поэтому и создается впечатление, что в Беларуси все ездят на новых Лексусах. Но ведь это иллюзия. Если не ошибаюсь, то в Литве свыше 70% автомобилей в возрасте свыше 10 лет.

    В Гродно еще «советское» отношение к автомобилям

По мнению гостя, в Гродно к машинам относятся как к членам семьи, трепетно, над каждой царапиной переживают, ведь для многих автомобиль купить все еще сложно. Да и в памяти народа осталось с времен Союза, как тяжело «добыть» Жигули.

    — Как это отражается на примере вашего сервиса в Гродно?

— Люди приезжают и очень пытливо все расспрашивают. В Литве человек приезжает, два-три общих вопроса и просто отдает ключи. Ведь человек, который не специалист, он и не должен вдаваться в те мелочи, которые ему не нужны. А в Гродно автовладельцы советуют, что нужно вот это сначала сделать, потом это. И мне, человеку с десятилетним опытом в этой сфере, пытаются изменить подход. Доходит чуть ли до скандалов. Я говорю, хорошо, давайте сделаем по-вашему, но гарантию мы не дадим. Вот это то ли пугает, то ли удивляет, — отмечает Леонид. — Бывало например, что люди приезжали без звонка на второй день, чтобы проверить идет ли вообще работа. Для них было удивление, что с машиной работают. Клиенты говорили, что часто они отдавали машины в ремонт и ими не занимались неделями.

В связи с этим Леонид считает, что в Гродно не хватает автосервисов.

— Если отношение количества автосервисов к количеству автомобилей в Литве взять за 100%, то в Гродно это будет 40%. У вас катастрофически мало автосервисов, я так считаю. У нас на одной маленькой улочке 5-6 шт. — подчеркивает собеседник.

    В Гродно автовладельцы приезжают без звонка, часто не пунктуальны, зато готовы платить больше

— Столкнулся с такой особенностью, что с людьми сложно договориться на какое-то время. Если договорились встретиться в 9 часов утра, это значит, что машину пригонят к 12, если вообще пригонят. В Литве не так, там стараются вовремя, — отмечает Леонид. — Еще одно отличие, это то, что в Гродно к нам приезжают не предупредив, без какого-либо звонка. То есть многим проще приехать и с глазу на глаз переговорить, чем звонить и уточнять загрузку мастера.

Любопытно, что гродненцы готовы заплатить сверх оговоренного прайса, но чтобы мастер сделал все на высшем уровне, как для себя. Такой особенности Леонид также был удивлен, но, говорит, сверх прайса ему платить нельзя, он не хочет делить клиентов по кошельку и говорит, что нужно работу всегда делать максимально хорошо.

    — Есть ли лекарство для того, чтобы автосервис процветал, учитывая вашу информацию?

— Чтобы идти в ногу со временем в изменяющейся ситуацией, для меня, как для работодателя в сфере обслуживания и ремонта автомобилей, вывод очень прост. Вначале надо думать о клиенте, затем о своих сотрудниках, а уже в последнюю очередь о своих материальных интересах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Поделись с друзьями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: