Авто

«У меня арендное авто, а не такси». В филиале Транспортной инспекции по Гродненской области рассказали об уловках недобросовестных перевозчиков

С начала этого года таксисты совершили более 400 нарушений, связанных с перевозкой пассажиров.  А 15 и вовсе выезжали на маршрут без водительских прав. Корреспондент «Гродзенскай праўды»  вместе с сотрудниками областной Транспортной инспекции и Госавтоинспекцией отправилась в рейд, чтобы проверить, почему и что нарушают таксисты.

ДТП из-за уснувшего водителя не редкость
Всего в Гродно зарегистрировано более 30 юридических лиц и более 150 ИП, занимающихся перевозками, не так давно в областной центр еще пришли службы «Яндекс.Такси» и «MAXIM».  Гродненцы активно пользуются услугами такси, спрос действительно большой. Но переработки в этой сфере недопустимы. Сотрудники Транспортной инспекции тщательно следят за тем, чтобы таксисты соблюдали режим труда и отдыха и не перерабатывали. Так случается не всегда.
IMG_4704.jpg
– В июне прошлого года таксист наехал на пешехода. Осмотр показал, что водитель работал почти с утра до ночи без выходных, больше недели. Пешеход остался жив, но так, к сожалению, случается не всегда. В сентябре 2018 года мы обнаружили таксиста, который работал без выходных по 12 часов почти месяц! Пешеход, которого он сбил, скончался в больнице от полученных травм. А если человек работает по 12 часов в сутки столько дней, о какой безопасности может идти речь? – рассказал заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Юрий Лезовский.
 
IMG_4663.jpg
Если сотрудники Транспортной инспекции следят за правилами перевозки и режимом работы водителей, то сотрудники ГАИ контролируют скоростной режим, маневрирование и другие пункты ПДД. Тут к перевозчикам также поднакопились вопросы.
– Отсутствие водительского удостоверения встречается не так часто, как нарушение скоростного режима. Пытаются оправдаться, говорят, что в другой машине оставили права, дома на столе. Но это не освобождает от ответственности. Часто можно обнаружить непристегнутых пассажиров, бывает, пешеходов не пропускают. Опасное маневрирование тоже за ними наблюдается. Не все, конечно, так нарушают, и, к счастью, большинство – это добросовестные таксисты, – отметил инспектор дорожно-патрульной службы батальона ДПС майор милиции Вадим Русак.
Первый остановленный в рейде таксист ехал по правилам – нареканий не было ни со стороны ГАИ, ни со стороны Транспортной инспекции. Пассажиры пристегнуты, на видном месте, как и положено, визитная карточка водителя с фото, которая информирует, кто обслуживает пассажира. Наружное оформление машины соответствующее: по всей длине авто есть желтые полосы и «шашечки», на крыше – оранжевый фонарь. Таксометр работает, а значит пассажир получит по окончании поездки чек, который подтверждает заключение публичного договора пассажира с перевозчиком.
IMG_4667.jpg
– Если же по окончании поездки пассажир не получил чек, то он имеет право не оплачивать поездку. Да и чек должен быть соответствующим: с информацией о километраже, времени посадки и высадки, обязателен расчет стоимости поездки – посадка и платный пробег. Если не включен кассовый аппарат, СКНО не работает, то это уже сокрытие полученного дохода, – отмечает Борис Алтышкин, специалист 1-й категории управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области.
 
IMG_4710.jpg
Такси или аренда автомобиля?
Все чаще при вызове такси можно услышать примерно следующее «Вы обратились в службу заказа такси и аренды автомобиля с водителем». Никто не задумывался, что значит последняя формулировка? На самом деле очень тонкий момент.
– Аренда авто с водителем – это совершенно другая форма отношений «клиент-арендатор». Если водитель работает по арендному принципу, он должен заключить договор об аренде с пассажиром. Для этого нужно подписать договор аренды, согласно которому клиент становится временным владельцем транспортного средства. И в таком случае пассажир должен учитывать, что в случае происшествия или поломки машины всю ответственность за авто и водителя несет он, а не тот, кто был за рулем, или компания, предоставившая автомобиль. Поэтому, если вы вызывали именно такси, то не стоит подписывать какие-либо документы, – поясняет Юрий Лезовский.
IMG_4698.jpg
Часто таксисты пытаются выдать такси за арендное авто, объясняет Юрий Лезовский, пока мы ждем появления перевозчиков. Зачем они это делают? Так недобросовестные водители снимают с себя ответственность за безопасность перевозки пассажира. К арендному автомобилю гораздо меньше требований, чем к такси. Например, не нужно проходить техосмотр 2 раза в год и оформлять обязательную страховку на пассажиров.
 Как показывает практика, водители таких  сервисов не имеют опыта работы и необходимого водительского стажа. Они не проходят предрейсовые осмотры, а зачастую водители и вовсе являются «нелегалами», желающими подработать после основной работы. При этом, если у пассажира будут нарекания на оказание услуг, контролирующие органы не смогут качественно рассмотреть обращение гражданина и восстановить права пассажира. Основная цель такой уловки – уменьшения затрат и повышения дохода за счет перенесения ответственности за перевозку на клиента, –  поясняет Юрий Лезовский.
IMG_4705.jpg
Во время рейда правоохранителям удалось выявить водителя, который оказывал услуги такси под видом арендной деятельности. Когда сотрудники транспортной инспекции подошли к водителю, он заявил, что не является таксистом, а работает в сервисе по аренде автомобиля с водителем.  Но при этом пассажирка пояснила, что она заказала именно такси, а не брала машину в аренду. Инспекторы выяснили, что водитель вообще с мая официально безработный и перевозит пассажиров нелегально.
 – Мы фиксируем все на видеорегистратор и сразу на месте составляем акт осмотра. В данном случае мы выявили факт незаконной предпринимательской деятельности. За это – штраф до 100 базовых величин с конфискацией. Материалы будут направлены в налоговую инспекцию для рассмотрения, – поясняет Александр Янушкевич, ведущий специалист управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области.
 
IMG_4708.jpg
 
Нарушений стало больше
В скором времени на горизонте появляется такси, почти образцовое, за исключением выключенного таксометра. Такой нарушитель был один, у остальных выявили погрешности в оформлении машин.
К слову, к водителям маршрутных такси у работников Транспортной инспекции претензий стало гораздо меньше.
 В последние годы они основательно взялись за порядок на рабочем месте. Переработки можно найти лишь в крайнем случае, когда кто-то из коллег заболел, например. Билеты выдают. В слоне есть все нужные информационные таблички, аптечка тоже на месте, запасные выходы и аварийный люк открывается. Раньше ситуация была гораздо хуже. А вот с таксистами проблем стало больше, особенно после того, как на эту деятельность больше не нужна лицензия, – отмечает Юрий Лезовский.
IMG_4730.jpg
МНЕНИЕ
Поговорили с директором одной из служб такси о том, как он следит за тем, чтобы сотрудники соблюдали все правила.
– Таксометр должен быть включенным, очень легко проверить, работает он с начала смены или с момента, когда водитель заметил транспортного инспектора. Наша компания полностью отчитывается перед налоговой. Сутками работать начинают из желания больше заработать там, где нет контроля, этим грешат в основном те кто работает на своей машине. Или человек вложился в открытие дела и хочет поскорей «отбить» деньги. А если у меня в компании кто-то и хочет выйти сверхурочно, то не выйдет. Перед работой на линии проходят медика, который проверят самочувствие водителя, уставшего или приболевшего на работу не пускаем. При помощи специального программного комплекса мы видим все передвижения наших сотрудников. Часто под видом арендного авто оказывают услуги такси. Тут вообще бесконтрольно, человек медика не проходит, таксометра нет, грубо говоря, после смены на заводе сразу за руль. Но в таком случае водитель должен заключать договор с пассажиром, но это редко кто делает. Бывает, водители и не знают, что осуществляют ложные сделки, думают, что работают на такси, но нет. И заказы идут в таком случае не через диспетчерские. Связывают клиента и перевозчика сервисы по оказанию информационных услуг. Нарушений было гораздо меньше, когда работали перевозчики по лицензии.
За время рейда было выявлено более десятки различных нарушений: от отсутствия опознавательного фонаря на крыше до выключенного таксометра. К счастью, нелегал был лишь один.

Поделись с друзьями