От пьяных на электросамокатах до «правила двух полос». Что изменят новые ПДД в Беларуси?

Авто
Поделись с друзьями

О новых ПДД официально объявили на прошлой неделе, а накануне документ выложили на всеобщее обозрение. Автобизнес разбирался к чему готовиться водителям и пешеходам.

ГАИ

В общих чертах 

Новый документ вступает в действие через полгода после его опубликования, но уже сейчас можно сказать, что грядущие изменения можно считать существенными. Так, новые ПДД наконец-то включат в правовое поле электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и прочие устройства на электротяге. Это то, что обсуждалось уже очень давно.

Также оптимизируются скоростные лимиты для некоторых видов транспортных средств и, что очень важно, – негласное «правило двух полос» на пешеходных переходах приобрело свои вполне законные очертания, тот есть стало гласным. Это во многом исключит возможные конфликтные ситуации при общении с инспектором в споре «пропускал или не пропускал пешехода».

Но мы в первую очередь пройдемся по формулировкам, которые в отличие старых, но пока еще действующих правил, претерпели существенные изменения.

Пешеход на колесиках

Что такое велосипед, хорошо известно тем, кто знает ПДД наизусть – «транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой». Изменения в правилах приравняли к велосипеду аналогичные по конструкции транспортные средства, у которых есть электродвигатель «максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальной конструктивной скоростью движения, определенной его технической характеристикой, не более 25 км/ч, или иной двигатель с аналогичной характеристикой».

Понятие пешеход также дополнилось очень важным моментом – к ним отныне будут приравниваться те, кто управляет средствами персональной мобильности.

Средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Тут сразу стоит отметить, что раньше пьяных на электросамокатах наказывали как водителей и даже лишали «прав», как если бы человек ехал за рулем авто. Теперь вопрос снят, нетрезвый на электросамокате – это пешеход «под мухой». И если КоАП не претерпит изменений, то наказывать подобных нарушителей будут по статье 18.20.

На средствах персональной мобильности передвигаться можно по велодорожке, а если ее нет, то по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине. Главное – не создавать препятствия для других пешеходов. Наличие шлема при этом является рекомендательным, но не обязательным, а скорость должна быть не более 25 км/ч. И да, по требованию инспектора ГАИ пешеход на средстве персональной мобильности обязан пройти освидетельствование.

Важно отметить, что если такое «средство мобильности» имеет мощность электродвигателя более 0,25 кВт и не более 4 кВт с максимальной конструктивной скоростью движения не более 50 км/ч, то это уже мопед (п. 2.27 ПДД). Выше 50 км/ч – мотоцикл (п. 2.28 ПДД), со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Не менее знаменательное событие – теперь велосипедисты и прочие пешеходы «на колесах» смогут пересекать проезжую часть, не слезая с велосипедов/устройств. Главное – двигаться при этом со скоростью пешехода и убедиться, что выезд безопасен.

Детям до 14 лет управлять средствами персональной мобильности можно только в пешеходных и жилых зонах.

«Две полосы», эвакуация и скорость

Следующее нововведение можно смело занести в раздел «Свершилось». Наконец-то водители смело смогут заявлять инспектору про «правило двух полос».

Согласно п. 2.51 ПДД, под преимуществом понимается право на первоочередное движение в намеченном направлении и считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

Электромобили, так популярные сегодня, тоже обрели законодательное очертание. По новым ПДД, это «транспортные средства, приводимые в движение только электродвигателями от внутреннего перезаряжаемого источника». И владельцам «гибридов» под «электрички» не замаскироваться. Льготы, такие как возможность передвигаться по полосе для общественного транспорта, на «гибриды» не распространяются.

Ограничений для любителям мопедов и мотоциклов тоже прибавилось – двигаться на одном колесе, не держась за руль обеими руками (за исключением необходимости подачи сигналов, предусмотренных ПДД), не держа ноги на педалях, теперь запрещено. Как и запрещено водителям мотоциклов и мопедов (кроме бокового прицепа) перевозить пьяных пассажиров. Штрафовать, кстати, будут именно водителей – за «неправильную перевозку пассажиров»

В «старых» ПДД водитель, согласно п. 12, обязан был иметь при себе и предъявлять для проверки документы согласно достаточно длинного перечня. После вступления изменений в силу новых ПДД такая необходимость отпадет – при себе водителю нужно иметь лишь «права» и техпаспорт (свидетельство о регистрации ТС). Хотя страховка в новом перечне есть, но, как сообщил нам один из руководителей ГАИ МВД, требовать ее физическое наличие инспекторы не будут.

Важно: если транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке, то водитель обязан иметь при себе и предъявлять инспектору ГАИ вместе со свидетельством о регистрации также документы, подтверждающие законность приобретения транспортного средства (договор купли-продажи, счет-справка и т.п. – прим. редакции).

Добавились еще несколько оснований для применения инспектором ГАИ принудительной эвакуации транспортного средства. Если раньше это было возможным для машины с водителем-«бесправником», по «пьяной» статье или за нарушение правил остановки (стоянки), то теперь такая мера может быть принята и в случае парковки на месте для инвалидов (на авто нет знака «Инвалид») либо месте, которое предназначено для зарядки электромобилей (п. 147 новых ПДД).

В завершении поговорим о скорости. Лимиты оптимизируются. Например, вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей мотоциклы, легковые автомобили, грузовые машины массой не более 3,5 т могут двигаться со скоростью не более 120 км/ч, а автобусы – не выше 100 км/ч.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button