«Производители уходят на паузу» — ситуация на рынке шин

Авто
Поделись с друзьями

Новости, потрясающие как бизнес, так и рядовых потребителей, выходят ежедневно на протяжении трёх недель. За это время о приостановке или сокращении производства заявили крупные иностранные бренды, имеющие свои заводы в России: Michelin, Bridgestone, Pirelli и Continental. На сегодня продолжают работу Yokohama и Nokian. Kак это отразится на белорусском рынке, и пообщались с крупными игроками шинного бизнеса, рассказывает av.by.

шины санкции цены

Bridgestone на паузе, Nokian продолжает работать

Сразу мы обратились к представителям завода Bridgestone в Ульяновске. Там нам официально подтвердили факт временного перерыва в работе.

— Продолжающийся кризис на Украине затронул многих людей и различные сферы бизнеса. Bridgestone тщательно анализирует его влияние на свою деятельность в этих сложных обстоятельствах, — говорится в пресс-релизе. — В настоящее время компания сталкивается с серьёзными проблемами, вызванными перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валют, которые серьёзно сказываются на возможности обеспечить стабильное производство в России.

— В связи с этим принято решение приостановить производство в Ульяновске, поставки в Россию и будущие инвестиции до дальнейшего уведомления. Производство будет приостановлено с 18 марта 2022 года, — сообщает российское представительство Bridgestone.

В документе также сказано, что «в настоящее время компания продолжит оказывать поддержку своим 1 100 сотрудникам во всех подразделениях и будет выплачивать заработную плату. Поскольку ситуация продолжает развиваться, глобальное и региональное руководство Bridgestone будет внимательно следить за изменениями и при необходимости гибко адаптировать планы».

Обстановка с финским брендом Nokian более однозначная, хотя стоит добавить слово «наверное». Представители компании очень осторожны в своих заявлениях после путаницы, произошедшей 25 февраля.

— Завод компании Nokian Tyres во Всеволожске (Ленинградская область) продолжает работать, — кратко ответили на наш запрос.

Напомним, 25 февраля российские СМИ стали распространять информацию о приостановке производства завода во Всеволожске. Чуть позже в тот же день выяснилось, что слова менеджера по коммуникациям финского офиса Nokian Tyres Тарьи Пеннанен были неверно интерпретированы.

Компания сохраняет свою приверженность российскому рынку и производству в России. Недавние публикации в некоторых СМИ о том, что завод Nokian Tyres в России якобы останавливает свою деятельность, или о том, что рассматривается вопрос об уходе компании из России, абсолютно не соответствуют действительности. Наш завод продолжает работать в штатном режиме, мы будем обеспечивать поставки нашим российским клиентам так же, как и экспортные поставки, — цитировали в пресс-релизе слова Андрея Пантюхова, генерального директора «Nokian Tyres Россия».

Belshina: «Резких скачков стоимости не будет»

С просьбой прокомментировать обстановку на белорусском рынке шин и поделиться своими прогнозами мы обратились в ОАО «Белшина». Начальник управления маркетинга Андрей Каноник ответил на наши вопросы.

— Наше производство равномерно работает уже длительное время, если говорить про самые массовые направления — шины для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Повышенный спрос сейчас действительно есть. Мы наблюдаем возросшее количество обращений к «Белшине» и заявок на поставки.

— Причины повышенного спроса понятны: валютная составляющая и неопределённость в том, будут ли представлены в принципе импортные шины на рынке Беларуси и России. Поэтому у наших крупных партнёров начинается работа по заполнению складов в преддверии летнего сезона. Надо понимать, что поток европейских брендов в Беларусь замедлился, а это приличная доля — около 30—40%. Речь про шины «старосветских» марок, производимые в России и поставляемые напрямую из ЕС. Естественно, все начинают смотреть на бюджетный сегмент, а там первое, что приходит на ум, — Belshina.

С учётом приостановки отдельных заводов в РФ возникает логичный вопрос: стремится ли «Белшина» занять эту нишу за рубежом, когда у «домашнего» потребителя тоже повышенный интерес? А хватит ли производственных мощностей?

— Могу сразу и однозначно сказать: нет, — убеждает Андрей Каноник. — Доля «Белшины» на российском рынке составляет 5%, притом что РФ — и так наш основной торговый партнёр. В прошлом году мы поставили в Россию порядка 2 миллионов шин. Наши мощности по этому сегменту загружены фактически на 90%. Одномоментно увеличить и дополнительно дать не можем, что обусловлено нашими возможностями. Даже если обеспечим 100% мощности завода, то это будет лишь капля в море для рынка РФ.

— В России, наверное, больше переживают из-за ситуации в горно-обогатительной промышленности, где требуются крупногабаритные шины (КГШ) — как на БелАЗ. Там доля Bridgestone и Michelin уже порядка 80 процентов. Если говорить про массовый сегмент, то лидер российского рынка — компания Nokian, которая пока работает в штатном режиме. На заводе в Ленинградской области производят 15 миллионов шин. Один бренд Nokian равен практически всем вместе взятым иностранным производителям.

Отдельно в разговоре с представителем завода затронули тему импортных компонентов для белорусских шин.

— Натуральный каучук производится в Юго-Восточной Азии: Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и так далее. Они никаких санкций не вводили против Беларуси и РФ. Плюс ко всему в легковой шине используется преимущественно синтетический каучук, а Россия является одним из основных производителей этого компонента. Вся прочая химия, которая, например, повышает износостойкость шин, — из Китая. Конечно, какие-то логистические цепочки порвались, но не полностью, не так, чтобы завтра остановить наш и другие заводы.

Как отмечает Андрей Каноник, в марте цены на шины белорусского производства увеличились приблизительно на 10%.

Мы ориентированы на внутренний рынок. Чтобы простой человек сильно не почувствовал, резких скачков стоимости делать не планируем. Всё будет стабильно и понятно — никаких колебаний, а дальше рассчитываем работать в данном ценовом диапазоне. Сырьевую часть, которая зависит от курса валюты, мы компенсируем, но это в пределах 6—7%.

— Насколько я знаю, наши фирменные магазины финансовые программы сворачивать не планируют. Наша внутренняя банковская система работает без сбоев, вся экспортная часть проходит по предоплате тоже со своевременным внесением всех платежей и без задержек.

Vior.by: «Ценник подрос где-то на 45%»

Денис Скурат, представитель магазина Vior.by, подтвердил, что теперь интерес к продукции, мягко говоря, повышенный.

Сейчас огромный спрос из-за скачка курса на… всё подряд! Люди думают, что всё подорожает, поэтому те, у кого есть деньги и потребность в шинах, покупают их прямо сейчас. Продажи хорошие.

— Возможно, продажи не очень рентабельные, ведь все поднимают или пересчитывают стоимость, а магазины и импортёры не всегда зарабатывают при таком увеличении цен. Всё зависит от скорости: одни быстро на колебания реагируют, а другие — не так оперативно. Бывает, пока заказ прибывает со склада, стоимость в рублях несколько раз меняется из-за очередного изменения курса, но в валюте всё стабильно. Так для магазина продажа выходит в «ноль», если не в минус. Нужно понимать, что это происходит именно в моменты, когда курс скачет.

— Из-за санкций шины большого числа брендов нельзя будет завезти. Временно или нет — никто не знает, точной информации пока нет. Сейчас отгрузки приостановлены многими предприятиями, например Hankook, Laufenn, Bridgestone. Сербские Taurus и Tigar, польские Kormoran — тоже на паузе. Украинские бренды Rosava и Premiorri не могут выполнять заказы из-за боевых действий. На российские производства (Nokian, Cordiant, Kama) и даже нашу «Белшину» идёт колоссальная нагрузка, — рассуждает представитель магазина. — Заводы не создадут продукции больше, чем способны. Как бы то ни было, спрос превышает предложение. Во многом из-за непонимания, сколько война в Украине продолжится.

— Рынок пустым не будет — всегда есть чем заменить ушедшие из продажи или пропавшие бренды. Другой вопрос, что это не сделаешь быстро. Даже из Китая товару придётся плыть минимум 90 дней. Пока шины произведут, отгрузят и доставят, пройдёт какое-то время. Скорее всего, за такой срок покупатель найдёт альтернативу, а сезон сменится.

Говоря про шины самых ходовых размеров, специалист магазина подчёркивает: нынешний спрос пока удаётся сдерживать за счёт складских запасов прошлых лет. Отчасти — благодаря недавним поставкам, которые успели прибыть в Беларусь.

— Вероятно, покупательская активность со временем упадёт, но останется дефицит. Некоторые производители, особенно бюджетного сегмента, не делают много размерностей: у той же «Белшины» больше R18 вариантов для легковушек нет, у Kama и Viatti — максимум R19. Закрыть все потребности рынка они не смогут. А сербы, которые в бюджетном сегменте обеспечивали разнообразие типоразмеров, ушли. Турецкие бренды могли бы сгладить назревающий дефицит, но из-за сложностей логистики автоматически увеличится цена. К зиме ситуация может измениться за счёт поставок китайских производителей.

Более ощутимые потери могут коснуться компаний, которые занимаются шинами для коммерческого транспорта. Сам по себе это весьма специфический товар. Розничные магазины таким не занимаются, потому что там идёт другое ценообразование и маржа получается небольшой. Чаще всего это немассовые контракты с отсрочками по платежам, а нынешняя экономическая ситуация вынуждает многих импортёров и даже производителей поставлять на условиях полной предоплаты. При таких скачках курса вероятно несвоевременное погашение платежей.

По словам представителя Vior.by, из-за сильного колебания валютного курса стоимость отдельных позиций шин увеличилась вдвое. В среднем ценник подрос на 45%.

— Если ситуация не стабилизируется, то вся история выльется в большой дефицит. Многие продавцы уйдут, потому что ничего не привезут и не смогут существовать. Другой вариант предполагает сужение круга импортёров продукции (сейчас трудно говорить, насколько сильное), а наценка при этом возрастёт. Но подобное будет сделано не в целях нажиться на клиенте, а банально из соображений сохранения бизнеса. Если ситуация изменится и вернутся потоки поставок — цена будет падать.

В завершение разговора собеседник добавил, что в качестве временной меры магазину пришлось убрать акционные предложения, однако оплата по картам рассрочек как основной финансовый инструмент осталась.

**

Накануне дня публикации, когда текст материала был уже готов, появилась новость от компании Pirelli. Иностранный бренд приостанавливает инвестиции в экономику РФ и сокращает деятельность своих российских заводов в Воронеже и Кирове. Мы продолжим освещать обстановку на авторынке Беларуси: обязательно пообщаемся с продавцами подержанных покрышек, а также расскажем о ситуации с изменением цен на запчасти и расходники. Впереди времена определённо непростые, поэтому вместе будем разбираться, как жить дальше.

Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button