Авто

«Не будет туалета — есть ведро». С дальнобойщицей сравнили придорожный сервис в Беларуси и Европе

Недавно AUTO.TUT.BY съездил с белорусской дальнобойщицей Александрой Хурсан в рейс из Беларуси в Венгрию и обратно. Особое внимание обратили на бытовую сторону этой работы. И скажем тем, кто завидует зарплатам дальнобойщиков, что ради этих денег иногда приходится обходиться без душа, еды и даже туалета.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

«Помыться без шторки? Я в России в душе видела плесень и пауков!»

В день отправки в рейс наша дальнобойщица Александра Хурсан села за руль Mercedes Actros около 10.00. Проверка технического состояния автопоезда, загрузка и таможенное оформление груза затянулось на полдня. Поэтому на границу по трассе М1 в сторону Польши мы выехали в 18.15.

Большинство водителей, которые едут на выезд из Беларуси, не останавливаются на трассе в кафе и на заправках, чтобы перекусить и выпить кофе. Некоторые и в туалет не выходят — так торопятся на границу. Но у мужчин-дальнобойщиков есть на этот счет «лайфхак»: сходить по-маленькому в пластиковую бутылку и выбросить ее в окно. От этого на обочинах полно емкостей, заполненных желтой жидкостью.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
На парковке в Бресте были две душевые кабинки, но работала из них только одна

Ближе к 21.00 мы прибыли на «отличную стоянку» по адресу улица Катин Бор, 111, в Бресте. Заезд на парковку стоит 8 рублей. В стоимость входит бесплатное посещение туалета. Душ оплачивается дополнительно — 2 рубля, при этом время в нем не ограничивают, разве что в дверь начнет стучаться какой-нибудь водитель, призывая поторопиться.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
Брест. Грязный пол, рваный коврик и табурет, окрашенный масляной краской цвета индиго

Отличными условия на этой стоянке нам не показались: кафе, которое должно работать до часа ночи, оказалось закрытым, туалет и душ грязные, помыться можно только в одной кабинке без двери и шторки — вторая не работает, розетки обесточены, из-за этого не работает сушилка для рук, а феном, захваченным из дома, волосы не уложишь.

— Это прекрасные условия! В России гораздо хуже, там в санузлах черная плесень и пауки! — уверяет нас Александра. — Ничего, переедем границу — там будет лучше.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
Если по дороге в рейсе Александре не встречаются прачечные, стирать вещи приходиться вручную, а сушить на двери или в кабине

Утренний подъем у нас был в 7.30, выезд — в 8.00. Так как мы торопились на пункт пропуска, готовить и пить кофе с бутербродами пришлось по дороге — с пассажиром сделать это было возможно. Конечно, проще было бы купить стакан горячего напитка в кафе или автомате, но такой возможности на стоянке не было.

Пункты пропуска «Козловичи» и «Корощин»: найди отличия

Мы пересекали белорусско-польскую границу через пункты пропуска для грузового транспорта: на белорусской стороне — «Козловичи», на польской — «Корощин».

После таможенного и пограничного контроля на белорусской стороне дальнобойщики могут зайти в дьюти-фри. Для перекусов там можно купить разве что шоколад да печеньки. Кофе можно приобрести не во всех магазинах, хотя кофейные аппараты там стоят.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

В «Козловичах» есть туалет для дальнобойщиков — находится он в отдельно стоящем здании. Разделения на женскую и мужскую половину в нем нет, поэтому редким женщинам-дальнобойщицам приходится трудно.

— В этом туалете писсуары и закрытые кабинки находятся в одном помещении. Заходишь — а там мужчина возле писсуара стоит. Очень неловко. Топчусь, жду пока он выйдет, потом заскакиваю. Но зато есть риск, что когда буду выходить, то возле писсуара уже другой человек будет стоять, — делится проблемой Александра.

На польской стороне, в ПП «Корощин», где мы оказались после пяти часов на «зеленке», мы провели больше времени: ждали, когда оформят документы на груз, и прогуливались по зданию.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
В здании таможни ПП «Корощин» много небольших магазинчиков — где можно скоротать время, пока идет оформление документов

Для дальнобойщиков тут доступен туалет, в котором есть бумага и жидкое мыло. Можно закупиться в небольших магазинчиках, где продаются продукты, товары для автомобилистов, игрушки, косметика, бытовая химия, ювелирные изделия и другое. Голодным водитель здесь не останется: в здании таможни есть кафе. В 20.00 в нем были два первых и три горячих блюда, несколько гарниров и салатов, выпечка в виде пирогов и тортов, холодные напитки, кофе и чай.

Польша: На паркинге нашлась даже стиральная машина

Если ехать в Польше по трассе Е30, то недалеко от границы есть большой придорожный комплекс Pajero. Сюда любят заезжать индивидуальные путешественники, туристические автобусы и дальнобойщики. Ночевка на стоянке для грузовика стоит 15 злотых. Если есть время, то можно походить по магазинам, однако цены в них немного завышены по сравнению с обычными. Есть возможность обменять деньги, поесть в кафе.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

На территории есть отель с одноименным названием. Проживание в нем на одного человека стоит от 25 долларов, однако без предварительного бронирования мест в нем может не оказаться.

Чем обязательно пользуются дальнобойщики на Pajero, так это бесплатным туалетом, платным душем и стиральной машиной.

Стиральная машинка, хоть и ржавая, на Pajero есть. Стоимость стирки 6,5 кг белья — 10 злотых (чуть больше 5 рублей), сушка оплачивается отдельно — 8 злотых (чуть больше 4 рублей)

Хотя идеальным этот душ тоже не назовешь: старый, темный и грязноватый. Зеркала на стенах разбиты, смесители поломаны. А вот жидкое мыло, туалетная бумага — есть, работают и розетки. Но водители люди терпеливые, привыкшие к разным условиям и на неудобства внимания стараются не обращать.

В глубь Польши — инфраструктура лучше

— Неправда, когда говорят, что в Европе все туалеты и души на дорогах платные. Я, например, стараюсь пользоваться бесплатными — их много. Если еду в новом месте и не знаю, где платно, где бесплатно, то ориентируюсь по приложению «Карголинк Стоянки» — туда информацию дальнобойщики добавляют, — рассказала водитель.

Проехав в глубь Польши по трассе S19, недалеко от Жешува, мы заехали еще на одну бесплатную парковку. Магазинов и кафе на ней нет, но зато работал бесплатный душ и туалет. Обслуживающего персонала в постройке нет, тем не менее внутри было очень чисто и все в рабочем состоянии!

В туалетной комнате для людей с ограниченными возможностями установлен откидной туалетный столик. А вот дверь в душ там оказалась запертой.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

Венгрия: стоянка дороже, но зато покормят

Остановку на паркинге в Венгрии сделали в небольшом городке Tornyosnémeti, недалеко от границы со Словакией.

— Здесь люблю останавливаться — спокойно и тихо, — объясняет выбор именно этой стоянки Александра. — Правда, душ тут один на мужчин и женщин…

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

Въезд на парковку стоил 8 евро — за эти деньги стоять тут можно 24 часа. В эту стоимость входит пользование интернетом, душ и туалет. Кроме того, за эти деньги можно съесть блюдо в кафе.

Всего на водные процедуры отводится семь минут, в них вложиться нам удалось, хотя в туалетной комнате пришлось задержаться — надо было почистить зубы, нанести на лицо крем, уложить волосы. Через некоторое время в дверь начала стучать сотрудница заведения и интересоваться, все ли в порядке. Возможно, тем самым она давала понять, что комнату пора освобождать.

Туалет и душ, в котором можно помыться женщинам

— Если покупать тут готовые блюда, то наешься хорошо — порции большие. Но есть момент — я вегетарианка, а все блюда здесь продают с мясом. Поэтому приходится использовать свои припасы из холодильника, — говорит Александра.

«В России брутальные парковки с нулевым сервисом»

Директор компании «Янстронг» Дмитрий Воронцов рассказал AUTO.TUT.BY, что своим водителям он настоятельно рекомендует в любой стране останавливаться на организованных парковках, где есть освещение и видеокамеры: в таких местах безопаснее, меньше риск, что в машину залезет вор.

Основываясь на отзывах сотрудников, Воронцов отметил, что самые лучшие объекты придорожной инфраструктуры в скандинавских странах: Дании, Норвегии, Швеции. Даже в самой глухой деревне там есть туалет и душ такой, как в Беларуси в дорогом отеле. Причем на большинстве объектов услуги бесплатны.

— Чуть пониже уровень таких объектов в Бельгии, Голландии, Германии. Но их состояние даже в одной стране разное — зависит от региона. Там, где больше эмигрантов, большая проходимость людей, инфраструктура не такая идеальная. В соседней Польше эти объекты тоже разные: ближе к границе попроще.

Фото: Юлия Альгерчик

А вот чем дальше водитель едет в глубь России — тем хуже с придорожной инфраструктурой. У Александры Хурсан в этой части небольшой опыт — отправляют ее чаще всего в Краснодар — туда, где условия более-менее.

// TUT.BY

Поделись с друзьями