Авто

Не требуя затрат: с заботой о пешеходах, водителях и животных. Креативные подходы ГАИ за безопасность движения в Гродно

По уровню автомобилизации наша область – лидер среди регионов Беларуси. За последние двадцать лет количество транспортных средств на Гродненщине увеличилось почти вдвое. Если в 1999 г. их насчитывалось 290 000, то в 2018 – 547 000. Вместе с тем количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом, ежегодно снижается. Согласно статистике, в 1999-м на дорогах области погибло 223 человека, в 2018 – 57.

Одним из основных направлений деятельности по снижению дорожной аварийности и тяжести ее последствий является совершенствование характеристик дорожной сети. Это перепланировка транспортных узлов, устройство кольцевых развязок в одном уровне, улучшение работы освещения, применение светофорного регулирования и многое другое. О том, какие мероприятия по улучшению условий дорожного движения, в том числе передовые, реализованы на территории Гродно и области за последние годы, читайте в материале.

Если исходить из количества погибших в ДТП на 100 тыс. жителей, Гродно можно отнести к европейским городам с хорошим уровнем дорожной безопасности. И в этом большая заслуга службы ГАИ, которую по праву можно назвать одной из самых креативных в структуре областного УВД.

Отказаться от стереотипов

Давайте вернемся в 2012 – 2013 годы. Именно тогда завершены длившиеся много лет работы по «замыканию» внутригородской кольцевой магистрали, позволившей существенно перераспределить транспортные потоки с разгрузкой центральной части города. При этом построены два новых путепровода через железнодорожные линии, три транспортные развязки в разных уровнях, 6 новых кольцевых узлов в одном уровне. Создание полноценной ВКМ позволило, в том числе, структурировать дорожную сеть города на «внутреннюю» и «внешнюю» части, для каждой из которых проделан свой комплекс работ по организации дорожного движения.

К примеру, для одного из самых нагруженных транспортных узлов ВКМ, расположенного на пересечении ул.Победы – пр-та Клецкова – Индурского шоссе – ул.Славинского было разработано и в 2012 г. впервые в Беларуси реализовано планировочное решение в виде многополосной кольцевой развязки в одном уровне с полным светофорным регулированием, что обеспечило высокую пропускную способность – около 8000 авт./ч. Впоследствии аналогичная схема ОДД была применена в других городах республики.

Интересно, что в проектных организациях и структурах власти, ответственных за дорожную инфраструктуру, на протяжении многих лет складывалось настороженное отношение к кольцевым развязкам в одном уровне. Но благодаря усилиям Госавтоинспекции при поддержке профильных специалистов БНТУ этот стереотип удалось побороть. В Гродно была разработана новая для Беларуси схема ОДД с применением «спиралевидной» дорожной разметки, позволяющей минимизировать количество конфликтов, возникающих при попутных перестроениях в смежную полосу либо при выезде с многополосной кольцевой проезжей части. Применение «спиралевидной» разметки можно увидеть на кольцевой развязке улиц Брикеля и Тавлая, где в результате нововведения сократилось количество ДТП, пропускная способность выросла примерно на 20%. В 2016 г. такая же организация дорожного движения реализована на кольцевых транспортных развязках пр-т Космонавтов – пр-т Румлевский – ул.Магистральная и ул.Горького – ул.Дубко – БЛК.

Положительно себя зарекомендовало применение кольцевых пересечений малого радиуса. Характерный пример – кольцо возле рынка «Южный», обустроенное в результате реконструкции перекрестка республиканских дорог «Р-99» и подъезда к Гродно от этой автодороги. На этом участке наблюдалась высокая интенсивность движения транспорта, в том числе левоповоротных транспортных потоков с большой долей грузовых автомобилей и автопоездов. После обустройства кольцевого перекрестка и применения «спиралевидной» разметки режим движения стал более спокойным, уменьшились транспортные задержки. С тех пор здесь не зафиксировано ни одного ДТП при сохранившемся уровне интенсивности движения и состава транспортного потока. Подобные развязки также предусмотрены на автомобильной дороге вблизи д.Коробчицы, в квартале многоквартирной жилой застройки по ул.Лидской.

Не требуя затрат

В 2015 г. на участке ул.О.Соломовой от перекрестка с улицей Советских пограничников до перекрестка с Л.Чайкиной была уменьшена ширина полос – до 3,25 м. Реализация этого решения и изменение ширины разделительной зоны позволили выделить дополнительные полосы для левоповоротных потоков перед примыканиями проездов к жилым домам к ул.О.Соломовой. Такая организация движения позволяет транспортным средствам, выполняющим левый поворот, ожидать допустимый интервал во встречном потоке, не создавая при этом препятствий для движения попутного транспорта. Помимо того, что сужение полос побуждает водителя снижать скорость, увеличивается пропускная способность. Подобные решения оправдали себя на ул.Брикеля и Индурское шоссе, проспекте Я.Купалы. Важно, что данная мера не требует значительных материальных затрат и проведения мероприятий по увеличению ширины проезжей части.

Правильное решение

Нельзя сказать, что все принимаемые меры положительно воспринимаются водителями или пешеходами. Одна из них – исключение отдельных маневров в транспортных узлах. К примеру, в 2015 г. на перекрестке пр-та Космонавтов с ул.Антонова и Красноармейской с учетом наличия рядом двухуровневой транспортной развязки было запрещено движение в некоторых направлениях. Поначалу это вызвало возмущение водителей из-за незначительного перепробега транспортных средств. Но статистика показывает, что решение было правильным: аварии с тяжелыми последствиями на этом участке прекратились.

С заботой о пешеходах и велолюбителях

Не секрет, что в Гродно и области развивается велосипедное и пешеходное движение: появляется всё больше велодорожек с твердым асфальтированным покрытием, разрабатываются веломаршруты, оборудуются велопарковки, пункты проката и т.д. Обустраиваются пешеходные дорожки, тротуары, для передвижения пешеходов и велосипедистов на республиканских транспортных магистралях укрепляются асфальтобетоном обочины.

В число важнейших мероприятий входит обустройство зон пешеходных переходов дополнительным электроосвещением, что позволяет добиться снижения числа погибших в темное время суток. Зачастую имеющихся уличных фонарей недостаточно, поэтому на переходах устанавливаются прожекторы с металогалогенными лампами, излучающими яркий световой поток белого цвета. Они устанавливаются на опоры наружного электроосвещения на высоте около 3-4 м с одной или обеих сторон от пешеходного перехода. Электропитание прожекторов обеспечивается от опор освещения, поэтому время их включения и выключения совпадает с работой уличных фонарей. Прожектор направляется таким образом, чтобы световой поток освещал пешехода по направлению его движения перпендикулярно проезжей части и не слепил водителя. Кроме того, дополнительное освещение может подвешиваться на натянутый над переходом трос, световой поток в этом случае направлен вертикально вниз.

Еще одно важное направление деятельности ГАИ – оптимизация количества пешеходных переходов. С 2016 г. на территории области ликвидировано более 80 переходов, не оборудованных надлежащей инфраструктурой и характеризующихся низкой интенсивностью пешеходного движения. За минувший год устранены 33 «зебры», 6 из них – в Гродно. К примеру, одним из наиболее обсуждаемых был перекресток на пересечениях улиц Брикеля – Лиможа. Большинство аварий здесь было связано с наездами на граждан, переходивших проезжую часть ул.Брикеля. Ее пересечение организовывалось по двум пешеходным переходам и осуществлялось в конфликте с транспортом, выезжающим с Лиможа. В июле прошедшего года один из переходов ликвидирован, установлены дополнительные ограждения, на перекрестке появились дополнительные секции светофоров.

Светофорные объекты

Также внимание гродненцев было приковано к перекрестку ул.Магистральная – Щорса. Анализ аварийности на этом участке за последние 5 лет показал, что в 3-х из 4-х случаев ДТП происходили с участием транспортных средств, выполняющих левый поворот с Магистральной на Щорса. В июле 2018-го здесь установили дополнительную светофорную секцию. Это позволило за счет уменьшения времени движения транзитного потока со стороны Брикеля организовать бесконфликтное выполнение левого поворота с Магистральной на Щорса, а также увеличить пропускную способность.

К слову, работа по строительству светофорных объектов ведется на системной основе. Общее количество транспортных светофоров в Гродно превышает 1450, пешеходных – 350. Все дорожные светофоры оснащены светодиодными светосигнальными устройствами. Большинство пешеходных имеют встроенные индикаторы обратного отсчета времени. Все СФО управляются современными дорожными контроллерами отечественного производства

Осторожно, дикие животные!

Немало усилий было направлено на предупреждение ДТП с участием диких животных. К этому сотрудников ГАИ подтолкнула трагедия, произошедшая в феврале 2018-го в Мостовском р-не. Тогда в результате наезда автомобиля на лося 1 человек погиб и 2 получили ранения. В ходе проделанной работы 25 участков автодорог на территории одиннадцати районов общей протяженностью 90 км обозначены дорожными знаками «Дикие животные», в том числе светодиодными на автодороге «М-6». Кроме того, на опасных участках республиканской трассы с 222 по 231 километры установлены защитные ограждения из сетки. В целом для предупреждения подобных ДТП на реконструируемых участках «М-6» предусмотрена установка таких ограждений общей протяженностью 75,7 км, а также устройство двух подземных переходов для животных.

Программа безопасности

В минувшем году сотрудники Госавтоинспекции работали над реализацией областной программы по повышению безопасности дорожного движения на территории Гродненщины и аналогичной программы вблизи учреждений образования. В результате 81 участок автодорог и улиц обустроен искусственными неровностями, 130 мест рядом с пешеходными переходами оборудованы дополнительным электроосвещением, 34 участка дорог с закруглением малого радиуса обозначены дорожными знаками «Направление поворота», 26 участков автодорог и улиц общей протяженностью 15,2 км обустроены укрепленными обочинами и пешеходными дорожками. Использование искусственных неровностей позволило снизить тяжесть последствий ДТП, совершенных на перекрестках. Если в 2011 г. погибло 9 человек, то в 2018-м – ни одного. Аналогичный эффект достигнут и от реализации мероприятий по обустройству закруглений дорог сегментами дорожных знаков «Направление поворота»: число погибших в ДТП снижено с 8 в 2012 году до 0 в 2018-м.

0
0
Поделись с друзьями