Авто

Интервью с начальником ГАИ Гродно: погони, водители, пешеходы и тенденции

Руководство ГАИ Гродно ищет новые формы общения с автовладельцами области. На фоне прямых эфиров и телефонных линий, начальник ГАИ Владимир Назарко согласился дать интервью АвтоГродно и поднять темы, которые волнуют многих. Сохраняется ли практика лишения водительских удостоверений за повторное нарушение скоростного режима? Почему чаще используется штраф, а не предупреждение? Об этом вы узнаете от первого лица. Кстати, не обошли стороной и тему пешеходов.

    Погони за нарушителями

    — Часто погони за нарушителями заканчиваются тем, что они останавливаются самостоятельно, либо из-за того, что нарушитель сам устраивает ДТП. Почему сотрудники ГАИ не используют контакт кузовами служебных автомобилей?

— Блокируем, используем в том числе средства для принудительной остановки, в том числе и оружие. Вы понимаете, что это вопрос квалификации действий сотрудника, это создание аварийной ситуации.

    — Та же американская полиция, зачастую применяет такой метод, как контакт кузовами.

— А есть ли у вас статистика, сколько жертв происходит от таких действий? В том-то и дело. На мой взгляд, на сегодняшний день мы обладаем иными способами, менее опасными, чем контакт с автомобилем, который непредсказуем.

    Воздействие на пешеходов

    — Пешеходы — самые уязвимые участники дорожного движения и, как нам кажется, самые беспечные. Субъективно, большую часть водителей уже приучили быть предельно внимательными при подъезде к пешеходным переходам, но у многих пешеходов такой осторожности нет при выходе на дорогу. Более того, КоАП РБ не предусматривает ответственности за то, что пешеход не убедился в своей безопасности при выходе на проезжую часть. Можно ли все-таки как-то повлиять?

— У пешеходов есть ответственность за выход на дорогу в неположенном месте и за переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора. Даже сегодня, двигаясь на патрульном автомобиле, пешеход перебежал передо мной дорогу на красный, чтобы успеть на маршрутку. Даже понимая, что воздействие будет, есть группа пешеходов, допускающих такие нарушения. По нашей статистике, это группа людей от 40 лет и выше. Как воздействовать? Наверное, начинать нужно с детства. И эта работа ведется. В прошлом году мы открыли центр безопасности дорожного движения для детей на базе одной из школ. Программы обучения там построены на базе игр, и дети учатся с увлечением. Аналогичные центры открылись в Слониме и Лиде. Прорабатываем вопрос открытия подобного центра на базе СШ №28. Постоянно проводим телефонные линии и прямые эфиры. И, как последний рычаг — привлечение к ответственности, это уже крайний метод воздействия на тех, кто не услышал или не захотел соблюдать. За сентябрь 2018 года к ответственности привлечено более 2 тыс. пешеходов по области. Но это не цель, и мы не ставим перед собой задач в плане наработки административной практики.

    Лишение за превышение скорости и пьяные водители

    — На Гродненщине за повторное нарушение скорости свыше 20 км/ч в течение года человек лишается водительских прав. Эта практика продолжается?

— Каких-то новых установок в этой части абсолютно нет. Как я и говорил, скорость — это абсолютное зло. Причем последствия у этого намного шире, чем просто превышение. Это и выезд на встречную полосу, и опрокидывания, лобовые столкновения, которые как правило заканчиваются весьма плачевно. Поэтому наша реакция в этой части оправдана. Те водители, которые не услышали… Такими жесткими, но оправданными мерами, мы пытаемся до них достучаться. Но мнение, что в 100% случаев однозначно будет лишение, ошибочно. Конечно, мы изучаем, при каких обстоятельствах было это совершено.

    — Есть ли портрет пьяных водителей? Их становится меньше?

— В разы меньше. За последний десяток лет, в 2005 году было более 9,5 тысяч нетрезвых водителей задержано в области. Вдумайтесь только в порядок цифр. На сегодняшний день — 1601. Это за 9 месяцев 2018 года. В 2017 году — 2388. То есть 2 тысячи и 9 тысяч за десять лет с небольшим. Здесь, в первую очередь, повлияло ужесточение ответственности, конфискация транспорта, уголовная ответственность за повторное такое нарушение. Конечно, мы понимаем, что нельзя эти цифры свести к нулю, но к минимуму еще нужно двигаться. Что касается портрета пьяного водителя, то это в большей степени зрелые водители, как правило, не работающие.

     — Если статистика по пьяным снижается, то уменьшается ли количество тех, кто нарушает скоростные режимы?

— Конечно снижается. Чтобы не быть голословным, продемонстрирую статистику. По ней видно, что на фоне снижения административного давления, снижается уровень аварийности. Я подтверждаю то, что мы абсолютно никаких цифровых показателей по выявлению нарушителей сотрудникам ГАИ не доводим. Посмотрите, по сравнению с прошлым годом выявлено на 6 тысяч нарушений меньше, нетрезвых минус 222 по отношению к прошлому году. Скорость — минус 3600. Без прав — минус 637 по отношению к прошлому году. И так далее, по всем позициям минус. И состояние аварийности снижается. На сегодняшний день число погибших на 100 000 населения составляет 3,53 чел. Это один из самых низких показателей в республике. В прошлом году цифра была 4.6. Великобритания — 2.9, Швеция — 2.8, Швейцария — 3.3. Нидерланды  — 3.8.

    Предупреждение или штраф?

 — Даже за незначительные нарушения Правил на водителей составляют протокол. Используется ли такой метод воздействия как предупреждение?

— К сожалению, все предупреждения показали свою неэффективность. Проецируйте ситуацию на себя, был ли эффект у вас лично после того, как вам вынесли предупреждение. Уверен, не было. Любое нарушение может привести к печальным последствиям. Свежий пример: водитель во время движения стал поднимать пачку сигарет, которая упала у него на пол и в это время наехал на велосипедиста, который погиб. Казалось бы, изначальные действия мелочь, а последствия — совсем другого масштаба. Так же можно рассматривать и зазвонивший во время движения мобильный телефон, который отвлекает водителя. Увы, многие наши водители считают целый ряд нарушений мелочными.

    Будущее Гродно

— Говоря о будущем, расскажите, каким вы видите Гродно через десяток лет в плане организации дорожного движения, взаимоотношений автомобилистов, велосипедистов и пешеходов?

— В первую очередь, я считаю, что нужно создать такие условия, при которых водители попросту не могли нарушать. Не в плане создания им невыносимых условий в части привлечения к ответственности, абсолютно нет. Нужно развести потоки, для того, чтобы они не пересекались, чтобы не было конфликтных ситуаций. Пешеходам предложить альтернативные пути — подземные и надземные пешеходные переходы. Вот, наверное, мечта. Сейчас же городу крайне нужен четвертый мост. Началось строительство крупного микрорайона в Зарице, где предполагаемое количество населения сравнимо с населением Ольшанки. А объекты тяготения — «Химволокно», «Азот», рынки, торговые объекты, находятся в восточной части Гродно. Мы отмечаем, что внутригородская магистраль больше загружена именно в восточной части. Румлевский мост уже работает на пределе: существующая интенсивность движения превышает пропускную способность.

    — У нас есть предположение, что у нового микрорайона в Грандичах начнется транспортный коллапс, когда начнется строительство развязки через железнодорожный переезд по улице Старомалыщинской. И чем позже ее начнут строить, тем ситуация усугубится. Когда же начнут строить развязку?

— Не могу сказать, на сегодняшний день мы имеем только перспективный план. Для достижения более высокой цели нужно чем-то жертвовать. Будем в рабочем порядке эти проблемы закрывать, будем в ручном режиме регулировать, по мере повышения нагрузки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
1
Поделись с друзьями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: