Авто

«Гигантская гора высотой с 200-этажный дом». Зачем люди везут под Гродно старые шины

Не за горами сезон гололеда, когда белорусы «переобуют» свои машины в зимнюю резину. Другие же просто избавляются от «облысевших» покрышек ежегодно. Так шаг за шагом в масштабах целой страны незаметно накапливаются поистине гигантские залежи резинового мусора. Статистика неумолима – объем образования изношенных шин и резиносодержащих отходов в стране оценивается в 65 тыс. тонн в год. Весь этот мусор оседает не только на свалках, но и в лесах, по берегам рек и озер.

Проблема в том, что отработавшие свой ресурс шины практически не разлагаются в природе естественным путем, отравляя землю и воду токсическими веществами. Справиться с напастью может лишь вторичная переработка мусора, когда чудо химпрома превращается в ценное вторсырье. Разумеется, если подходить к процессу профессионально, пишет av.by.

Чтобы показать это, редакция av.by вместе с движением «Цель 99» запускает цикл репортажей «Последняя миля», в котором мы осветим, какие существуют в Беларуси возможности по переработке отходов от эксплуатации машин: старых покрышек, аккумуляторов, пластмасс, текстиля, стекла, металлолома, отработанного масла. И расскажем, как правильно обращаться со всеми этими отходами.

В первом материале речь пойдет о работающей под Гродно научно-производственной группе «Экологическая альтернатива», где вот уже шестнадцать лет получают вторую жизнь старые колеса. Она является одним из 16 предприятий в Беларуси, где перерабатывается отработанная резина.

«Сейчас мы безотходно утилизируем более 15 тысяч тонн резины в год»

Нужное нам производство по переработке шин расположилось в десяти минутах езды от областного центра, рядом с деревней Пушкари. Пройдя пост охраны и продвинувшись вглубь его территории, перед тобой возникает причудливый пейзаж из аккуратно сложенных стогов автомобильных покрышек, рыжих кубов спрессованной арматуры и мешков измельченной резины. Экскурсию по производственной части нам провел директор по маркетингу компании Михаил Лис.

«Сейчас мы безотходно утилизируем более 15 тысяч тонн резины в год или 3 тонны за рабочий час. На данный момент это высокий объем безотходной переработки шин среди наших конкурентов из соседних стран».

Таких результатов «Экологическая альтернатива» добивалась долгие годы. Предприятие начало свою работу в 2013 году на базе компаний, производящих резинотехнические изделия еще с середины нулевых. В процессе переоснащения вылезали подводные камни. Например, оказалось, что количество текстиля в шинах, выпущенных на постсоветском пространстве, в несколько раз превышает количество материала, содержащегося в покрышках, произведенных в странах Евросоюза и Северной Америки.

«В результате даже самые дорогие линии из Европы сегодня часто ломаются и простаивают неделями только из-за этой проблемы. Наши инженеры успешно обошли этот барьер. Мы покупаем немецкое оборудование для переработки шин, а всю остальную комплектацию производим уже сами, по индивидуальным разработкам и с учетом специфики работы на нашей территории».

На данный момент гродненское предприятие считается одним из крупнейших на территории СНГ – здесь работает около 400 человек в несколько смен, а готовая продукция отправляется на продажу в 36 стран мира. Здесь внедрен полностью экологичный способ утилизации автошин по методу безотходного механического рециклинга. Сырье в основном поступает из-за рубежа, от местных крупных предприятий на основе договорных обязательств, а также от простых белорусов безвозмездно.

Каждый месяц «Экологическая альтернатива» принимает до 1,2 тысячи тонн старых шин и других отходов из резины: прокладки между рельсами, окнами домов, дверями, втулки, манжеты, шланги, утеплители и пр. Груженные резиной фуры привозят их ежечасно, с 8 утра до 8 вечера.

«Представьте – если положить все шины, переработанные нашей компанией с момента ее основания, то получится гигантская гора высотой с 200-этажный дом, – рассказывает Михаил. – Чтобы ускорить процесс, на производстве мы применяем технологию механического рециклинга, когда покрышку поочередно разделяют на составляющие ее элементы: резину, текстиль и металл. Ничего при этом не выбрасывается и не сжигается. Металл и текстиль идут потом дальше на продажу в страны Евросоюза и на рынок ЕАЭС».

Так вынутый из шины металл отправляется на белорусские предприятия на переплавку для производства новых изделий. Отделенный от резины текстиль тоже идет в дело.

«Отдельно стоит сказать о резине. Сегодня это единственный материал, который в прямом смысле можно назвать вечным. Ее можно без потери в качестве превратить в новые шины или любые другие изделия, востребованные на сельскохозяйственных предприятиях, в обустройстве ферм, спортивных объектов и пр. Поэтому мы сейчас тесно заняты проведением ряда научных исследований с Академией наук на тему изучения свойств резины и ее дальнейшего эффективного и экологичного применения в промышленности и производстве».

«Тлеющую резину невозможно потушить, сколько ее водой ни заливай»

Обсудив количественные показатели, мы идем смотреть, какой путь проходит старая резина, угодившая на вторичную переработку.

Итак, как только покрышки попадают на предприятие, их первым делом сортируют по размеру и составу. Обычно они состоят на 80% из резины и на 20% из металла и текстиля. Отдельно собирают покрышки от сельскохозяйственной техники, потому что в них нет металлического корда (тонкой стальной проволоки внутри). На переработку идут разные шины: поврежденные, испачканные и покрытые краской. Ничего не выбраковывается, поскольку в процессе измельчения весь мусор с них в любом случае слезет.

Проведя сортировку, рабочие моют резину, а зимой еще и очищают от ледяных наростов. Покрышки крупного размера предварительно разрезаются пополам для удобства их последующей переработки.

Затем наступает настоящее веселье – с помощью специального станка из крупных шин извлекают брекерное кольцо (толстая проволока, нужная для поддержания жесткости колеса на дороге). Извлеченный с шумом и треском металл отправят на продажу: на переплавку и на производство стройматериалов, усиленных арматурой бетонных плит, в основном для дорожно-строительных работ.

Лишенную металла резину транспортируют для дальнейшего измельчения на мощном шредере. Покрышки и разрезанные шины плывут по конвейеру, попадая в большое жерло со стальными валами, оснащенными заостренными ножами. Они измельчают резину на небольшие куски размером от 4 до 10 сантиметров. Рабочие на заводе называют этот процесс «нарезанием резиновых чипсов».

После шредера «чипсы» проходят через сложную систему деления, состоящую из сепараторов нескольких видов, а также грануляторов — машин, превращающих куски в нужного объема резиновые гранулы, очищенные от металла и текстиля. А металлический корд получит вторую жизнь в строительстве автомобильных дорог, хранилищ, бассейнов, железнодорожных шпал, бордюров и т.д.

Отделенный от покрышек текстиль также пойдет на продажу. Его приобретают преимущественно производители топливных гранул — пеллетов.

Измельченная до нескольких миллиметров резина отправится на производство самых разных резиновых изделий: спортивных и игровых площадок, кровельных материалов, покрытий для животноводческих ферм. Последние производят на самом предприятии, выпекая в специальных формах в термических печах.

Погуляв еще немного по предприятию, замечаем высокие бетонные загоны – боксы, в которых складируется все прибывающая резина. Их начали строить совсем недавно из-за случившегося этим летом пожара, причина которого до сих пор выясняется.

«Тлеющую резину невозможно потушить, сколько ни заливай ее водой. Поэтому мы разделяем сырье на сегменты, которые если и загорятся в следующий раз, то огонь не распространится дальше», – объясняет Михаил.

Также для обеспечения пожарной безопасности «Экологическая альтернатива» начала быстро вывозить текстиль с территории завода и оборудовала технические помещения внутренними водопроводами, пожарными насосами.

«На данный момент наши возможности таковы, что мы можем переработать все использованные шины в Беларуси, – подытоживает Михаил. – И агитируем людей привозить нам шины, а не выбрасывать их на свалку. Так мы не только сможем сберечь экологию, но и пустить резину во благо».

Поделись с друзьями