Авто

Сложная игра в «шашечки»: чем живет рынок такси и как Минтранс хочет урегулировать его деятельность

«Дорогие водители, мы открываем новую услугу — аренда авто с экипажем. Теперь все желающие могут работать без таксометра, используя показания программы и кассовый аппарат. Будет новая оклейка, без желтых полос, без плафона, а также без врача и механика. Без двойных транспортных сборов и других расходов». Такие объявления о найме на работу в такси сейчас не редкость (конкретно этот пример — из Гродно). И возмущают они как представителей власти, так и добросовестных перевозчиков. Ведь под этой вывеской в большинстве случаев оказываются услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси. На прошлой неделе участники рынка обсудили ситуацию и предложили пути решения наболевших вопросов. Корреспондент «Р» внимательно выслушала мнения. 

Транспортная инспекция предлагает блокировать недобросовестные сайты и приложения вызова такси.
TODAY.KZ

Рынок разрегулирован

Обсудить вопросы регулирования на рынке такси предложил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович. Мероприятие приурочили к Белорусской транспортной неделе. Алексей Алексеевич признался, что в последнее время очень много обращений поступает в министерство именно от перевозчиков:

— Если раньше к нам обращались в основном потребители, пассажиры, то сейчас приходят запросы от бизнеса. Мне хочется понимать вашу точку зрения, вашу позицию. Рынок сейчас разрегулирован, и мы это видим. И то, что с этим рынком надо что-то делать, мы тоже видим. К сожалению, принятие решений затягивается, и затягивается не по вине Минтранса: очень разные позиции по этому вопросу у госорганов. Наша позиция четкая — надо возвращать лицензирование. Второй момент: я считаю, нам нужно идти по пути Польши и России и вводить лицензирование на каждое транспортное средство. Лицензия должна выдаваться не перевозчику, как раньше, а должна быть лицензионная карточка на каждый автомобиль. Мы обязаны знать каждого водителя и каждую машину, которая сегодня занята перевозками пассажиров в сфере такси. С одной стороны, необходимо обеспечить безопасность при перевозках пассажиров, с другой — создать равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке транспортных услуг.

При этом вопросы безопасности — в приоритете. Печальные факты говорят сами за себя: с 30 сентября с участием автомобилей, на бортах которых размещены логотипы одного известного бренда диспетчера такси, совершено 5 ДТП, в которых пострадали люди.

Напомним: таксисты перестали получать лицензии с 2018 года, когда вступил в силу Декрет № 7. При этом для международных автоперевозок пассажиров и грузов (и в регулярном, и в нерегулярном сообщении), а также регулярных перевозок внутри страны лицензия необходима и теперь. А вот с таксистов и «нерегулярщиков» такую обязанность сняли. В Минтрансе считают, что преждевременно.

— Пару недель назад мы подготовили план мероприятий, в котором предусмотрены отдельные статьи по урегулированию этих вопросов. Они касаются в том числе лицензирования и создания равных условий для всех субъектов хозяйствования. Эти предложения внесены в Правительство. Если план будет одобрен, то движение пойдет. Но оговорюсь сразу: план не согласован. Мы не смогли найти единую позицию с тем же Министерством экономики. 

Возврат лицензий поддерживает и белорусская Ассоциация профессиональных перевозчиков пассажиров.

По мнению Екатерины Станкевич, приход на белорусский рынок агрегаторов типа Яндекс, Убер и им подобных обнажил множество проблем. В том числе и проблем местных перевозчиков.

При этом просто вернуть лицензии — не совсем правильное решение. Потому что белорусские перевозчики пойдут получать лицензии, а агрегаторы скажут: «Мы не такси, и нам лицензия не нужна». По мнению специалистов, надо четко говорить о том, что любая перевозка пассажира за деньги должна контролироваться: что в данном случае лицензируется не перевозка такси, а перевозка пассажира. И все требования к водителям, к страхованию, техническому состоянию транспорта должны касаться именно перевозки пассажиров.

Алексей Ляхнович рассказал, что во время транспортной недели успел пообщаться с коллегой из российского Минтранса:

— Мы долго обсуждали все эти моменты, у них тоже была подобная проблема. Сейчас они вернулись к лицензированию, но выдают лицензию на транспортное средство. И лицензируется полностью вид деятельности, связанный с перевозкой пассажиров. Мы еще изучим этот опыт более внимательно.

Проблема есть еще и в том, что сами перевозчики не могут сформировать общую позицию: кто-то выступает за возврат лицензий, а кто-то категорически против этого и требует, чтобы работало действующее законодательство. Во время «круглого стола» на этот счет высказался директор «Такси пятница» Олег Олихвер. Он отметил, что его компанию часто называют классическим такси и приглашают на различные «круглые столы», заседания и рабочие группы в МАРТ и Минтранс.

Поделись с друзьями