Авто

«Никакой романтики тут нет». Съездили в рейс с первой «официальной» дальнобойщицей в Беларуси

«Ну какая она дальнобойщица? Белобрысая, малая, худая, да еще с ногтями! Замуж ей надо и супы варить!» — такие комментарии 27-летний водитель-международник Александра Хурсан из Бобруйска под своими рабочими фотографиями в соцсетях получает регулярно. В ответ на обидные отзывы девушка лишь посмеивается и продолжает накатывать километраж на фуре. Журналистка AUTO.TUT.BY отправилась в рейс в паре с дальнобойщицей и посмотрела, как она справляется с работой, которую считают сугубо мужской.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

«Это не экскурсия по разным странам, как многие думают»

Если б еще пару лет назад Саше кто-нибудь сказал, что она будет управлять большегрузом, то девушка не поверила бы ни за что. В родном Бобруйске она получила профессию продавца, поступила в университет на экономиста, но, отучившись пару курсов, бросила: «не интересно». Перебралась в Минск и устроилась на «тухлую» работу продавцом в один из торговых центров возле Комаровки.

— Скукота, да и зарплата маленькая совсем была, в столице тяжело было прожить. Решила поехать домой, в Бобруйск, — вспоминает Александра Хурсан.

— До этого у меня в правах была только категория В и ездила я на малолитражке. Прошла курсы, потом была трехмесячная стажировка, на которую я ездила с братом. Я до этого в Европе и в России вообще не была, поэтому везде ездила с широко раскрытыми глазами.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

Поначалу Саше было страшно, когда Алексей усаживал ее за руль тягача. Но со временем девушка освоилась, научилась маневрировать на автопоезде, познакомилась с погрузкой-разгрузкой полуприцепа, документальным оформлением и другими премудростями профессии.

 Под конец стажировки я уже хотела, чтобы меня поскорей одну отправляли в рейсы: тесно нам стало с братом, даже спорили с ним. А он мне из вредности говорил: «Не знаю, Сашка, как ты будешь работать», — смеется дальнобойщица.

В свой первый самостоятельный рейс Александра Хурсан отправилась в мае этого года. За полгода побывала в России, Литве, Латвии, Чехии и Венгрии. Самые интересные кадры из поездок девушка выкладывает в своем Instagram и фейсбуке.

— Профессия вообще не романтичная. Это не путешествия и экскурсии по разным странам, как многие думают. Мы же, как правило, города объезжаем. Красоты видим только из окна тягача, когда едем по дороге. К тому же управлять грузовиком — это только небольшая часть моей работы.

«Помылся — и уже красивый!»

Александра всегда знает заранее, когда ей надо выезжать в рейс. Но бывает, что эти даты смещаются и ехать надо раньше. Она быстро забрасывает в свой Peugeot 206 необходимые вещи и несется из Бобруйска в Минск на базу к «кормилице» — так она называет свой Mercedes Actros.

Как оказалось, быть красивой дальнобойщице легко и для этого не нужна косметичка размером с чемодан: мейк-ап девушка не делает, только наносит на кожу крем.

— Если бы я еще сидела и красилась, то никуда бы не успевала. Здесь равняюсь на мужчин: помылся — и уже красивый, — смеется Александра. — Но ухоженной быть надо. Поэтому перед рейсом я делаю короткий маникюр с долговременным покрытием, подчеркиваю глаза наращенными ресничками. Волосы, конечно, должны быть в порядке. Укладку феном я не делаю: мою да расчесываю или делаю хвост.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
Штаны, вымазанные на загрузке, Саша постирала руками в душе на парковке и вывесила сохнуть на окно

Типичный вопрос, который все женщины задают Александре: что она делает, когда приходят критические дни, а в рейс ехать надо?

«Загружать груз в фуру — не моя задача. Но приходится»

Вместе с Александрой мы отправляемся на загрузку в пригород Минска. В этот раз предстояло загрузить полуприцеп пиломатериалами. Дальнобойщица въехала в узкие ворота, а впереди открылся вид на мокрую, в ямах и рытвинах, гравийную площадку, к тому же разъезженную колесами тяжелого транспорта. Здесь Саше надо развернуть автопоезд и стать левой стороной полуприцепа под загрузку. Сделать это было непросто: есть риск увязнуть колесами фуры в грязной каше.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

— Проедь вперед, там можно развернуться, не лезь в грязь — застрянешь. Я помогу, если что, — раздается голос из рации в кабине. Это, увидев Александру за рулем фуры, отозвался незнакомый коллега, который уже загрузил досками свой полуприцеп.

Девушка признается: никогда не отказывается от помощи мужчин, потому что самой иногда бывает справиться очень трудно. Отзывчивым дальнобойщиком оказался Евгений, водитель DAF из белорусской фирмы. По сути, мужчина мог бы уже и уехать, но остался, чтобы помочь Александре. Сначала он подсказывал ей, как «заломать» фуру и развернуться задним ходом, а потом помогал загружаться и затягивать стяжные ремни на грузе.

Девушка радуется, что загрузку надо было производить с одной стороны: тогда и растентовывать полуприцеп придется один раз. Ведь даже этот процесс требует физической подготовленности. Надо вытащить трос, открыть замки, отодвинуть штору, снять боковые доски.

— Если нет помощников, то делаю все сама. Надеваю перчатки, чтобы маникюр не испортить. Кстати, маленькие перчатки на мою руку найти проблема! Доски тяжело снимать: я их все не достаю, поэтому на лесенку залажу. Некоторые водители снимают их специальной палкой с крючком и бросают на землю с высоты. Но мне жалко — они ж потрескаются, я берегу их.

Несмотря на очень трепетное и бережное отношение к автомобилю, недавно Александра все же допустила оплошность в работе.

— На рампе была боковая загрузка, и, когда я уже отъезжала, надо было сделать большой угол поворота. Не подрассчитала и задней частью полуприцепа задела рампу. Обидно…

«За то, что стоим в очереди на границе, нам не платят»

После загрузки Александра поехала на таможню, которая находится на дзержинской трассе: надо оформить груз. Здесь девушка еще ни разу не была, поэтому не может сориентироваться: куда ехать, где подавать документы? Остановились перед знаком STOP возле маленьких домиков со шлагбаумами на въезде да и поехали дальше мимо них. Оказывается, надо было выйти именно там.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

Таможенное оформление груза может растянуться на несколько часов — к этому Саша готова. Поэтому предлагает пообедать в кафе рядом с таможней: ведь на часах уже около 16.00, а дальнобойщица за весь день успела только чашку кофе выпить.

— Вот так мы и ждем в очередях, время и деньги теряем. Оплата моего труда зависит от километража, который я проеду. Поэтому можно сказать, что на загрузках и разгрузках, в очередях мы работаем бесплатно.

Впрочем, в этот раз ждать долго не пришлось — через час-полтора документы были у водителя и мы выехали в сторону белорусско-польской границы.

«Крутить руль — это самое простое»

Александра говорит, что бытовая неустроенность в работе водителя-дальнобойщика не очень-то ее огорчает. Есть более серьезные вещи, от которых зависит конечный результат и размер заработка.

— Меня очень волнует, какой груз предстоит везти, от этого же успешность рейса зависит. Эти доски, которые сейчас в полуприцепе, — груз простой. А помню, как-то везла диски деревянные, сложенные стопками. Как их ни увязывали и ни обкручивали пленкой — они все равно съехали на бок, аж тент шаром выгнулся! Листы фанеры везла и тоже волновалась. Они скользят между собой и тоже могут съехать и даже тент разрезать.

Если водитель едет в Европу и обратно, то прохождение границы может занять неопределенное время: от нескольких часов до нескольких суток. Из-за этого может сместиться время, когда дальнобойщик будет находиться за рулем: например, ночью он вынужден ехать, а днем спать.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
Чтобы не забыть, а от этого не нарушить режим труда и отдыха, Александра постоянно помечает, во сколько она поставила машину отстаиваться и во сколько тронулась в путь

Водители большегрузов говорят, что прохождение границы — это всегда лотерея, кому как повезет. Подъезжая к ней, международники волнуются, начинают активнее переговариваться по рации: узнают, что там творится на пунктах пропуска.

 Ребята, что там на границе? — говорит Саша в рацию. А в ответ — тишина, хотя до этого ее коллеги-мужчины общались между собой…

Девушка не обижается на молчание: к такой ответной реакции на свой нежный голосок она уже привыкла.

Бывает, что пройти границу и оформить документы девушку пропускают без очереди. Но с каждым днем это происходит все реже.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
Монетки из разных стран Александра держит в большой банке в кабине — нужны они для оплаты туалета или душа

— Я к этому уже привыкла, теперь не обращаю внимания, — махнула рукой девушка. — Вообще, бывало, что меня за водителя не принимали, думали, что кто-то жену везет или дочь.

«Притворяюсь пассажиркой — чтобы не приставали»

Вообще поездка на фуре двух девушек равносильна сидению неведомой зверушки в аквариуме — всем было интересно на «чудо» посмотреть. И «зрители» не могли просто так проехать мимо: нам махали из соседних машин, кричали в рацию, на границе машину не выпускали за шлагбаум, чтобы рассмотреть внимательнее.

— Девочки из Минска, паркуйтесь рядом со мной, — кричал кто-то по рации, когда мы въезжали на паркинг в Польше.

— А мы смотрим, что это за девчонки тут ходят. Вы серьезно вдвоем на фуре? Из Беларуси? А что ж у вас там в стране происходит, что вам пришлось на грузовик сесть, а мужики-то ваши где? — забросали нас вопросами водители-россияне.

Дальнобойщики, которые не знали русского языка, просто молча поглядывали. Но один венгерский водитель не удержался, подбежал к нашему авто, распахнул двери и сделал попытку поцеловать ноги.

Иногда Саша «путает следы»: на стоянке перелазит на соседнее кресло и выходит из кабины через пассажирскую дверь: пусть все думают, что она — пассажирка, едет с мужчиной, и не пристают.

— Бывает, я уже улягусь спать, а кто-то в дверь стучит. Опускаю чуточку стекло и спрашиваю, что, мол, надо. Дверь никогда не открываю: откуда я знаю, что у человека в голове, вдруг рванет в кабину?

А предлагают девушке разное, но чаще всего познакомиться и просят дать номер телефона. Водители постарше к девушке относятся как к дочке и пытаются ее накормить, что-то подарить.

— Угощают меня, головой мотают и все приговаривают: худая какая, ешь больше, да лучше мясо да сало, ох, бедняжечка, как же ты такими маленькими ручками крутишь руль… Кто-то конфеты несет, кто-то — перчатки, мороженое. Один мужчина, который на загрузке мне помогал, принес палку и сказал, с ней удобнее будет замки затягивать, да и отбиваться от хлопцев пригодится.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

Дальнобойщица считает, что каждый рейс — это как поход в горы, где в трудностях проявляются люди.

А еще девушка сожалеет о том, что у многих дальнобойщиков бывает «вид просто никакой»: помятые, непричесанные, в рваной одежде. И надеется, что если в профессии будет больше женщин, то мужчины подтянутся и будут выглядеть опрятнее.

— Работу я бросать не собираюсь. Хотя понимаю, что когда-нибудь мне придется сделать перерыв: надо же семью заводить, детей рожать. Но с этим я не спешу: надо жизнь связывать с надежным человеком. Сейчас я мечтаю о рефрижераторе, шеф обещал мне купить. Хочу зарплату побольше. А еще хочу рейсы посложнее, хоть в Норвегию. Да меня хоть в космос пошли, я везде прорвусь!

// TUT.BY

Поделись с друзьями