Не спешить, копать и не закапываться! Бросаем вызов снегу и выбираемся из зимней автоловушки

Авто
Поделись с друзьями

Снега за последнюю неделю выпало – мама, не горюй! А вот водители горюют: такие настоящие зимние дороги преподносят много проблем. Одна из них – вероятность попасть в снежный плен: ни прорваться, ни выехать! Сегодня Автобизнес расскажет, как действовать в таких условиях.

автоловушка

Записывайте. Берете автомобиль, дурака водителя, одного крепкого Ахрема и две лопаты. Съезжаете с расчищенной дороги – и все, приключения обеспечены!

Правда, нам их все-таки пришлось поискать. Дело в том, что снега все же не по колено, он еще довольно легкий и рыхлый, большого сопротивления не дает, машину не засасывает – шансы аккуратно проехать и тем более проскочить ходом высоки. А машинка у нас маленькая, легкая, шины хорошие. Правда, дорожный просвет маловат, а нижняя точка – торчащая гофра выпускной системы.

По колее и вне ее

Говорят, что стоит выехать за МКАД – и все, конец цивилизации, периферия. Но ничего, съезжаем и начинаем двигаться по слегка занесенной снегом колее – я точно знаю, что вообще тут укатанная гравийная дорога. Цепляя злополучной гофрой, «Падла» вполне уверенно продвигается вперед.

автоловушка

На самом деле никаких чудес. Дело вот в чем: колея накатана, снег легкий, поэтому, не встречая особого сопротивления, автомобиль может продолжать движение вперед. Остановит его или возросшее сопротивление, или слишком глубокая колея. Отсюда первый совет: двигайтесь по следам, опасайтесь ситуаций, когда придется преодолевать поперечные неровности/колеи.

Вы спросите: как же быть с глубокой колеей? Да, верно, когда не хватает дорожного просвета, лучше ехать со смещением. Но это хорошо работает на коротких участках, а на длинных очень сложно оставаться вне колеи, не говоря уже о том, что в рыхлом снегу автомобиль сильно вязнет, его все равно стягивает на наезженные следы.

Осторожно или отважно

Скорость? Это интересный вопрос! Скорость зависит от тактики, а та – от условий, а также от возможностей автомобиля. Если не хотите бежать за трактором, лучше ехать в темпе пешехода – так меньше риска застрять по-настоящему. Если остановитесь, больше шансов сдать назад. Ходом можно залететь в хорошую ловушку или словить скрытый под снегом валун либо иное препятствие. Отсюда второй совет: двигайтесь так медленно, как только возможно. Не я придумал – подслушал в одной из школ внедорожного вождения.

автоловушка

Но тактика «прорыва» тоже имеет право на жизнь. Правда, она работает, когда необходимо проскочить довольно короткий участок (в данном случае – с глубокой колеей или обилием снега). Или же можно просто двигаться с определенной скоростью, чтобы помогал момент инерции. В обоих случаях лучше продолжать двигаться как можно дольше, порой с избыточным «газом».

Проблем две. Постоянно двигаться при имеющемся значительном сопротивлении не получится – скорость будет постепенно падать, а попытка поддержать или увеличить ее, добавив «газа», приведет к пробуксовке – так и закопаться недолго. Также есть риск с ходу влететь в ловушку и застрять всерьез и надолго. Бонус – риск повреждения подвески/кузова.

Учитывая скромный клиренс автомобиля, стараюсь держать темп, чтобы помогала инерция. Способ работает, «Падла» едет, не закапывается. Но так мы далеко можем укатить, а бегать потом за трактором не хочется. Нам же надо показательно засесть и не менее показательно выехать, потому съезжаю с колеи.

Снег хоть и рыхлый, но его многовато – машина постепенно затормаживается и останавливается. Буксовать в этот момент не стоит, поэтому сдаю по своим же следам назад, снова еду вперед, беря небольшой разгон. И это работает! Каждый «наскок» позволяет проехать пару метров вперед. Кажется, так можно продолжать бесконечно.

Но передний бампер так не думает! Решетку выдавило, маска сломалась – вот тебе и легкий снег! Так что, устраивая «прорыв», учитывайте, что это может быть чревато повреждениями. И вот еще одно правило: неизвестный сложный участок стоит пройти ногами – определить, насколько он проходим, убедиться, что нет скрытых препятствий.

Ну а еще один совет касается работы «газом» и выбора режима «ездовой» электроники. По возможности стоит ехать без пробуксовок (за исключением ситуаций, когда производится «прорыв» ходом), поэтому в большинстве случаев предпочтительнее давать ровную тягу с минимальным проскальзыванием колес. В современных кроссоверах и внедорожниках могут быть соответствующие ездовые режимы.

А в остальных автомобилях, если имеется система курсовой устойчивости (ESP, ESC и так далее) или же traction-control (одно из обозначений – ASR), эта страхующая электроника также позволит избежать лишних пробуксовок. В некоторых моделях имеется электронная имитация межколесной блокировки, и это тоже может быть полезно. Ну а если приняли решение прорываться с активным «газом», не забудьте отключить эти системы или перевести их в соответствующие режимы.

Реалити-шоу

И все-таки мы ее засадили! Я шел на это практически умышленно, понимая, что разворот – это как раз один из тех рискованных маневров, когда автомобиль может оказаться поперек колеи, и тогда упор не позволит двигаться вперед. Так и вышло. Упор, одно колесо шлифует снег, второе то стоит на месте, то тоже нехотя прокручивается, но автомобиль не может сдвинуться вперед.

Тут важно не спешить! Продолжая буксовать, я просто засажу машину глубже. Для начала попробую избавить колеса от лишнего сопротивления – разгребу снег перед и за ними (буду же пробовать выехать враскачку). Быстрый способ – разгрести снег просто ногами, более основательный – лопатой. А еще неплохо бы почистить дорогу перед и за автомобилем для свободы маневра.

Но поздно: этого уже недостаточно. «Падла» чем-то за что-то зацепилась и не хочет выезжать. А вдруг на брюхе сидит? Это тоже можно проверить и попробовать решить проблему по-быстрому: просто становлюсь на порог и начинаю раскачивать машину. Раз шевелится, значит, на брюхо еще не села. Попутно, качая кузов, я «притаптываю» снег под ним.

Однако и этого недостаточно. Но ведь у меня же есть Ахрем! Хватит делать фото, пора и толкачом поработать! Пытаемся устроить раскачку: Андрей толкает, я в нужный момент «подгазовываю». Но сдвиг минимальный, амплитуду не устроить.

Раз автомобиль что-то держит, надо это препятствие устранить. Если бы кузов не шевелился под нагрузкой, это бы означало, что придется копать под ним, убирая лишний снег, который работает как надежный постамент. Но тут другой случай (хотя не исключено, что частично машина снизу зацепилась той же гофрой или еще чем-то). Пока ограничиваюсь тем, что просто более тщательно очищаю пространство рядом с колесами.

А еще меняем тактику – я тоже выхожу толкать машину. Как так? А вот так! Включаю первую передачу – одно из колес вращается, пробуксовывает. Хуже уже не будет, оно не копает, а шлифует, под ним укатанный снег. В общем, минимальная тяга есть, но «зацепа» для колес нет. А без меня машина легче, может быть, чуть приподнимется, а главное – я обеспечу дополнительную толкающую силу.

И вдвоем с Андреем мы пытаемся растолкать «фиатик», а я еще попутно немного рулем вправо-влево кручу. Так-то, конечно, надо по следам ехать, но в данном случае задача – просто найти, за что колесам зацепиться. Как вариант – даже сдвинуть машину чуть вбок, что тоже иногда помогает.

Что именно срабатывает, сказать сложно, скорее всего, просто совокупность всех факторов. В какой-то момент машину удается сдвинуть с мертвой точки. Она проезжает чуть вперед, снова во что-то упирается, двигатель глохнет… Неважно!

Главное – мы ее сдернули с места. Теперь опять важно не торопиться. Расчищаю место по новой траектории, возвращаюсь за руль, чуть сдаю назад, затем чуть вперед – и все это при дополнительной тяговой помощи коллеги. Сначала удается продвинуться всего на несколько сантиметров. Может, она бы проехала и больше, но я уже не рискую. Зато дальше можно увеличивать амплитуду, не допуская пробуксовки и закапывания. Несколько раз туда-сюда – и мы делаем долгожданный рывок на волю! Естественно, после этого я не останавливаюсь, предоставляя Андрею в благодарность за его помощь пеший тур в несколько сот метров – до «безопасного» для остановки места.

Помоги себе сам

Вы, конечно, спросите: а что бы ты делал, Иван-дурак, если бы не Ахрем? О, у меня богатый опыт по засаживанию автомобиля в зимних и не только условиях и спасению его из плена!

В случае со снегом проблема обычно в том, что колеса имеют упор или же машина садится на днище. Стало быть, задача заключается в том, чтобы откопать автомобиль. Когда есть пассажир, его можно использовать в роли толкача, еще лучше, если найдется автомобиль и трос. Но если ничего этого нет, придется работать лопатой долго и тщательно, чтобы вытащить автомобиль без посторонней помощи. Однако повторюсь: толкачом может выступить и сам водитель при соблюдении мер предосторожности.

Ситуация, которая возможна даже в городских условиях (а скорее, даже именно в них): машина ведомыми колесами стоит в снегу, ведущими – на льду, и они просто буксуют, не имею достаточного сцепления с этим покрытием. Вот здесь могут помочь те самые банальные средства вроде резиновых ковриков, веток или песка. Также можно снизить давление в шинах до 0,4-0,5 bar.

Хуже, если автомобиль провалился в колею или прорубь (плавали – знаем!). Лопата тут не поможет, песок тоже, нужно обеспечивать надежный упор для колес. Для этого под них нужно подкладывать доски или что-то аналогичное. И это одна из причин, почему в зимний период я вожу в багажнике пару досок – в качестве траков или как опорную площадку для домкрата. Ставить последний просто в снег или на любое другое слабонесущее покрытие при поднятии машины чревато – он может завалиться на любой бок, упасть, сломаться.

Не стоит забывать и про трос. Он нужен не только для того, чтобы взять машину на буксир (для этого нужен как минимум тягач, а попробуй его найти в чистом поле!). Сделав на тросе узел, его можно использовать в качестве браслета противоскольжения, что здорово улучшает сцепные качества шины. Также из нескольких крепких палок можно соорудить самодельную ручную лебедку – погуглите на досуге. В общем, варианты для самовытягивания имеются – было бы время и позволяли бы условия.

Вытащив автомобиль из снежного плена, стоит его осмотреть, убедиться, что никакие заглушки с того же бампера не соскочили и не потерялись. Бывало, что так теряли «номера»… Колеса в снегу? Значит, будет дикий дисбаланс на скорости – стоит по возможности удалить снег при помощи подручных средств. Также неплохо бы убрать снег из бампера, ведь он может препятствовать нормальному обдуву моторного отсека. Стоит также проверить, чтобы не был забит вентилятор, – так он может выйти из строя.

Наш вердикт

Не спешите! Это универсальный совет, начиная со скорости движения и заканчивая попытками вырваться из плена. Имейте план действий. Вы должны представлять, что произошло (почему застряли, что мешает двигаться вперед или выехать), что и как сделать, чтобы решить эту проблему (убрать лишний снег, использовать буксир, раскачку). Чем больше способов решения проблем вы знаете и чем больше подручных материалов (инструментов) у вас под рукой, тем лучше. И не стесняйтесь просить помощи. Чем раньше, тем проще будет по итогу всем.

Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button