Авто

Так можно ли асфальтировать дороги зимой? Очевидное, невероятное и предусмотренное нормами

Ох, много споров вызывает вопрос укладки асфальта на дорогах как в дождь, так и в снег, осенью и зимой. ABW.by поясняет очевидное, разбирается с нормами, но для начала изучаем термины. 

Асфальтобетонная смесь — рационально подобранная смесь минеральных материалов с органическим вяжущим, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Образно говоря, как из муки получается булочка, так из асфальтобетонной смеси – асфальтобетон, или уплотненная асфальтобетонная смесь в слое дорожной конструкции.

В зависимости от температуры укладки смеси и асфальтобетоны подразделяют на следующие виды:

  • горячие – с температурой укладки не ниже 120°С;
  • теплые – с температурой укладки не ниже 80°С.

Приготовление и доставка

Асфальтобетонные смеси, как правило, готовят на асфальтобетонном заводе (АБЗ) и затем выгружают в накопительный бункер или сразу в грузовики.

Практически в каждом административном районе нашей страны есть такой завод, а в средних и крупных городах и не один. «Минусовые» температуры заметно влияют на работу АБЗ, поэтому суровой зимой здесь в основном идут профилактика и ремонт различных узлов и агрегатов.

Смеси доставляют к месту укладки транспортом. При дальности перевозки на расстояние более 20 км, чтобы смесь не остыла, используются автомобили–самосвалы, оборудованные тентами или другими средствами. В зависимости от того, как долго можно сохранить нужную для укладки температуру, рассчитывается продолжительность транспортировки.

Укладка

Перед началом работ по укладке асфальтобетонного слоя дорожной одежды в зимнее время нижний слой (возьмем за данность, что все подготовительные работы выполнены правильно) должен быть очищен от снега и льда .

Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей выполняют в сухую погоду.

Без осадков, сухая погода, преимущественно без осадков – без осадков или количество жидких и смешанных  осадков  0,2 мм за 12 часов, количество твердых осадков  0,1 мм за 12 часов (метеословарь, Белгидромет).

В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.

Укладку горячих и холодных смесей следует производить при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С, вибролитых смесей – не ниже +15°С, теплых смесей, а также горячих смесей с температуропонижающими добавками – при температуре не ниже минус -10°С.

К слову, визуально теплый асфальтобетон, горячий асфальтобетон или горячий асфальтобетон с температурно-понижающими добавками не отличаются друг от друга.

Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0°С, а также горячих смесей с температуропонижающими добавками при температуре воздуха не ниже минус -10°С при соблюдении следующих требований:

  • толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 5 см;
  • необходимо применять асфальтобетонные смеси с адгезионными присадками или активированными минеральными порошками;
  • верхний слой должен устраиваться только на свежеуложенном нижнем слое или на выравнивающем слое до их остывания (с сохранением температуры нижеуложенного слоя не менее +20°С).

Последствия нарушения температурного режима укладки очевидны — происходит быстрое остывание смеси, что приводит к значительному ухудшению качества созданного дорожного покрытия.

Укладку холодных асфальтобетонных смесей (за отдельным исключением) следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей.

В случае, если зимой или весной по асфальтобетонному слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей.

Перед укладкой смеси производят обработку очищенной от пыли и грязи (снега и льда) поверхности нижнего слоя асфальтобетонного покрытия битумной эмульсией или битумом. Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 суток и отсутствует движение построечного транспорта.

Укладку асфальтобетонных смесей осуществляют асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину покрытия. В исключительных случаях на дорогах местной сети допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка смеси.

Очевидное и невероятное

Выводы. Все-таки «зимнего» асфальтобетона не существует. Но если брать «нижний» предел норм, то асфальтобетонное покрытие (именно покрытие, а не ремонт выбоин, который можно производить и до минус -20°С) можно укладывать в сухую погоду при температуре окружающего воздуха до минус -10°С с выполнением оговоренных условий. При этом нижележащий слой должен быть очищен от снега и льда, а в снегопад и метель работы вообще выполнять нельзя.

При всем очевидном, наверное, многие видели и невероятное.

А ведь впереди у нас – зимний ремонт двух мостов на МКАД. Интересно, чтобы уложить асфальт, рабочие будут ждать весну?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
0
Поделись с друзьями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: