Почему белорусы осенью впали в потребительское уныние

ОбществоЭкономика
0
0
Поделись с друзьями

Зарплаты в Беларуси еще растут по инерции. Но типичный потребитель не спешит оставлять деньги в торговых точках.

Как известно, драйвером роста розничной торговли является увеличение реальных доходов населения. На днях Белстат дал информацию за 8 месяцев: реальные располагаемые денежные доходы выросли на 5,2%.

Тренд по реальным доходам явно идет на понижение. Еще за 1 квартал прирост доходов белорусов составлял 7,1%, за полугодие — 5,4%. При этом характерно, что замедление идет на фоне падающей базы сравнения по 2019 году.

Видимо, доходы населения все жестче съедают кризис и инфляция. Ускорение роста цен стало особенно заметно в августе и сентябре. За август базовая инфляция составила 0,86%, за сентябрь — 1,36%. Сентябрьский показатель стал максимальным за последние 55 месяцев.

Если в августе глава Нацбанка Павел Каллаур надеялся удержать сводную инфляцию в пределах 5–5,3%, то в заявлении НБРБ от 14 октября уже говорится о сохранении роста цен вблизи 6%.

Иными словами, Нацбанк признал, что впервые с 2014 года не достигнет цели по ограничению инфляции, которая прописана в официальном прогнозе. Власти закладывали на 2020-й
рост цен в пределах 5%, а теперь ожидают на 1 п.п. выше.

В летние месяцы розничный товарооборот в Беларуси стал увеличиваться после жесткого спада в апреле—мае. За июнь продажи в ритейле выросли к 2019 году на 0,8%, за июль — на 4,5%, за август — на 1,6%.

По итогам сентября продажи опять свалились в штопор. За первый месяц осени они сократились на 0,4% к сентябрю 2019-го и на 8,5% к августу 2020-го.

В Минске розничный товарооборот в сентябре-2020 снизился на 1,7% к 2019 году. Аналогичные изменения потребительского поведения произошли во всех областях, кроме Минской. Однако и в Минской области рост товарооборота (на 9,2%) связан с «переездом» (перерегистрацией) одной из крупнейших торговых организаций.

В сентябре вторая волна распространения коронавируса была в зародыше. Всплеск заболеваемости и интереса к эпидемии в СМИ последовал уже в октябре.

Следовательно, по окончании октября можно ждать скорее негативного результата, так как часть покупателей ограничит походы в магазины. Косвенно это видно по очередному повышению интереса к сервисам интернет-доставки.

С одной стороны, покупки товаров повседневного спроса продолжаются. Но с другой стороны, из-за использования корзины товаров в интернете заметно падает, а то и нивелируется фактор спонтанных (импульсивных) покупок в торговых центрах.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot

Добавить комментарий

Close