«Я за равные правила игры»: белорус высказал мнение о транспортном налоге. Что с ним не так?

АвтоЭкономика
0
-3
Поделись с друзьями

С транспортным налогом на самом деле не все так плохо: теперь можно спокойно пройти техосмотр, так как не нужно совершать дополнительный большой платеж. Да и ставка налога за одну машину заметно меньше размера пошлины. Но есть моменты, которые вызывают явное недоумение. Андрей Ахрем излагает свое мнение о нововведениях.

Эффективное решение

Да-да, именно так. Считаю введение транспортного налога и отвязку его от техосмотра правильным и эффективным решением. Связка «ТО + пошлина», которую никто не мог принудить оплачивать, фактически стимулировала непрохождение техосмотра. Ведь 35-40 рублей на техосмотр не жаль, но вот 6 базовых (в моем случае) пошлины – это уже ощутимо. Поэтому большинство автовладельцев перестало проходить ТО, так как оплатить штраф раз в год, а на практике зачастую намного реже, было существенно дешевле, сообщает «Автобизнес».

Можно сколько угодно дискутировать о необходимости техосмотра в принципе, но такая ситуация привела к тому, что станции диагностики едва не остались без работы. Бюджет же недополучил значительные суммы как в виде подоходного налога от диагностических станций, так и в виде пошлины, которую многие не уплачивали.

Введение налога, который теперь не привязан ни к чему, простимулировало тех, кто не проходил техосмотр из-за нежелания уплачивать пошлину, таки пройти его. Свидетельство этого – огромные очереди на ТО в начале января. Количество клиентов станций диагностики выросло в разы, если не в десятки раз, что приведет к росту налоговых отчислений от этих самых станций.

Плюс теперь нет варианта не уплачивать налог, так как заниматься его сбором будет налоговая. Пускай единичный платеж в абсолютном выражении будет меньше, чем в виде пошлины, но налог заплатят все. А не заплатить – пеня, уклонение от уплаты и прочие «плюшки». Браво! Если оставить за скобками вопрос, а должны ли автовладельцы вообще платить что-то еще помимо того, что уже включено в стоимость топлива, то введение транспортного налога – действительно шикарный ход властей. Наверняка в конечном итоге сумма поступлений в бюджет будет значительно выше, чем от пошлины.

Спорные моменты

Но закономерно появляется недоумение: а что мешало сделать это раньше? Теме неэффективности пошлины и недовольства ею автомобилистов не год и не два, но эффективное решение проблемы созрело только в конце 2020 года, в то время как госпошлина существовала с 2014-го.

С одной стороны, платить придется меньше, к тому же не сегодня-завтра. С другой – налог необходимо уплачивать за каждый находящийся на учете автомобиль, даже если он не ездит. Естественно, у владельцев «недвижимости» «подгорело».

Но если у вас есть машина, которая годами стоит во дворе и не ездит, снимайте с учета, продавайте хоть на запчасти, утилизируйте. Ценное место во дворах многоэтажек такие машины занимают, технические жидкости из них часто текут ручьем – почему, по-вашему, владельцы этих авто не должны платить налог? Добро пожаловать в комментарии. Вы возразите, что находиться «недвижимость» может и во дворе частного дома. Ок, но если она просто стоит и гниет – вот вам стимул наконец-то избавиться от нее, а если же ценна как память или по другим причинам – 60-80 рублей в год не такая большая сумма.

Другой вопрос, что многих машин, по неофициальным данным около 15-20% числящихся на учете, в Беларуси уже не существует: они проданы на запчасти, сданы на металл, проданы по доверенности в Россию и т.д. Те, на ком «висят» такие авто, действительно столкнутся с проблемами, если, конечно, не сохранились документы и «номера». И таких людей много. Как будет решаться вопрос – пока непонятно. Хотя что мешало соблюдать соответствующие процедуры при отчуждении автомобилей? Еще один урок, почему не стоит продавать машины по доверенности, «перекупам» и т.д.

Спорным может показаться момент градации ставки налога в зависимости от полной массы автомобиля. Видимо, логика такова: чем больше весит машина, тем большая от нее нагрузка на дорожное покрытие. Но почему бы не унифицировать в этом моменте Налоговый кодекс с соседней Российской Федерацией, раз уж нас «подогнали» под заниженную мощность многих новых двигателей, подходящих под тамошние ставки?

Еще одна нестыковка, вытекающая из градации по разрешенной полной массе, – налог за прицеп массой до 0,75 тонны и прицеп-дачу. Он одинаковый. Конечно, отдельные модели компактных прицепов-дач укладываются в 750 кг полной массы, однако большинство из них весит больше, достигая двух тонн у двухосных моделей.

Но самое интересное – это отсутствие необходимости уплачивать транспортный налог за автомобили старше 1991 года выпуска. Это с чего вдруг? Понятно, что есть янгтаймеры – раритетные машины, обладающие определенной ценностью, но подавляющее большинство машин старше 1991 года ценность, да и то невысокую, имеют разве что в Гатово.

В остальном точно так же ездят по дорогам общего пользования, загрязняют воздух куда больше современных машин, наконец, просто опасны, причем опасны не только для владельцев, но и для окружающих. Если въехал случайно в зад современной машине – отделаешься легким испугом и затратами на ремонт своего авто. А «впишешься» в какое-нибудь «ведро» без подголовников – и ненароком переедешь на 5 лет в Горки, потому что пассажиры «корча» переломают себе шеи.

Во всем мире власти стимулируют автовладельцев избавляться от устаревших автомобилей, вводя градации по экологическим нормам и усложняя жизнь тем, кто ездит на чадящем старье, но только в Беларуси владельцы старья получают преференции. Благо 60-80 рублей – сумма столь незначительная, что неспособна содействовать пересаживанию с современных машин на «корчи».

И здесь видится логичным введение повышающих и понижающих коэффициентов к ставке налога. Например, Евро-4 – единица; Евро-6 – 0,5; Евро-2 – 1,5; Евро-1 – 2. Возраст до пяти лет – 0,5, от 5 до 10 лет – единица, старше десяти лет – 1,5, старше 20 лет – 2. Это сделало бы ощутимо накладным владение старыми автомобилями, не соответствующими никаким современным экологическим нормам и требованиям безопасности.

Здесь в меня должен прилететь тапок: мол, а что делать людям в регионах, у которых зарплаты не позволяют покупать свежие машины и денег хватает только на «корчи»? Пардон, но в регионах «корчи» не перестают быть «корчами», а проблему нужно решать повышением доходов населения регионов, а не снижением платежей.

Вердикт

Может показаться, что я «топлю» за налоги и сборы с автомобилистов, но нет – я за равные правила игры. Либо платят все, либо не платит никто. В этом плане транспортный налог более совершенен, чем существовавшая до него госпошлина. Вполне возможно, что он даже окажет позитивное влияние в плане избавления дворов от автохлама, который годами никуда не ездит, ведь вроде и немного, но платить за сам факт его наличия придется. Если конечно хлам не старше 1991 года выпуска – это сейчас, на мой взгляд, главный провал, связанный с транспортным налогом. Как и почему прописали такую норму, не понял, наверное, никто. Но расслабляться владельцам старых автомобилей, кажется, рано. Изменения и дополнения могут быть приняты в любой момент.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

4 комментариев “«Я за равные правила игры»: белорус высказал мнение о транспортном налоге. Что с ним не так?”

  1. +26
    -2

    Вывести и закидать камнями! Одним диванным экспертом прибыло. Чадящее старьё? А техосмотр для чего? Подголовников нету? Так и их наличие на техосмотре проверяют! Дед на москвиче тебе помешал? Барину проехать мешает? До 91го года либо посгнивало, либо бережно храниться ценителями своей собственности, мечты или просто радует. Такие не ездят без тех осмотра, или не ездят вообще. А если дымит и разваливается, так потому что на то денег не было, а ситуация с налогом только грела ситуацию, при которой многие не ремонтировали последнюю пятилетку свои авто, т.к. всё равно на подбор денег нету. И много ли вообще этот эксперт в городе машин до 91го года в городе видел? Только языком трепать. Их почти нет

  2. +8
    0

    Тож мне, афффтар… Как говорит в таких случаях молодежь:»Афффтар, выпей йаду!» Почему так? Далее -немного статистики: реально, на дорогах, автомобили старше 91го года составляют 0.93% всего транспорта. В подавляющем большинстве случаев их хозяевам — больше 60ти лет. Мало того, что их ограбили на пенсию, грабят каждый раз при заправке машины(в стоимости бензина 63%-налоги, сборы и акцизы), — так еще и с новым налогом их поздравить? Встречный вопрос: афффтар, ты требуешь облегчить налог тем, у кого машина младше 5ти лет, или новая? Ты купил новую тачку — денег тебе хватило? Так хватит и налог заплатить, не хвалявайся! Или деды, что доживают последние дни на нищенскую пенсию, — должны его платить за тебя? И, вишенкой на торт: если тебя на твоей СуперНовойМоднойТачке вынесет на приличной скорости на встречку, лоб в лоб, к примеру, на Вольво 740, 1986 года выпуска, или ГАЗ 21, то скорую тебе можно будет и не вызывать. Сразу чёрный фургон. А водитель раритета, мож, и сам дальше на своей машине поедет. Ну, или, по крайней мере, поможет грузить ее на лафету. Просто факт, без эмоций. Проверено на дорогах.

Добавить комментарий

Close