Какие автомобили и по какой цене будут покупать белорусы в 2023 году?

Авто
Поделись с друзьями

Какова вероятность подорожания автомобилей, подробности «китаизации» белорусского авторынка, кто покупает Geely, а также почему «БелДжи» продал в 30 раз меньше электрокаров, чем обещал, выяснил корреспондент Tochka.by, поговорив с автоэкспертами.

авторынок

Главной автоновостью прошедшей недели стала информация о том, что в Беларусь стройными рядами поедут десятки тысяч иранских авто. Оказалось, что только казалось.

Это не отменяет того факта, что новых авто явно не хватает: как сообщили на пресс-конференции, посвященной итогам года в отрасли, в 2022 году белорусский авторынок рухнул. И далеко не только потому, что сократился платежеспособный спрос, да еще и на фоне подорожавших авто.

Продажи новых автомобилей обвалились практически в три раза, упав до уровня 2012 года.

авторынок

Выедет ли в 2023 году авторынок из кювета?

Чего ждать в наступившем году? Ведь об отмене санкций и возвращении на наш рынок авто мировых брендов и речи не идет.

Председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода рассказал корреспонденту Tochka.by, что нас ждет «китаизация» рынка: на нем появится около 30 новых моделей от нескольких брендов. Не только Geely, который также намерен вывести на белорусский рынок несколько новинок.

«Можете посмотреть на российский рынок, чтобы понять, какие авто из Китая появятся у нас. Раз они присутствуют в РФ, значит, в той или иной мере прошли оценку соответствия, то есть сертификацию, и у них открыта дорога на белорусский рынок», – уверен Сергей Варивода.

Он даже назвал конкретные марки, которые заполонят белорусские автоцентры.

«У нас появятся суббренды Chery – Exeed, Omoda, суббренды Haval – вернется Great Wall, появится Tank. Думается, не за горами продажи Jetour – суббренда Chery, о чем заявил «Атлант М», появятся и другие марки, бренды и суббренды китайских автопроизводителей», – заявил глава БАА.

По мнению автоэксперта Александра Сидоревича, работающего в отрасли больше четверти века, и которого, кстати, и сменил в роли главы БАА Варивода, в 2023 году львиную долю рынка по-прежнему будут занимать подержанные авто, а новых будет продано около 10 тысяч. При этом автодилеры все активнее будет продавать подержанные авто, а не новые.

Глава БАА так не считает. Он уверен, что автодилеры, не имеющие возможности ввезти и торговать иномарками, не станут массово продавать подержанные автомобили. По его словам, ряд дилеров попробовали (когда были прекращены поставки основных брендов) существовать за счет продаж авто, бывших в употреблении.

«Но это не дилерский бизнес, он имеет определенную специфику – специфику потребителя, который привык к расчетам из рук в руки, привык к калькулированию, индексации цены в условных единицах, а не в белорусских рублях. Пока мы не видим реального успеха в деятельности таких автодилеров», – заявил Варивода.

Причем заявил он это на фоне того, что лишенные возможности торговать новыми машинами автодилеры активно пошли на рынок авто с пробегом: за минувший год открылось немало новых точек продаж таких машин. Также появились они и в самих шоурумах, привыкших только к автомобилям с конвейера. В том числе у лидеров отрасли.

Варивода заявил, что не видит успеха в этом направлении. И попытка построения каналов параллельного импорта с встраиванием в них физлиц, ввозящих машины и использующих упрощенные процедуры получения СБКТС, выпускающих в свободное обращение, ставящих на комиссию к дилеру, после чего он продает эту машину – это «не совсем наш рынок».

«Я не вижу перспектив развития параллельного импорта, если под ним понимать то, что в него вкладывает законодатель – ввоз юрлицами без согласия правообладателя. Попытки организации каналов так называемого параллельного импорта, с использованием подставных физических лиц, это не наш бизнес – это путь назад – в 90-е», – уверен глава БАА.

авторынок

Оценивая размер рынка, он дал прогноз, что в этом году будет продано порядка 100 тысяч авто, и доля продаж новых машин останется такой же, как и в 2022-м.

«В 2023 году продукция «БелДжи» однозначно будет номером один в Беларуси и ее доля на рынке, по моим ожиданиям, составит не менее 50%», – добавил Варивода.

Geely выведет на рынок новые модели

После ухода иностранных брендов Geely стала самой продаваемой (если говорить о новых авто) маркой в стране – их было продано 4355 штук. Хоть это куда меньший результат, чем в году минувшем, но конкуренты потеряли еще больше, причем почти все.

Как распределились доли в продажах между физлицами и юрлицами? Этот вопрос корреспондент задал генеральному директору СЗАО «БелДжи» Геннадию Свидерскому.

«Население купило около 70 процентов наших машин, предприятия и организации – 30», – развеял он миф о том, что китайско-белорусский Geely покупают в основном госструктуры.

Свидерский рассказал о планах на 2023 год: завод под Жодино намерен вывести на рынок несколько новых моделей, а всего выпустит более 35 тысяч авто, 80% из которых пойдут на экспорт. Из этого следует, что завод намерен резко увеличить количество проданных в Беларуси Geely.

Среди новинок, собираемых в Беларуси, не будет электрокаров – они привозятся готовыми. Когда в прошлом году автор посещал завод «БелДжи», ему было сказано о том, что до конца года в Беларуси будет продано 1000 китайских электромобилей. Итог плачевен – реализовано лишь 37. В чем главная причина?

«Сначала у нас возникла проблема с поставками: был большой дефицит Geely Geometry. Мы эти автомобили поставляем из Китая готовыми, а на эту модель был большой спрос в Поднебесной, и восстановить поставки мы смогли только в четвертом квартале 2022 года. В этом году ситуация должна измениться к лучшему. Единственный фактор, играющий против, это цена электрокаров», – заявил Свидерский.

Он уверен, что в этом году ситуация должна измениться к лучшему. Единственным фактором, играющим против, является цена электрокаров: купить машину за 99990 рублей может далеко не каждый.

Прокомментировал он и постановление Совмина №73, по которому любое юрлицо с 30 января может (как и физлицо) ввести любой автомобиль, даже новый.

Руководитель «БелДжи» не опасается, что это ударит по продажам Geely. По его словам, козырь белорусско-китайского завода в том, что у Geely «в комплекте» весь спектр услуг: гарантия, сервисное обслуживание и так далее. А тем, кто ввозит автомобиль из-за границы сам, приходится думать – что произойдет, если случится что-то, идущее в разрез с планами по эксплуатации этого автомобиля?

«И даже если юрлица станут получать сертификацию на единичные ввезенные машины, это ведь вовсе не означает, что этот автомобиль возьмут на гарантийное обслуживание», – уверен генеральный директор белорусско-китайского автозавода.

Что будет с ценами?

Этот вопрос корреспондент Tochka.by задал Сергею Михневичу, генеральному директору ООО «Актив-Лизинг», до 2020 года более десяти лет возглавлявшему БАА.

Он заявил, что однозначного ответа нет, так как следует разделять рынок по категориям, в которых разнонаправленная динамика. Во-первых, из примерно 100 тысяч ввезенных в Беларусь в 2022 году машин около 80 тысяч – это авто с пробегом. Во-вторых, львиная доля ввоза – это автомобили с ценой до 15 тысяч долларов.

«Не скажу, что цена на них сильно изменится: спрос есть, он стабилен, и цены на них, поднявшиеся за последние годы, вряд ли опустятся. А вот на машины премиального сегмента в части авто с пробегом мы наблюдаем замирание и даже падение цен», – отметил эксперт.

Причиной Михневич назвал то, что на волне осеннего хайпа их было ввезено (с прицелом на Россию) довольно много, а после мобилизации в РФ туда уходит куда меньше авто, чем ожидалось.

Еще одной причиной того, что дорогие машины будут дешеветь, по его мнению, является вероятное скорое открытие властями РФ канала «параллельного импорта», подобного 140-му белорусскому указу.

«Если говорить о новых авто, то я не вижу перспектив снижения цен. Потому что те же комплектующие, идущие в РФ и Беларусь из Китая, подорожали. В том числе и из-за усложнившейся логистики», – резюмировал Сергей Михневич.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля