Водители уйдут в тень, а пострадает госбюджет. Как реформы изменят рынок такси в Беларуси?

АвтоВ странеОбщество
Поделись с друзьями

Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД) провела исследование экономического эффекта предлагаемых реформ на рынке такси в Республике Беларусь. В частности, речь идёт о подготовленном Минтрансом новом регулировании, которое касается пассажирских перевозок в такси.

Иллюстративное фото

Оно нацелено на введение ряда обязательных требований, таких как лицензии на водителей, машины, парки, платформы, а также недопущение к перевозке пассажиров тех, кто не является водителем по основному месту работы, пишет Av.by.

Выводы сделаны следующие. При введении новых правил для пассажира возможны неприятные последствия: вырастут цены на поездки, время ожидания такси увеличится, а качество обслуживания ухудшится. Кроме того, новое регулирование может привести к уходу иностранных онлайн-платформ и невозможности водителям использовать такси как источник дополнительного дохода. По экспертным оценкам, 30—40% рынка такси составляют водители, для которых эта работа не является основной. То есть такая категория работников может или остаться «за бортом», или перейти в теневой сегмент рынка. Это приведёт к общей тенденции снижения доступности данных услуг для населения, а также к упомянутому выше увеличению цен и времени ожидания.

Для государства сокращение рынка будет означать актуализацию проблемы падения доходов не только населения, но и бюджета. По расчётам АПИД, налоговые поступления в бюджет от рынка нерегулярных автомобильных перевозок составляют до 170 миллионов рублей в год, но в рассматриваемой ситуации могут сократиться как минимум на 55—70 миллионов, в том числе из-за ухода подавляющего большинства водителей «в тень».

Помимо этого, возникнет так называемый эффект домино — замедлится развитие других цифровых платформ. Видимые барьеры и риски их применения в других сферах цифровой экономики могут повлечь сокращение инвестиций в развитие множества государственных (банки, страховые организации, автопарки) и частных компаний на рынке транспортных и иных услуг Беларуси.

Эксперты уверены: избежать грядущей проблемы можно, если внедрять прогрессивные подходы к реформе. За примерами не нужно ходить далеко. По всей России с июля 2020 года действует специальных налоговый режим для самозанятых, который позволяет в том числе и водителям такси работать на себя и приносить доход в госбюджет. Такая система позволила большому количеству населения снова работать «по-белому» и увеличила поступление налогов в бюджет. Например, в Москве за 11 месяцев 2020 года налоговые поступления выросли в два раза по сравнению с целым 2019 годом. Также после дерегулирования отрасли в скандинавских странах и Финляндии существенно расширился рынок такси и, соответственно, налоговые поступления, сами поездки стали доступнее, а на рынке в результате конкуренции в целом повысился уровень обслуживания.

С исследованием можно частично ознакомиться по ссылке.

Комментарий пресс-службы Яндекс Go:

Процент водителей, для которых работа в такси не является основной, может быть на порядок выше, чем говорится в исследовании. По нашим подсчетам, до 80% водителей уйдут из отрасли. Удовлетворить спрос на такси будет сложно, в результате вырастут как цены на поездки, так и время ожидания машины.
Также предполагаем, что финансовые потери для государства будут больше, чем отмечают эксперты.
Отрасль такси и вообще платформенная занятость в целом активно развиваются в последние годы, и теперь произойдёт резкий откат назад. Видим, что законодатели в Беларуси в этой сфере идут в направлении, обратном мировым тенденциям. Так, СНГ, Финляндия, Норвегия и другие страны действительно упрощают требования, отказываются от лицензий, что даёт импульс развитию экономики, созданию новых рабочих мест.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button