​»Первый SunDаy стоил меньше тысячи долларов, а потом только за хедлайнера — больше 30 тысяч». Как развивался крупнейший автофестиваль Беларуси

Авто
0
1
Поделись с друзьями

Крупнейший автомобильный фестиваль SunDay отменен — конечно, из-за коронавируса. Впрочем, Автобизнес узнал, что организаторы подготовили взамен, а также расспросил об истории крупнейшего белорусского автофестиваля.

«Среди иностранных участников есть опасения по посещению Беларуси»

В 2019 году фестиваль SunDаy отметил 10-летний юбилей. Год стал рекордным как по количеству представленных авто, так и по числу посетителей: в SunDay-2019 приняли участие более 500 человек и 22.000 зрителей.

«Теоретически можно было перенести дату проведения на сентябрь, но за такой срок мы просто могли бы не успеть полноценно подготовиться, — рассказал один из создателей фестиваля Михаил Кунцевич. — К тому же мы опросили иностранных участников: даже если откроют границы и отменят карантин, они все равно боятся к нам ехать, а без иностранных гостей мы потеряем статус международного автофестиваля. Поэтому в конце мая мы приняли решение отменить SunDay-2020″.

Сейчас организаторы готовят online-программу фестиваля SunDay на 18 июля. Будет голосование за лучшие автомобили с настоящими кубками и ценными подарками. Скоро обещают опубликовать программу.

По словам Михаила, подготовка к следующему мероприятию начинается буквально спустя несколько месяцев после проведения предыдущего. Более активная фаза стартует с января, а самыми «жаркими» считаются последние два месяца. За финальную неделю перед фестивалем, как признался сам Михаил, он теряет пять килограммов веса.

К слову, Михаил получил «права» в 21 год. Первое авто, на котором он ездил, — родительская Mitsubishi Carisma. Теперь у него Mitsubishi ASX и Mazda RX-8 как автомобиль для души, который он продолжает приводить в порядок.

Изменили формат и начали создавать «движуху»

По словам организатора, все началось больше 10 лет назад.

«В 2008-2009 годах в Гродно было много автоклубов, но все они были разделены по маркам: Opel-клуб, BMW-клуб и так далее. Не было сообщества, которое объединяло бы автовладельцев независимо от марки авто. Поэтому на базе ресурса «АвтоГродно» мы с Алексеем Костиным решили создать автоклуб с одноименным названием, участником которого мог стать владелец любого авто.

Сообщество получилось очень активным, мы изменили привычный формат встреч, постоянно устраивали какие-то конкурсы, начинали создавать «движуху». Приезжали владельцы дорогих авто, показывали их, я организовывал выступления. Ездили по городу колоннами с клубными флагами. Это было чем-то непривычным для того времени», — вспоминает Михаил.

Клуб организовывал в городе различные мероприятия. SunDay, по словам Михаила Кунцевича, просто стал их логичным продолжением. Таким способом организаторы клуба «АвтоГродно» решили отметить день рождения своего сообщества — собрали все интересные автомобили города на загородной площадке в одно время.

«В основном это были тематические автоклубы и просто владельцы интересных машин. Организовать первый SunDay было несложно, городские власти быстро пошли нам навстречу».

Первый автофестиваль, который спустя несколько лет получил статус международного и стал крупнейшим не только в Беларуси, но и на территории СНГ, обошелся организаторам в сумму меньше 1000$, скидывались ребята всем клубом. На подготовку ушел месяц, задействовано было около 30 человек.

Теперь же в день фестиваля мероприятие обслуживает около 350 человек, не считая коллективов музыкантов, журналистов и персонал партнеров фестиваля. Дополнительно на фестивале работает большая команда Гродненского райисполкома, который также является организатором SunDay.

Название фестивалю ребята придумали за неделю до проведения. По словам Михаила, порой это приводит к казусам, поскольку некоторые иностранцы переводят его и думают, что мероприятие будет проходить в воскресенье, — и приезжают на следующий день после его проведения.

«Теперь все хотят Михалка»

«В 2010-м было всего 70 автомобилей и 2000 зрителей. Тогда никто не думал об окупаемости, никто не мог представить, что спустя некоторое время только за часовое выступление хедлайнера мы будем платить более 30 тысяч долларов. Наиболее успешным было выступление Сергея Михалка с проектом «Ляпис-98» — он не был самым дорогим хедлайнером за всю историю фестиваля, но люди были в восторге от выступления.

Теперь ежегодно все пишут, что хотят видеть Михалка», — говорит организатор.

Михаил признался, что первые годы после каждого фестиваля появлялось желание больше этим не заниматься, так как организация забирала слишком много времени и сил. Но остановиться не давали люди, которые постоянно интересовались: «Что будет в следующем году? Мы уже готовим автомобиль под SunDay».

«Прорывным стал 2017 год — 70 клубов. Территорию увеличили на 30 процентов, значительно увеличился палаточный городок, где первая тысяча жителей была зафиксирована уже накануне в пятницу. Самый «дальний» участник приехал к нам из Испании — 3300 километров, это рекорд. Выступал «Ляпис-98″. Собралось 17 тысяч зрителей».

Михаил Кунцевич отмечает, что очень важную роль в развитии фестиваля сыграло появление «безвиза», благодаря которому иностранцам стало гораздо проще приехать в Гродно.

«Раньше нам приходилось оказывать визовую поддержку, теперь гораздо проще. Но и сейчас, несмотря на то что приехать без визы можно уже не первый год, многие иностранцы до сих пор не знают про такую возможность.

На первом SunDay были только гродненские машины, со второго стали приглашать минчан и жителей других городов Беларуси. На третьем появились первые гости и участник из-за рубежа. Последние годы иностранные участники составляют уже более 50 процентов общего числа машин. Теперь про фестиваль знают во многих странах Европы. Мы сами посещаем много различных событий в разных странах, общаемся, приглашаем гостей, перенимаем и делимся опытом. Приятно, когда многие собеседники говорят, что знают о SunDay или даже были участниками или гостями», — рассказывает Михаил.

Собеседник говорит, что наиболее охотно в гости едут литовцы. «С поляками немного сложнее, они больше смотрят на запад. Литва тоже давно в ЕС, но литовцы одинаково интересуются фестивалями в обоих направлениях».

«Около 15 процентов участников фестиваля приезжают в Гродно уже не первый год. За столько лет с SunDay связано много интересных историй.

Например, в 2019-м участник из Москвы сделал предложение своей девушке на камеру прямо перед сценой фестиваля. Ведущие стали поздравлять будущую семью, даже не услышав ответ девушки, — Слава Комиссаренко сказал: «Парням на таких автомобилях не отказывают!» Они счастливая пара, мы до сих пор общаемся с ними.

В 2016-м мама одного ребенка прислала фото, как ее сын после фестиваля выставил все свои машинки и устроил свою выставку».

Михаил считает, что обратная связь с аудиторией очень сильно помогла выйти на новый уровень и сделать фестиваль лучше: «В комментариях люди писали, что им не нравилось. Мы прислушивались к их мнению, анализировали, исправляли и благодаря этому становились лучше».

70 процентов заявок получают отказ

Организатор признается, что некоторое время были вопросы с отбором участников, так как заявки через интернет рассматривали иностранные судьи с совершенно разными взглядами и подходами. Последние годы таких проблем нет, к рассмотрению присоединились местные судьи с богатым опытом восстановления и тюнинга авто. При этом около 70% заявителей получают отказы —  из более 1200 заявок проходят отбор только 400-500.

«Даже с учетом эпидемиологической обстановки очень много людей продолжало интересоваться, будет ли фестиваль в этом году. Со многими участниками уже установились приятельские отношения. Для нас это самое важное. Кто-то целый год готовит машину, чтобы показать ее. Есть люди, которые буквально «живут» этим. Поэтому мы решили создать фестиваль в новом формате, в другом месте и под другим названием.

Если формат SunDay родился сам по себе за счет отзывов, то за основу нового фестиваля будут взяты европейские стандарты, то, что мы видели на Западе. Ожидаем в районе 100-150 участников и около 2000 зрителей.

Это будет белорусское мероприятие с белорусской символикой. Будет более простой отбор, чем на SunDay. Здесь мы сможем показать автомобили, которые не могли пройти отбор для SunDay. Фестиваль будет называться «Локация», предположительное время проведения — середина сентября», — рассказал Автобизнесу Михаил Кунцевич

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close