В Беларуси разморозится рынок электромобилей. Во всяком случае, нам это обещали

Авто
0
0
Поделись с друзьями

Электромобилей в Беларуси может стать значительно больше. В марте произошло сразу два события, способных ускорить их появление на наших дорогах.

12 марта Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». Согласно документу, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Отменена уплата НДС при ввозе в Беларусь электромобилей физическими лицами для личного пользования.

Остаётся ещё один существенный платёж – таможенная пошлина, и с ней все было сложнее. Ставка 15% от стоимости авто была единой для всего пространства Евразийского экономического союза, и Беларусь самостоятельно её изменить не могла, рассказывает greenbelarus.infо.

Создавались петиции с предложением убрать растаможку, а после ответа Гостаможкомитета о невозможности этого, новая петиция с предложением о компенсации стоимости пошлины гражданам Беларуси.

16 марта проблема решилась наилучшим образом. Совет евразийской экономической комиссии принял решение убрать таможенные пошлины на электромобили.

«Предлагается установить эту меру с учётом скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры», – отметил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами. Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты официального опубликования, то есть заработает с середины апреля.

фото 2 Электромобили на стоянке компании e-cars.by

фото 2 Электромобили на стоянке компании e-cars.by

Насколько дешевле привезти электромобиль?

Отмена НДС позволяет сэкономить около 20% стоимости электромобилей. Учитывая, что самые дешёвые модели (Nissan Leaf) из Америки стоят от $5 000, а Tesla – от $20 000, суммы НДС были около $1 000-5 000,  плюс пошлина. После её отмены из затрат останется лишь доставка через океан и необходимый ремонт (авто из США часто покупаются немного битыми, что значительно снижает их стоимость).

После отмены НДС и пошлин, появится множество вариантов электромобилей дешевле психологического предела в $10 000 и ниже, вырастет вторичный рынок.

На данный момент доля электромобилей на этом рынке – всего около 0.1%.

Кроме стоимости покупки, не стоит забывать и о стоимости эксплуатации электротранспорта. Если взять расходы на топливо и электроэнергию, километр пробега у электромобиля стоит практически на порядок меньше, чем у обычного авто.

В электромобиле отсутствуют двигатель внутреннего сгорания и все системы, связанные с ним (топливная, охлаждения, выхлопа и так далее). Кроме того нет необходимости менять масло, фильтра и некоторые технические жидкости. Все это значительно упрощает и удешевляет эксплуатацию «электрички». По сути, машина гораздо меньше ломается и намного дешевле в обслуживании.

Электростимуляция

Экономичная эксплуатация – это ещё не все, что можно применить для стимуляции развития электротранспорта. Тем же указом от 12 марта, владельцы электромобилей освобождаются от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках, сроком до 1 января 2026 года.

Что ещё государство может предложить в качестве стимуляции перехода на электротягу? Прежде всего – зарядная инфраструктура. На данный момент здесь лидирует «Белоруснефть» со своими 251 зарядными станциями на начало 2020 года. Сложилась забавная ситуация, когда в стране на каждую зарядную станцию фактически менее двух электромобилей (общее их количество в стране, по разным оценкам – 400-500 штук).

Судя по карте зарядных станций, на электромобиле с запасом хода в 100-150 км уже реально передвигаться по Беларуси. К 2021 году станций должно стать 600.

Не исчерпаны варианты преференций для жителей больших городов. Например электрокарам, наряду с такси и автобусами, можно разрешить использовать  выделенные полосы для общественного транспорта. Для этого нужна инфраструктура слежения за выделенными полосами, чтобы даже во время пробок они были свободны. В Минске эта система пока только создаётся.

Не всегда создание инфраструктуры успешно - недавно у части зарядных станций в Минске обрезали кабели.

Не всегда создание инфраструктуры успешно — недавно у части зарядных станций в Минске обрезали кабели.

Экология

Много копий сломано в вопросе о том, экологичнее ли электрокары, чем обычные авто? В месте своего нахождения электромобиль действительно не создаёт выбросов. Однако во время заправки, он потребляет энергию, которая была где-то выработана. Соответственно при этом был выброшен углекислый газ.

Согласно самым последним исследованиям электромобили, как система генерация–транспортировка–потребление выделяет на 30–70% меньше СО2, чем аналогичные авто с двигателями внутреннего сгорания. Исключение – страны с высокой долей использования угля для выработки электричества. Не стоит забывать и о ключевом преимуществе электричек – они не выбрасывают ничего именно в месте нахождения, что является важнейшим фактором для крупных городов, где 85% выбросов исходят от транспорта.

Самый больной вопрос на данный момент – утилизация батарей.

Для сравнения, одна батарея от Nissan Leaf, это как 400-500 батарей от ноутбуков, а ведь у Leaf батарея совсем небольшая. У навороченной Теслы она будет раз в пять раз ёмче, соответственно и больше.

Сейчас проблема утилизации батарей электромобилей в Беларуси не стоит остро. Благодаря умным системам управления, батареи электромобилей довольно медленно стареют, постепенно теряя часть ёмкости.

Первый массовый электромобиль, Nissan Leaf, производится с 2010 года. У машин первых выпусков аккумуляторы порядком изношены, но все еще позволяют проезжать по городу километров 50, что достаточно для обычной городской эксплуатации (для которой Leaf и покупают).

Даже в случае когда батарея совсем плоха, на специализированных СТО практикуют замену самых изношенных элементов, частично восстанавливая функционал и дальность пробега. Замена батареи целиком сейчас практически не применяется по одной простой причине – цена. Новый блок от производителя может обойтись дороже самой машины. Батарея на дешевый Nissan Leaf стоит около $6500, производит её только сам Nissan, и поставляет только в страны, где их электрокары продаются официально.

В любом случае, исходя из предполагаемого роста парка электромобилей, можно ожидать увеличение потока отработавших свой ресурс батарей. Решение есть – ОАО «БелВТИ» бесплатно принимает литий-ионные аккумуляторы от электромобилей в своих приёмных пунктах. С 2017 года в деревне Станок-Водица работает линия по переработке элементов питания.

Корреспонденту Зелёного Портала на предприятии подтвердили, что готовы принимать батареи от электромобилей и перерабатывать их наряду с другими элементами питания.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Добавить комментарий

Close