Авто

«Предлагают ездить в автошколу за 250 километров». Программист из Гродно отстаивает право учиться в автошколе в родном городе

Не прихоть, а необходимость

Программист из Гродно Алексей Лукьянчик с детства cтал инвалидом. В полтора года он попал в автомобильную аварию. Выжить в ужасном ДТП в 1998 году удалось ему одному. Правда, с тех пор не работает левая рука. Врачи диагностировали левосторонний плексит и назначили третью группу инвалидности.

РИСУНОК АНАТОЛИЯ ЩЕГОЛЕВА

За 20 лет парень научился все делать одной правой. Единственное, с чем возникли трудности, так это с получением водительского удостоверения:

– В начале лета захотел сдать на права и стал обзванивать автошколы в Гродно, но везде получал стандартный ответ – «инвалидов не принимаем». Между тем я старательный ученик: окончил школу с золотой медалью, оту­чился в Гродненском государст­венном университете имени Янки Купалы. 

Проблема не в теоретическом курсе, который Алексей может пройти в любой школе Гродно, а в практическом – курсант должен откатать 50 часов на специально оборудованном автомобиле. А такого в городе нет, рассказывает sb.by.

С мечтами о личном транспорте Алексей добирается до офиса полчаса, хотя на машине дорога на работу заняла бы не более десяти минут. А еще он планирует, как будет ездить за покупками в супермаркет, чтобы не носить в одной руке тяжеленные пакеты с продуктами.

Алексей Лукьянчик
ФОТО БОРИСА МЕЩЕРЯКОВА

Недостаток специальных учебных машин – проблема не новая. До конца 1990-х в стране существовали авто­школы, которые имели в своем автопарке автомобили с ручным управлением. Их было немного, но как минимум по одной в области. Так что люди с инвалидностью, желающие пройти обучение и получить заветный документ, могли это сделать, хоть и без большого выбора.

– Обидно доказывать, что личный транспорт для таких, как я, – давно не роскошь, а необходимость. В той же Польше, например, даже человек с серьезными физическими ограничениями может получить права. Был как-то в Белостоке, вызвал такси. Приехал водитель, у которого не было ног. Педали газа, тормоза и сцепления располагались на руле, так что он без труда управлял «Фольксвагеном». Кстати, мне, вероятнее всего, даже не придется специально переоборудовать автомобиль: смогу водить машину с автоматической коробкой передач.

Когда молодой человек поднял в соцсетях вопрос доступности обучения, его поддержали десятки единомышленников. Алексей обратился в Гродненский горисполком:

– Специалисты управления по труду, занятости и социальной защите вошли в мое положение и пообещали помочь решить проблему. Понимаю, что государство не может обязать частные автошколы закупать специальные машины, потому что в Гродно, например, всего 10–15 человек, ко­торые хотят пройти обучение. Начальник управления Лилия Иосифовна предложила выделить один-два автомобиля на всю страну, которые будут курсировать по городам по мере комплектования групп. Этот вопрос планируют вынести на очередную сессию Респуб­ликанского межведомственного совета по проблемам инвалидов.

А пока Алексей ищет различные варианты. На днях узнал, что может откатать необходимые часы на машине Вилейского государственного профессионально-технического колледжа. Но перспектива ехать за 250 километров не кажется радужной, ведь ему придется на месяц или даже больше брать отпуск, чтобы отправиться в другой город. Это обойдется в копеечку.

Программист приценивается к автомобилям на «автомате» и надеется, что уже в ближайшем будущем сможет сесть за руль учебки в Гродно.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского городского исполнительного комитета Лилия Санюкевич:

– В Гродно наберется человек 15, которые хотели бы сдать на права, но не могут ехать в другой город. А с учетом того, что люди, имеющие I и II группу инвалидности, получили льготы на растаможку автомобилей (Указ № 140 от 10 апреля 2019 года. – Прим. «ЗН»), потребность в услугах автошкол будет только расти. Мы направили в комитет по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома предложение рассмотреть вопрос приобретения специально оборудованного учебного автомобиля, который мог бы курсировать между крупными городами по графику. Ждем, что его рассмотрят на ближайшем Республиканском межведомственном совете по проблемам инвалидов.

СКАЗАНО

Заместитель директора предприятия «Белтехосмотр» Михаил Свистун:

– В нашей стране три автошколы, в которых обу­чают людей с инвалидностью: в Минске, Вилейке и Кобрине. Спрос на их услуги относительно невысокий: 20–30 человек в год. При таком количестве курсантов нет необходимости закупать специальные автомобили для других городов, ведь затраты на оборудование не окупятся, а работать себе в убыток никто не заинтересован.

Чтобы повысить доступность обучения, мы внесли изменения в программу подготовки людей с инвалидностью: разрешили практиковаться на автомобилях с коробкой-автоматом, ввели раздельное обу­чение (теоретический курс можно пройти в автошколе своего города, а практический – там, где есть специальный транспорт). Кроме того, заключили договор с Вилейским государственным профессионально-техническим лицеем, который обучает вождению, а также обеспечивает курсантов местами в общежитии.

 

Поделись с друзьями