Ни машин, ни страховки: что будет с фурами, которые отобрали у гродненцев в Украине?

АвтоПроисшествия
Поделись с друзьями

Гродненские перевозчики, чьи фуры 24 февраля оказались на территории Украины, не смогли выехать из страны и были изъяты без объяснения причин вместе с товарами, рассказали, смогли ли они вернуть машины и осталась ли у них такая надежда.

Иллюстративное фото

Особенно после того, как Верховная рада Украины инициировала закон о конфискации белорусской собственности. Оказалось, что в положительный исход дела не верит никто, а белорусские перевозчики ждут, когда завершится расследование уголовного дела, и надеются, что смогут получить страховые выплаты за отнятый украинцами транспорт, передает Sputnik.

Уголовное дело о разбое

«Мои фуры на Украине никто не конфисковал, это был грабеж. Конфискация – это когда все делается по закону, когда на руки дают бумагу, ссылаются на документ, согласно которому забирают машину и груз. Наши машины под этот закон не попадут, у нас их просто силой отняли. И мы знаем, что фуры и товары не пошли ни в пользу государства, ни в пользу армии», – говорит представитель одной из транспортных фирм в Гродно Александр.

Мужчина показывает один из видеороликов, в котором видно, где и в каких условиях хранятся грузы, которые силой отнимали у белорусов на украинской границе. Ролик снят украинскими активистами, переполненные склады с товарами из белорусских фур они обнаружили в приграничных районах.

«Товары – шины, монтажная пена, аккумуляторы, гранулированный пластик, все в огромных количествах хранилось на частном складе. О каких нуждах армии нам говорят? А сколько таких складов не обнаружено? В нашей ситуации сразу было понятно, что даже на все фуры искали покупателей, при водителях тщательно фотографировали машины», – добавляет собеседник.

Он и десятки других представителей белорусских транспортных компаний, чьи машины не выпустили из Украины после 24 февраля, уже в марте написали заявление в милицию, было возбуждено уголовное дело.

По словам Александра, дело завели по части 3 статьи 207 Уголовного кодекса Беларуси – разбой с целью завладения имуществом в особо крупном размере.

«Я знаю, что таких, как мы, много, все дела были объединены в одно, расследуются в центральном СК. Пока новостей, как продвигается расследование, у нас нет», – отметил мужчина.

Забрали фуру и прицеп ценой 140 тысяч евро

Сергей из Речицы одним из последних вернулся в Беларусь с Украины, заявление о том, что у него силой отняли груженую деревом фуру, писал в начале апреля, до этого – полтора месяца жил в машине недалеко от границы и до последнего верил, что ему разрешат выехать в Венгрию. Мужчина 20 лет копил деньги на собственную фуру, купил ее в 2019 году, частично взял кредит и только недавно погасил его. Фура и прицеп стоили 140 тысяч евро.

«В феврале и марте на украинско-венгерской границе переход не закрывался, фуры возили грузы как в Украину, так и в обратном направлении. Запрещалось выезжать с Украины только машинам на российских и белорусских номерах», – вспоминает Сергей.

Он сравнил, что в это же время в Беларуси и в России ничего подобного не происходило, украинские тягачи уезжали в сторону Европы без риска потерять транспорт или грузы.

«Знаю, что в Беларуси ни одного украинского водителя не задержали, наоборот помогали быстрее пересечь границу, кому-то даже финансово помогали. Нам же на Украине никто даже безопасность не гарантировал. Местные периодически ходили и усмехались, мол, скоро белорусов заставят окопы копать», – говорит собеседник.

Мужчина отметил, что его случай расследуется в рамках уголовного дела и квалифицируется по ч. 3 ст. 207 УК.

«Я полностью согласен, это был настоящий вооруженный грабеж. Машина была на стоянке, ко мне приехали люди с автоматами, на форме было написано полиция, но удостоверений они не показывали, не представлялись. Такую форму можно где угодно достать. Я отказался уезжать без машины, объяснял, что это моя собственная фура, 20 лет собирал деньги, чтобы ее купить. Ответ был такой: хочешь или нет, посадим в машину и увезем. Забрали ключи, документы, никаких бумаг об изъятии не дали», – вспоминает Сергей и добавляет:

«У меня просто слов нет. Я простой работяга, далекий от политики. А у меня в один миг забирают все и говорят, что это так и надо, потому что я из Беларуси, а не потому, что были законные основания».

Надежды вернуть фуры не было и нет

Собеседники обратили внимание, что на момент, когда у них на Украине забирали груженые машины, в стране не действовали законодательные акты, согласно которым это можно было делать.

«Фуры у белорусских водителей забирали в марте, у кого-то в апреле, а закон о принудительном изъятии собственности белорусов в Украине Рада принимает только сейчас. На каком основании они действовали тогда?», – задается вопросом Алексей.

Водитель Сергей добавляет, что ни у него, ни у коллег с самого начала надежды, что удастся вернуть авто, было мало.

«Разве что власть в Украине поменяется, и у руля будут адекватные люди, которые понимают, что нельзя себя вести, как бандиты на большой дороге», – в сердцах говорит мужчина, отмечая, что даже если такое и произойдет, машины не будут в прежнем техническом состоянии.

«Недели две назад мне попалось фото, где была моя фура и прицеп, уже кое-что с них сняли, на прицепе точно не было номеров, на фуре – неизвестно, потому что на фото не было видно», – рассказал мужчина.

Получить страховку не могут

Сейчас у представителей транспортных компаний одна надежда, что им удастся получить страховые выплаты. Кто-то из собеседников агентства уже получил предварительный отказ, кто-то еще ведет переписку со страховщиками.

«Мы отправляли досудебную претензию страховой, ответ пока не пришел, но в устной беседе нам сказали, что ответ не в нашу пользу. Оснований не знаю, что-то говорят, мол, на Украине военное положение или еще что-то. То есть сразу страховку не хотят платить», – рассказал представитель минской транспортной компании Вадим.

О том, что страховая отказывается делать выплаты, рассказали и другие перевозчики.

«Мои страховщики тоже не хотят ничего выплачивать. Если они выплатят страховую сумму, это покроет частично мои затраты. У меня была новая машина. Машины у меня нет с апреля, но я продолжаю платить страховой ежемесячные платежи за нее – 380 евро в месяц», – отметил Сергей.

Еще одному перевозчику страховая компания сообщила, что даже если и будут какие-то выплаты, то только после того, как завершится расследование уголовного дела. Возможно, вопрос о выплате компенсаций будет решаться на государственном уровне.

«Уголовное дело может расследоваться год или больше. Хотелось бы, чтобы вопрос со страховыми выплатами решился раньше. Многие фирмы понесли большие убытки. Кто-то две машины потерял, а кто-то и шесть, все хотят получить компенсацию как можно быстрее», – говорят пострадавшие водители.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button