По Европе на «Tesla для бомжа». Белорус за две недели объехал 5 стран — и делится впечатлениями

Авто
Поделись с друзьями

Лето промчалось незаметно, но не для этого белоруса. Минчанину Богдану есть что вспомнить: вместе с супругой и парой друзей он отправился покорять Европу на Tesla Model 3. Через Литву въехали в Польшу, минули Германию, посмотрели Нидерланды и Бельгию и успешно вернулись обратно.

Tesla

Готовы ли в ЕС по-настоящему к «электричкам»? Av.by передаёт слово путешественнику.

«Единственный форс-мажор — отвалился номер на автобане»

— Расскажите, с чего началось ваше знакомство с «Теслой». 

— Машина была привезена из США в начале этого года предыдущим владельцем. Она бита в правое переднее крыло и восстанавливалась у нас.

— До «Теслы» у меня был Range Rover с большим расходом топлива. А мой дневной пробег — около 120 км: я живу в Минске, но работаю в Фаниполе. В месяц на бензин уходило больше 1 000 BYN! Вот и ответ, почему ДВС променял на электродвигатель. «Официальный» запас хода у Long Range — 570 км, но на деле — 478 максимум. Причём в городе до 100% энергию машины никогда не пополняешь — чаще всего только до 80%. 

Tesla

— Сколько по времени заряжается «Тесла»?

— Это мой любимый вопрос! С 0 до 40% авто берёт максимальную мощность в 200 кВт (но зарядок в 200 кВт в Минске нет, максимум 120-170), а дальше она падает. Таким образом, до 80% можно зарядиться за полчаса. А с 80 до 100% — ещё минут за сорок. В среднем на быстрой станции можно управиться за час. На работе от розетки часа за четыре восполняю запас, который потратил за полный день. 

 

— Когда отправляешься в путешествие на машине с бензиновым или дизельным двигателем, при подготовке авто обычно меняешь расходники, устраняешь какие-то давние «косяки». А в случае с «электричкой» на что нужно обратить внимание перед выездом? 

— Поскольку машину я приобрёл совсем недавно, то единственная подготовка — проверил шины. Ну и ещё нужно было поменять дворники. 

Tesla

— Правда, стоило проверить и крепления переднего регзнака… В Германии на автобане он у меня отвалился. Заметил я это не сразу, а на ближайшей станции. В общем, пришлось возвращаться и ползти 100 км на скорости 20 км/ч в поисках номера. Он валялся в кювете — весь покорёженный. А если бы не нашли, пришлось бы обращаться в полицию, нас бы обязали вернуться домой. К слову, в Минске поменял номера на «американские» квадратные. 

— Ещё за день до поездки мы компанией встретились и порепетировали загрузку машины: проверили, всё ли у нас помещается. 

«В Голландии — раздолье для владельцев электрокаров, а в Литве хуже, чем в Беларуси»

— Как строили свой маршрут?

— Мы сделали круг в 6 000 километров. Ехали через Литву, потому что на Польшу очереди огромные. В итоге на границе простояли три часа в ту сторону и пять — в обратную. Но стоит отметить, что по электронной системе мы бронировали себе место в очереди. Пока это было возможно.

Маршрут Богдана: Минск — Вильнюс — Каунас — Сувалки — Мронгово — Ольштын — Гданьск — Сопот — Владыславово — Кошалин — Щецин — Берлин — Гамбург — Куксхафен — Зволле — Амстердам — Эгмонд-ан-Зе — Гаага — Роттердам — Брюгге — Гент — Антверпен — Эйндховен — Дортмунд — Кассель — Лейпциг — Дрезден — Гёрлиц — Вроцлав — Лодзь — Варшава — Ломжа — Граево — Лаздияй — Алитус — Шальчининкай — Минск

— В Вильнюсе встретились с друзьями, в Польше сразу после Ольштына направились в Гданьск, чтобы искупаться в Балтийском море. Миновали Щецин и добрались до Берлина. Там застряли дня на два, ночевали в гостинице. Но чем дальше едешь на запад — тем дороже номер в отеле. Потому мы взяли с собой палатки и останавливались в кемпингах. 

— К слову, европейские и белорусские кемпинги — это небо и земля. В первом случае посреди лагеря обязательно будет капитальное строение с душем, раковинами, стиральными машинами, туалетом и прочими прелестями цивилизации. Туда немцы приезжают, как на дачу. Место под палатку стоит €25 в сутки. Из минусов — кемпинг «закрывается» в 19:00. То есть ты не можешь приехать посреди ночи и забронировать себе место. В этом плане с гостиницами легче. Однако отели значительно дороже. В том же Амстердаме в августе номер обошёлся бы нам в €300. Но мы не хотели заранее бронировать гостиницы, чтобы не нужно было под них потом подстраивать маршрут. 

Tesla

— После Берлина мы заехали в Гамбург, потом в Амстердам. Отметили для себя на карте Роттердам, Брюгге и Гент — и туда тоже заглянули.

— Сколько водителей было в вашей компании?

— Трое, но мы не менялись. К слову, я предполагал, что с «Теслой» в плане комфорта всё будет очень плохо. «Трёшка» — это, как я называю, Tesla для бомжа. Хотя почти уверен: в авто до меня была сделана шумоизоляция. Поэтому я бы не ставил свою машину вровень с базовой Model 3. Моя точно потише будет!

— Несмотря на то, что сиденье регулируется всего в двух направлениях, даже после 800 километров за рулём — это мой максимальный отрезок за один раз — у меня спина не затекала. Очень спасал автопилот, особенно в Нидерландах, где страшные восьмиполосные развязки.

— Не было ли проблем со станциями для зарядки по маршруту? 

— Почти нигде в Европе не получается приехать, воткнуть пистолет и зарядиться. Везде нужно своё приложение и RFID-карточка. По-хорошему, ты должен прибыть в Германию или Бельгию и заказать её у производителей. Потом положить на неё деньги и заправляться. 

Я заранее знал, что меня ждёт, поэтому установил программу PlugShare (для Беларуси в данный момент недоступна) — это своеобразный Facebook для «электроводов». На карте точками отмечены все зарядные станции (разработчики уточняют, что их в приложении более 610 000. — Прим. ред.) по пути. Там можно выбрать нужный порт и мощность.

— Из-за того что машина пострадала в аварии, Tesla отключила её от Supercharger. Авто больше не может заряжаться от официальных тесловских станций. Знаю, что есть ребята, которые за $600 это исправят. Но в таких действиях не было смысла, потому что в Европе ЭЗС можно встретить через каждые 50—60 километров. В Германии на парковках крупных магазинов Kaufland и Lidl и вовсе установлены бесплатные зарядки.

— С доступностью станций плохо разве что в Литве — хуже, чем в Беларуси. А вот в Голландии, наоборот, раздолье для владельцев электрокаров. 

— А как с дорогами?

— В Литве они примерно такие же, как у нас. В центральной части Польши о качестве асфальта совсем не думаешь, в Германии, Нидерландах и Бельгии тоже. А что касается общего впечатления от страны…. Бельгия показалась… как будто туда денег недовезли.

«Поездка обошлась в €3 000 на четверых» 

— Давайте посчитаем расходы. Сколько средств ушло на четверых?

— Всего около €3 000 — это с учётом покупки двух палаток, гамака и спальника. На зарядку потрачено примерно €400. А если бы поехал на Range Rover — то и в €1 200 не уложился бы. 

Tesla

— Не могу точно сказать, сколько денег ушло на еду. Каждый раз, заходя в магазин, оставляли там приблизительно €40. Питались в основном готовой охлаждённой пищей из супермаркетов. Супы, котлеты — всё это нужно разогревать в микроволновке. Но пространство под капотом «Теслы» в жаркую погоду нагревалось так, что спустя четыре часа все блюда, сложенные туда, мы доставали тёплыми!

Tesla

— Брали с собой газовую плитку. Воспользовались ей один раз на заправке, после того как проехали 850 километров. Были очень голодные, поэтому сварили пельмени. 

— На жильё ушло около €400—500 — это гостиницы в Польше (только одну ночь мы провели в гостях у моего друга во Вроцлаве) и Германии, сюда же включён кемпинг в Нидерландах.

— А что по ценам на «топливо»?

— В среднем 70 центов за киловатт. Если точнее, то Литва — 50, Польша — 55, Германия и далее — 79 центов. Ночные и дневные тарифы немного различаются. Можно найти и дешевле станции, а то и бесплатные, но я перед собой такой цели не ставил. 

Tesla

— В Европе на многих ЭЗС есть «штрафы» за простой, когда ты зарядился, но продолжаешь занимать место. Самый жестокий тариф, что я встречал, — евро за минуту!

— И напоследок: какие назовёте лайфхаки для тех, кто хочет тоже отправиться в путешествие на «электричке»? 

— Мой главный лайфхак — такой переходник для зарядки CCS. У «троек» и Model Y, адаптированных для Европы, он уже встроен. В остальных случаях нужен переходник и блок зарядки, который позволял бы получать энергию на этих быстрых станциях CCS.

— Владельцы «американцев», если им нужна быстрая зарядка, покупают официальный адаптер от «Теслы» CHAdeMO на тесловский переходник. Но CHAdeMO может выдавать не больше 50 киловатт, поэтому процесс не такой быстрый, как мог бы быть. А мой переходник даёт до 200 киловатт. Как следствие, мы увеличиваем скорость заряда в четыре раза. Правда, некоторые говорят, что подобное устройство сделано кустарным способом и поэтому ненадёжно. Посмотрим, сколько прослужит! 

Tesla

— А в целом не скажу, что поездка на «электричке» отличается от путешествия на бензиновой или дизельной машине. Единственный совет, который могу дать, — учите английский язык. Вот он всегда в путешествии пригодится!

Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button