«В Беларуси в чем-то более строгие меры, чем в ЕС». Впечатления дальнобойщика, вернувшегося из Европы

Авто
0
0
Поделись с друзьями

В обычное время Европа нам видится нарядной, гостеприимной и открытой. А какая она во время карантина, знают далеко не все. Опустевшие улицы? Закрытые магазины? Редкие автомобили на трассах? Как бы не так! Дальнобойщик из Беларуси Максим Метлушко во время локдауна дважды выполнял длительные рейсы в страны ЕС и удивляется: «Очереди из фур на границе такие же, как обычно, на дорогах немало машин… Разве что периодически измеряют температуру и везде санитайзеры появились». Считается, что сейчас именно грузоперевозки поддерживают ритм жизни и позволяют мировой экономике не остановиться окончательно. Onliner рассказывает о впечатлениях профессионального водителя между «там» и «здесь».

«Как в известной песне, мы Unstoppable»

В сфере грузоперевозок сложилась довольно необычная ситуация. Как говорят специалисты, трафик в Западную Европу практически не изменился. Хотя этот рынок высококонкурентный и непростой, а в кризис страдает больше всего. В то же время на российском направлении наблюдаются проседание.

— Это может прозвучать странно, но для нашей отрасли глобально мало что изменилось, — говорят специалисты минской компании «ЭкспортМегаТранс», в автопарке которой несколько десятков фур. — Европа работает, грузоперевозки осуществляются, чтобы мир не изменился.

Именно эта стратегия выбрана в ЕС как антикризисная. Мол, если уж остановится перемещение товаров и грузов, тогда точно локдаун. Логисты и дальнобойщики между собой шутят: «Мы как в песне Sia — Unstoppable».

Компания доставляет в страны Западной Европы пиломатериалы и металл. По их отчетам выходит, что загрузка на Нидерланды или Германию не сильно изменилась. Туда по-прежнему снаряжают фуры, поток не останавливается. Доказательства? Да вот хотя бы водителя Максима Метлушко спросите, который на днях как раз вернулся из Нидерландов (интервью с ним ниже).

Однако не все так радужно, как может показаться. На российском рынке сбыта, который для Беларуси традиционно важнее, дела похуже. Как предполагают наши собеседники, сказалось закрытие ряда торговых объектов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. В результате склады переполнены, поставки сокращены.

— Если март стал для нас рекордным по числу заказов, то в апреле фиксируется спад, — приводят пример сотрудники «ЭкспортМегаТранса». — Мы специализируемся на доставке в Россию бытовой техники, в первую очередь производства завода «Атлант». В прошлом месяце наблюдался рост количества рейсов: российский бизнес в условиях неопределенности наращивал запасы. Теперь, увы, на графиках отображается характерное движение вниз.

По мнению специалистов в сфере грузоперевозок, наибольшая нагрузка сейчас выпала на долю логистов и руководителей предприятий. Первым приходится максимально оптимизировать работу водителей, вторым — задействовать все красноречие во время переговоров с арендодателями и банками (о снижении ставок).

В этих условиях, когда нельзя допускать ни дня простоя, крайне важно минимизировать бюрократические моменты. Одним из эффективных инструментов стало использование цифровой подписи. «Часто грузоперевозки идут с отсрочкой платежа. Такова специфика бизнеса. Благодаря цифровой подписи удалось сократить время поступления средств на неделю-полторы. В текущих условиях это существенно», — считают в «ЭкспортМегаТрансе».

Дальнобойщик: «Нет ощущения, что все остановилось»

Максим Метлушко работает водителем на большегрузах более десяти лет. Возил грузы от Красноярска до Амстердама. В последнее время ездит в основном в Европу. Дальнобойщик встречает нас возле своего дома. Сам он в маске, так как в данный момент находится на карантине, старается соблюдать условия самоизоляции. Даже подписывал специальную бумагу на границе.

В последний раз дальнобойщик вез груз из Беларуси в Нидерланды в середине апреля и наблюдал, как Европа реагирует на эпидемиологический вызов: на границах появлялись посты, собирались многокилометровые очереди из фур, вводили обязательное ношение масок.

— Но в целом я больших отличий не заметил, — признается дальнобойщик. — На дорогах много автомобилей, на улицах видны люди, заправки работают… Нет ощущения, что все остановилось.

Максим Метлушко

Граница. Очередь на 12 километров

Перед рейсом в Нидерланды, куда необходимо было доставить пиломатериалы из Беларуси, водителя снабдили антисептиками, масками и прочими средствами индивидуальной защиты.

— А в остальном все как обычно, — говорит дальнобойщик. — Загрузился в Негорелом (Дзержинский район), оформил необходимые документы и поехал на границу.

Из-за ограничений, введенных Польшей по ввозу топлива, многие фуры в последние годы идут в Западную Европу через Литву (по этой причине даже имеется напряжение между двумя странами ЕС). Поэтому Максим направил автомобиль к пункту пропуска «Каменный Лог» / «Мядининкай».

Логично было предположить, что из-за локдауна на границе будет свободнее. Так и произошло. По словам нашего собеседника, он не видел ни одной легковушки и маршрутного автобуса. Однако все равно провел в очереди около двух суток!

— «Колейки», как называют в Польше очереди, были такими же, как в обычное время, — делится впечатлениями водитель. — У меня не возникло ощущения, что фур стало меньше. Многие из России едут в Калининград через Литву.

По его словам, очередь, в которую он попал, растянулась на 12 километров: «И это несмотря на то, что в линию для легковушек отправляли пустые фуры».

Что обсуждают водители в очереди? Тут как всегда: ругаются на тех, кто хитрит, пытается объехать остальных. Да-да, проблемы у дальнобойщиков и обычных автомобилистов схожие.

— Около границы есть пара заправок и так называемая резиновая стоянка, — Максим объясняет, что имеет в виду. — Есть умники, которые объезжают очередь, заезжают на парковку и на пару часов зашториваются, мол, у меня отдых. А потом пытаются вклиниться со словами: «Я тут уже трое суток стою».

В самом пункте пропуска кроме стандартных процедур (оформление документов, досмотр груза, паспортный контроль) водители проходят санитарный пост: всем дистанционно измеряют температуру. Вывешены предупреждения о том, что делать в случае появления симптомов коронавируса.

— В Литве создан специальный телефонный номер, на который следует звонить, — дополняет наш собеседник.

Как говорит Максим, оформление сейчас проходит в оперативном режиме — количество контактов водителей со служащими границы минимизировано: «Подъехал к будке, приложил палец — паспортный контроль. Потом под навесом подал документы, оформил и поехал».

Любопытно, что в пункте пропуска сейчас даже магазины дьюти-фри работают! Однако, по словам дальнобойщика, прилавки поредели: некоторых позиций нет из-за отсутствия поставок.

Литва. Парковки ТЦ и магазинов опустели

А потом была Литва. Когда читаешь новости из стран, где введен карантин, то кажется, будто жизнь там остановилась, красочные витрины скрыты безмолвными роллетами, на улицах строгие полицейские патрули следят за нарушением режима изоляции.

— Однако я не сказал бы, что автомобилей на дорогах стало меньше, — удивляется Максим. — Столько же фур, и легковушек не меньше.

Читаешь в интернете о локдауне, карантине, строгих мерах изоляции, а в реальности вокруг все движется, жизнь продолжается.

Конечно, путь водителей большегрузов пролегает вдали от центра городов, которые опустели, и взгляд дальнобойщика не может быть объективным. Хотя наш собеседник обратил внимание на парковки крупных торговых центров, рынков и магазинов, где машин стало существенно меньше.

— Определенные меры введены, но ничего сверхъестественного, — считает мужчина. — В магазины пропускают ограниченное число покупателей, люди используют маски, дезинфицирующие средства. Примерно как в Беларуси.

Единственное, что стало неожиданным, — огромные очереди на въезд в Польшу, которые Максим застал во время предыдущей поездки (в марте). Тогда власти соседней страны ввели обязательное анкетирование всех, кто следует в направлении Варшавы.

— Очередь до погранперехода составила 42 километра! — усмехается наш собеседник. — За первый день я проехал лишь 6 километров. На следующее утро полиция рекомендовала двигаться к другому пункту пропуска. Он был предназначен только для легковых автомобилей, но ввиду сложившихся обстоятельств там разрешили пересекать границу и нам.

Оказалось, что весь сыр-бор из-за банального измерения температуры и оформления простой анкеты.

— В апреле, когда я ехал, таких мер уже не было. Но выборочно поляки останавливали фуры и проводили проверку, — рассказывает водитель.

Польша. Стоянки для грузовиков забиты

В Польше, как утверждает дальнобойщик, приняты чуть более строгие меры, чем в Литве: объекты придорожного сервиса (рестораны быстрого питания, закусочные, магазины и пр.) закрыты, ношение масок обязательно, на некоторых заправках запрещено даже посещение туалетов.

«С масками сейчас каждый изгаляется как может. В Чехии, например, многие носят маски с изображением черепов или усов. В общем, приколов хватает», — говорит мужчина.

Любопытно, что попасть на парковку водителю фуры удалось не сразу. Пришлось навернуть несколько кругов — место на стоянке он нашел с четвертого или пятого раза.

— Вокруг говорят про кризис, локдаун, застой, а грузовики идут колоннами, — усмехается Максим.

Германия. Туалет и душ на заправке стали бесплатными

Дальше путь пролегал через Германию: Берлин, Ганновер… А удивительное в том, что немцы особых мер на границе не вводили даже во время пика карантина, продолжает дальнобойщик.

При этом за посещение обычно платных туалетов и душевых кабин, наоборот, теперь денег не берут, чему водители фур весьма обрадовались.

В то же время вдоль автобанов объекты придорожного сервиса, как и в Польше, закрыты на ключ. На заправках и в магазинах (в городах) особое внимание уделено социальной дистанции: метки на полу, предупреждения на витринах и возле касс. В общем, как у нас.

— Заезжал в небольшой городок, где надо было пополнить запасы провизии, — вспоминает водитель. — В магазине было много людей, большинство — в масках. Вели себя спокойно, расстояние до соседа по очереди старались соблюдать.

Нидерланды. На границе появились щиты из оргстекла

Большой разницы по сравнению с обычным временем белорус не заметил и на немецко-нидерландской границе. Разве что появились щиты из оргстекла.

— Магазины, обменники, кафе на границе не работают, — делится наблюдениями дальнобойщик. — Не смог даже оплатить проезд.

Зато в паре километров находилась заправка, где все функционировало в привычном режиме. Там только попросили соблюдать социальную дистанцию.

— При выгрузке тоже не заметил каких-то экстраординарных мер, — рассказывает Максим. — Вход в офис ограничен: не более одного посетителя. Все завешено предупреждениями. Прежде чем взяться за дверную ручку, следует обработать руки.

То же самое при загрузке: минимум контактов, максимум дезинфекции. И опять-таки очередь при заезде на паркинг для большегрузных автомобилей.

Беларусь. Взял обязательства о соблюдении самоизоляции

При пересечении польско-белорусской границы у дальнобойщика измерили температуру. Кроме того, дали подписать бумагу, обязав соблюдать режим самоизоляции.

— Когда я уже был дома, позвонили из местной медслужбы, — поправляет маску наш собеседник. — Спрашивали, как самочувствие, нет ли температуры. Напомнили о необходимости соблюдения режима самоизоляции.

У водителя-большегруза, вернувшегося из-за границы, сейчас два варианта: либо в течение двух недель сидеть на карантине, либо вновь отправляться в рейс.

— Многие сейчас, конечно, шутят насчет Беларуси, — заходит речь о мерах, принятых в нашей стране. — Но я бы сказал, что у нас ограничения в чем-то более строгие, чем в Западной Европе.

Наибольшее возмущение у многих перевозчиков вызывает требование проследовать транзитом через территорию РБ в кратчайшие сроки: на следующий день они обязаны покинуть страну.

— Знаю, что многие коллеги жалуются: «Почему я, гражданин Беларуси, не могу заехать в собственный дом или на базу?» — в последнее время Максиму довелось услышать немало мнений относительно жесткого требования. — Для транзитного транспорта отведены спецстоянки. Однако места на них не хватает. Лично я проезжал не один такой переполненный паркинг. Фуры стоят на полосах разгона и торможения, что, на мой взгляд, имеет мало общего с безопасностью.

«Так что еще вопрос, где приняты более строгие меры — в Беларуси или ЕС», — заключает дальнобойщик.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close