Эксперт: «Санкции Евросоюза стали серьезным вызовом для автомобильных грузоперевозок»

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Украинский кризис и западные санкции больно ударили не только по автопрому, но и по транспортно-логистической сфере. Перевозчики, сильно ограниченные в перемещениях, бьют тревогу: будущее отрасли под большим вопросом.

граница
Архивное фото

Что ждет российских игроков транспортной отрасли и как проблемы перевозчиков отразятся на обычных гражданах?

На эти и другие вопросы журналисту портала «АвтоВзгляд» ответил генеральный директор международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Евгений Шакалида.

— Как обострение украинского конфликта повлияло на транспортно-логистическую сферу?

— Если оценивать ситуацию в целом, то значительные изменения претерпели все виды перевозок. Скажем, возможность доставки грузов авиатранспортом частично сохранилась только с азиатскими странами. Приостановка работы на российском направлении ведущих морских перевозчиков привела к необходимости разработки новых, более сложных маршрутов и перенаправлению части грузопотока на железную дорогу. Еще сложнее обстоят дела с автомобильными грузоперевозками.

— Расскажите про автомобильные перевозки: полагаю, они пострадали даже сильнее — особенно в свете последних санкций в отношении российских и белорусских перевозчиков.

— Это событие стало для нас серьезнейшим вызовом, ведь пятый пакет санкций лишил транспортные компании из России и Беларуси возможности выполнять перевозки в Евросоюзе. Да, предусмотрены некоторые исключения, однако обозначенные группы товаров, на которые не распространяется действие ограничений, позволяют задействовать лишь 1—2% подвижного состава.

— Насколько вообще подорожали международные грузовые перевозки в сложившейся ситуации?

— Вы знаете, конъюнктура логистического рынка изменилась настолько, что ключевой момент сегодня состоит уже даже не в стоимости, а в возможности доставки грузов. Введенные санкции искусственно создали значительные преимущества по доставке грузов для перевозчиков из «недружественных» стран. И на фоне происходящих изменений цены на экспортные перевозки выросли на 200—300%.

— Расскажите, каких грузов стало меньше и как изменилась клиентская база после начала событий в Украине?

— Значительно сократились перевозки импортных грузов. Этому способствует целый ряд факторов, в частности, уход иностранных компаний с российского рынка, а также запрет на импорт в Россию. Безусловно, действующие ограничения на грузоперевозки в ЕС не лучшим образом скажутся на клиентском портфеле, но уверен, что его удастся компенсировать за счет развития других направлений и сегментов логистики.

— А что, на Ваш взгляд, вообще ждет международные грузоперевозки?

— Строить какие-либо планы сейчас чрезвычайно сложно. Как я уже сказал, новый пакет санкций от 8 апреля лишил российские и белорусские компании возможности выполнять грузоперевозки в Европу. Мы ждем ответных санкций от РФ и предполагаем, что они будут зеркальными.

— К вопросу о мерах поддержки российскими властями отрасли. На какую конкретно помощь от государства надеются перевозчики?

— Один из ключевых вопросов состоит в реструктуризации лизинговых и кредитных платежей, ведь в транспортной отрасли значительная часть бизнеса обременена определенными платежными обязательствами. Надо понимать, что без кредитных каникул в текущих геополитических реалиях выжить на рынке будет крайне сложно. Фактически, на плаву останутся только те логистические компании, которые имеют значительную «подушку безопасности».

— Кажется, кредитные послабления со стороны государства сегодня важны как никогда…

— Да, но не только они. Сегодня перевозчики вынуждены перестраивать свою работу на новые направления — в частности, на китайское и турецкое. Если говорить о Китае, то мы ждем решения вопроса увеличения пропускной способности погранпереходов. И то же касается Турции — проблемы погранпереходов на российско-грузинской и российско-азербайджанской границе аналогичны китайским. И здесь продуктивным решением стала бы организация полноценной паромной линии из Новороссийска в Турцию.

— Как, на ваш взгляд, новая логистическая реальность скажется на простых гражданах? Логично предположить, что из-за транспортных сложностей вырастет конечная стоимость перевозимых товаров.

— Увы, она неминуемо возрастет, поскольку из-за возникшей нестабильности нарушены логика формирования цен на услуги и созданные логистические маршруты. Однако мы все же надеемся на гармонизацию ситуации и рассчитываем, что будут выработаны компромиссные решения, которые позволят бизнесу успешно работать на международном рынке, а людям обеспечить адекватные цены на ту продукцию и услуги, в которых у них есть потребность.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button