«Рейсы временно приостановлены». В среде маршрутных перевозчиков мнения разделились

Авто
Поделись с друзьями

Последние несколько дней в центре внимания оказались междугородние маршрутки. Весь сыр-бор из-за статуса «регулярных перевозчиков», что предполагает работу через госоператора, жесткий график, определенное место отправления (прибытия), контроль за соблюдением ПДД, режима труда и отдыха с помощью GPS и пр. Многие предприниматели и фирмы, задействованные в сфере, возмущены, а некоторые даже временно отказались от выполнения поездок, считая, что это монополизация рынка, способствующая снижению конкуренции… Вчера в редакцию обращались пассажиры, которые не могли уехать на маршрутках из регионов. Корреспонденты Onliner.by выслушали несколько сторон, чтобы разобраться в ситуации.

Что стало причиной недовольства?

Полгода назад приняли изменения в закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Некоторые коррективы касались работы маршрутных такси.

Принципиальный момент — в оформлении регулярных перевозок, к которым выдвигается ряд требований (наличие навигационного оборудования, участие в конкурсе по определению перевозчика, необходимость выполнять поездки по расписанию, привязка в качестве конечной/начальной точки к вокзалу или диспетчерской станции и др.).

Владельцы маршруток считают, что выполняют нерегулярные перевозки: «У нас гибкое расписание, разные интервалы движения, да и от маршрута можем отклониться. Нет признаков регулярных перевозок, о которых сказано в законе. Значит, эти требования нас касаться не должны».

Однако многие из предпринимателей и компаний, работающих в этой сфере, за последний месяц получили официальные бумаги из Министерства транспорта и коммуникаций с предупреждением о том, что их деятельность относится как раз к регулярным перевозкам, а следовательно, необходимо «заключить договор на осуществление перевозок пассажиров в регулярном сообщении».

Напомним, поправки в законодательство вступили в силу 23 января 2018 года, но еще в течение месяца все оставалось как прежде. Чиновники ждали, что перевозчики массово станут регистрироваться.

— Провели 412 семинаров и совещаний с участием представителей операторов перевозок, перевозчиков, было 452 выступления и публикаций в СМИ. Все об этом знали, десятки перевозчиков заключили договоры на регулярные перевозки на маршрутах, по которым работали ранее, — проинформировал заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко.

Обстановка на маршрутах

Наибольшего напряжения ситуация достигла вчера, 26 февраля. В кругах маршрутчиков ходили слухи, что с понедельника «транспортники начнут привлекать к ответственности». Пока нет информации о конкретных фактах. Во всяком случае, нам не сообщали о повальных рейдах или усиленном контроле.

Однако некоторые перевозчики решили на линию не выходить. В частности, компания «Полоцкий экспресс», которая работает по маршруту Минск — Полоцк, разместила на своем сайте красный баннер с предупреждением. «Во избежание получения штрафных санкций и/или других административных взысканий, нами принято решение о приостановлении оказания услуг нашей компанией с 26 ФЕВРАЛЯ 2018г. до момента определения вида деятельности в соответствии с Законом», — сообщает перевозчик.

Мне было очень удобно пользоваться именно маршрутками, которые ходили каждые два часа. Для сравнения: маршрутный автобус ездит реже и в неудобное для меня время. Если ситуация не изменится, даже не знаю, как буду добираться до родителей на большие выходные».

Многие водители маршруток из числа «нерегулярных» все же выехали на свой страх и риск. Предприниматели и владельцы транспортных компаний объясняли:

«Не хотим подводить пассажиров, которые на нас рассчитывают. А еще посмотрите, какая погода — люди не должны мерзнуть на остановках, не зная, что за ними не приедут»

Позиция «нерегулярных» перевозчиков

Владельцы и водители маршруток, которые не согласны с поправками в законодательство, собирались вчера возле железнодорожного вокзала. Именно отсюда во многие города Беларуси отправляются микроавтобусы — на стоянке несколько автомобилей с надписями «Лида», «Могилев». То и дело слышен зычный голос зазывалы: «До Солиго-о-орска!»

— Что вас не устраивает? — спрашиваем у троих водителей, которые работают на маршруте Минск — Молодечно.

— Собираем пассажиров по городу, в удобных местах, на остановках. А нас загоняют под автовокзалы и единого оператора.

— Не сможем больше формировать график движения. Раньше могли бы поставить и три, и четыре машины на одно время. Это было удобно пассажирам. А сейчас диктовать расписание будет автовокзал…

— Мы стали развивать сервис для обычных людей. Например, чтобы записаться на рейс, можно позвонить диспетчеру, оформить заявку через сайт или с помощью приложения. А теперь все это теряет смысл?

— Получается, мы вынуждены будем отдать клиентов, которых нарабатывали годами, автовокзалу, — опасаются собеседники. — А допустим, конкурс выиграет другой перевозчик. Получается, мы останемся не у дел? Для чего вообще конкурсы? Зачем? Теряется весь смысл конкуренции. Ради чего повышать сервис, зачем онлайн-бронирования, если выиграют одна или две компании?

По мнению частных перевозчиков, они создают большую конкуренцию государственным участникам рынка, и именно с этим связано введение «новых правил игры».

— Нам говорят, что введут контроль, обяжут устанавливать навигационное оборудование. Пожалуйста! Пускай контролируют скорость, местонахождение автомобиля. По поводу соблюдения режима труда и отдыха — так водитель сам в этом заинтересован, — заверяли нас водители.

Перевозчики подчеркивают, что они официально оформлены и зарегистрированы, платят налоги, госпошлину, дважды в год их автомобили проходят техосмотр: «Однако сейчас еще придется платить за навигационное оборудование, переводить деньги за заезд на автовокзал и за продажу билетов через кассу. Но главное, время простоя увеличится. Разумеется, по этим всем причинам билеты на проезд подорожают».

Еще один наш собеседник — Вадим, представляющий компанию «Северный экспресс», которая возит пассажиров из Минска до Витебска за 10 рублей. Рассказывает, что начинал работать на этом направлении три года назад. Тогда у них были всего одна-две машины, сейчас же они ежедневно отправляют двадцать автомобилей:

— Когда мы пришли на маршрут, столкнулись с административными методами воздействия. Нас пытались задушить на стадии развития. Хотя надо было просто развивать сервис, как делали мы. Сейчас мы не опасаемся транспортной инспекции, а вот монополии боимся. Ведь даже если мы выиграем конкурс, то станем монополистами. А когда тебе не на кого равняться, ты не будешь думать о пассажирах. Сегодня подстраиваемся под требования людей: если человеку надо ехать в шесть утра понедельника, то садимся и едем. Все корректируется спросом, как и должно быть на рынке.

— Думаю, любой маршрут может быть рентабельным, даже если он считается социальным. Главное, грамотно подойти к его реализации, — говорит Вадим из компании «Северный экспресс». — Если люди просят, и не один раз, значит, есть смысл туда ехать.

«Поймите, мы хотим подстраиваться под человека, а не под автовокзал. Если иное не предусмотрено договором, почему бы не отправляться с площадки, любой остановки — оттуда, где удобно людям?»

Нам также удалось поговорить с Дмитрием, руководителем компании «Полоцкий экспресс», которая вчера приостановила деятельность.

— Все в неведении, что будет происходить дальше. Мы не понимаем, в каком поле работаем — правовом или нет. Отправили официальный запрос в Минтранс. Хотим понять, как нам быть. Знаю, что наши конкуренты тоже приостановили поездки. Люди, конечно, недовольны. Звонят в диспетчерскую. Да в соцсетях почитайте хотя бы, что люди пишут…

— Нам никто не позволит выполнять то число выездов, которое мы осуществляем сейчас, — продолжает руководитель компании «Полоцкий экспресс». — Будет жесткое регулирование отправлений, числа транспорта. Мы не против работать от вокзала. Основная проблема в том, что не сможем выставлять расписание без лишних согласований и чутко реагировать на спрос. Считаем, что конкурс не нужен — пусть работают все, кто может и отвечает прежним требованиям.

Однако… «Около месяца назад многие „нерегулярщики“ начали получать письма от Транспортной инспекции. Как в них сообщалось, по результатам проведенного мониторинга стало известно, что их автобусы ездят по установленным маршрутам регулярно — в определенные дни и по расписанию, но при этом договора на такие виды перевозок у маршрутчиков нет — а это нарушение Закона „Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“», — сказано в петиции, появившейся на change.org.

Впрочем, не все так однозначно, как может показаться. Есть перевозчики, которые поддерживают изменения в законодательстве. Они утверждают, что т. н. «нерегулярка» неоднократно была замечена в недобросовестной конкуренции, а нынешние правила могут поставить всех в равные условия.

С одним из регулярных (частных) перевозчиков мы поговорили на автовокзале «Центральный». Сергей возит пассажиров из Гомеля в Минск с 2001 года. Он рассказывает:

— Меня устраивает такая форма работы. Большие сборы автовокзала? Не сказал бы, мы по безналу перечисляем деньги. Это небольшая сумма. Пассажиры есть всегда. Заметьте, все получают билеты перед поездкой, а не после. При этом никто нам не диктует, куда заезжать, а куда не заезжать… Говорят, мол, автобусы плохие. Посмотрите, какой у меня салон — Wi-Fi, два телевизора… Главное, что пассажир уверен в безопасности и билет всегда при нем.

Свою позицию, в частности, нам изложила Екатерина Станкевич — юрист, занимающийся вопросами пассажирских перевозок с 2009 года:

— Давайте сначала разберемся с понятиями. Регулярные перевозки — это те, которые осуществляются по одному маршруту и четко в соответствии с расписанием. По таким правилам работают государственные маршрутки и некоторые частные компании. Нерегулярные перевозки обслуживают торжественные, траурные мероприятия, командировки и др., то есть когда перевозится организованная группа лиц.

Ситуация на рынке перевозок давно требовала вмешательства. В ущемленном положении оказались те, кто действовал как раз по законодательству. На некоторых маршрутах регулярная сеть была «убита».

Например, «нерегулярщики», зная наше расписание, выезжали на 5—10 минут раньше и собирали всех пассажиров. Такая ситуация сложилась на многих востребованных маршрутах.

Вообще, использовались разные способы: демпинг, дезинформирование пассажиров и так далее. В результате на некоторых маршрутах остались только «нерегулярщики». Разумеется, для ухода от ответственности они используют разные уловки. Так, выявлены факты, когда заказ-наряд оформлялся на несуществующее лицо, а пассажиров собирали с помощью диспетчерской службы. У одного из перевозчиков было изъято 300 путевых листов с отметкой врача. А до этого остановили «нерегулярщика», который вез пассажиров в Минск в состоянии сильного опьянения (2,7 промилле).

Есть много видеодоказательств, что кассовых аппаратов в машинах «нерегулярщиков» нет. Или когда кто-то просит билет, вдруг вырастает стоимость поездки. А если ДТП? Сможет ли безбилетный пассажир получить страховое возмещение? Сомневаюсь…

Постепенно формы борьбы принимали все более ожесточенные методы. За все время моей деятельности мне не раз поступали угрозы… Избивали водителей одной из фирм, с которой я сотрудничала.

Делали «ежи» и на ходу выбрасывали под колеса маршруток. В Дятлово один из микроавтобусов обстреливали четыре раза. Вот так отстаивают рынок «честные» игроки!

Сейчас много говорят о том, что автопарки пребывают в печальном состоянии. А кто их сделал убыточными? Раньше за счет коммерчески выгодных маршрутов они могли выполнять социальные. Например, заезжать в деревню (находящуюся в паре километров от трассы), жители которой просили обеспечить транспортное сообщение. А теперь такой возможности нет.

Типичный пример. По дороге из Узды в Минск есть деревня Черничное, находящаяся в трех километрах от трассы. К властям обратился пенсионер-инвалид, которому нужно постоянно ездить в Боровляны для обследования. «Нерегулярные» перевозчики предложили ему платить 10 рублей (хотя билет от Копыля до Минска стоил 6 рублей). Дедушка возмутился. Тогда оператор обратился к частным регулярным перевозчикам, которые согласились возить пенсионера за 3,5 рубля.

С тем же Копылем. Девушка, жаловавшаяся, что не может уехать, должно быть, не знает, что двум местным перевозчикам предлагали заключить договор о регулярных перевозках. Они отказались. А теперь сошли с линии?

Сейчас Минтранс идет на уступки: приходите и регистрируйтесь. Достаточно подать заявление оператору (в Минской области это «Миноблпассажиртранс»), в котором нужно указать свое расписание. У каждого маршрута может быть несколько перевозчиков. Но придется ездить строго по графику — вне зависимости от того, один пассажир будет в салоне или несколько.

А еще ни один регулярный перевозчик не сможет выехать на «лысой» резине или увеличить рабочий день для водителей до 17 часов. Помните, был случай, когда шофер уснул за рулем? У него просто не было сменщика… Новые правила позволят упредить такую ситуацию.

Многие возмущаются привязкой к автовокзалу. Хотя на самом деле терминалом может быть вокзал, автостанция или диспетчерская станция. Здесь тоже все просто: заключается договор и оплачивается небольшая сумма за услуги. Например, на вокзале «Центральный» за половину января наша компания за 99 заездов заплатила 75 рублей. Для сравнения: разовый заезд на ДС «Карбышева» стоит 47 копеек.

Также ходят слухи по поводу взимания 15% со стоимости билетов, если они продаются через кассу. Но ведь у водителя есть возможность реализовывать их собственными силами с помощью кассового аппарата, установленного в автомобиле.

Комментарий регулятора

Вчера на официальном сайте ведомства появился подробный комментарий по поводу сложившейся ситуации. В нем напоминают, что основной целью изменений законодательства стала необходимость повысить безопасность перевозок и качество услуг, создать условия для обеспечения добросовестной конкуренции:

«Установлены факты массового выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении по договорам фрахтования по действующим маршрутам следования автобусов регулярного сообщения. Такие перевозки в нерегулярном сообщении выполнялись по определенным маршрутам, с установленным расписанием и временем отправления, в том числе с территорий, прилегающих к пассажирским терминалам, что по своим признакам являлось не чем иным, как перевозками пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных.

Данное обстоятельство было связано с тем, что для организации перевозок в нерегулярном сообщении не требовалось:

— соответствовать критериям, установленным конкурсом на право выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении и договором об организации перевозок (требования к подвижному составу, водителям, соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха водителей и др.);

— разрабатывать и согласовывать паспорт маршрута с соответствующим подразделением ГАИ;

— соблюдать расписание движения.

Кроме того, фактически у непосредственных организаторов таких перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении отсутствовала ответственность перед пассажирами за несвоевременную подачу транспортного средства, невыполнение рейса.

Из данной схемы организации перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении исключался сам пассажир, так как договор фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров с ним не заключался, а в лучшем случае выдавался чек о принятии наличных денежных средств.

Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для проведения работы по внесению соответствующих изменений в Закон Республики Беларусь „Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“, которая была начата в 2015 году».

Справочно: автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении выполняются на основании договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров.

По договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров автомобильный перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату заказчику автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (фрахтователю) одно или несколько транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки пассажиров.

Для выполнения автомобильной перевозки пассажиров по договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров оформляется заказ-наряд.

При автомобильной перевозке пассажиров по договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров запрещается взимание платы с пассажиров, не являющихся заказчиком автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (фрахтователем).

Справочно: автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются автомобильными перевозчиками, признанными победителями конкурса на право выполнения таких перевозок, если иное не установлено президентом.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, за исключением международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, выполняются в соответствии с договорами об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, заключаемыми с заказчиком (заказчиками) таких перевозок либо оператором автомобильных перевозок пассажиров в случае его определения таким заказчиком (заказчиками).

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по договору автомобильной перевозки пассажира. Договор автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении является публичным. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Начальный и конечный остановочные пункты маршрутов междугородной внутриобластной, междугородной межобластной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении должны находиться на автовокзале, автостанции, автокассе или диспетчерском пункте, если иное не определено договором об организации автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении.

Фото: Максим Малиновский

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button