Рост налогов — единственный способ спастись?

Экономика
0
0
Поделись с друзьями

Первое полугодие 2020 года обнажило дыру республиканского бюджета в 1,8 млрд рублей, или в 15% расходной части. Дефицит местных бюджетов в 0,5 млрд рублей только усугубил проблемы. Пишет onliner.by.

Большинство местных бюджетов закончило полугодие со значительным превышением запланированного дефицита. Снижение поступлений по всем регионам при отсутствии возможности аналогичного снижения расходной части или наличия дополнительных источников финансирования привели к тому, что уже в середине года по всем, за исключением столицы, регионам дефицит местного бюджета превысил уточненный годовой план.

Такое положение местных бюджетов объясняет острое желание государства повысить некоторые налоги для индивидуальных предпринимателей и физлиц. Также рассматривается возможность повышения земельного налога. Доходами от этих источников планируется подкрепить бюджеты на местах. Данные меры тем не менее вряд ли существенно изменят ситуацию. Во-первых, резкий рост налоговой нагрузки вызовет закономерное возмущение населения, а во-вторых, снижение поступлений от налогов затронуло те доходные источники, которые отражают эффективность экономики — налоги на прибыль, на недвижимость, доходы от аренды и реализации госимущества.

Основной источник местных доходов — налоговые поступления.  Часть доходов области получают в виде субвенций и межбюджетных трансфертов. Эти средства, как правило, имеют целевое значение, например для реализации госпрограмм. Однако, так как этих средств недостаточно для покрытия расходов, недостающую часть местным бюджетам компенсируют в виде дотаций. Их доля в доходах местных бюджетов по итогам первого полугодия составляет до 34%.

Дефицит местных бюджетов — явление, характерное для всех регионов, а также для уровня ниже — бюджетов районов. По данным Минфина, в структуре доходов местных бюджетов собственные доходы (налоговые и неналоговые поступления) в среднем составили 76,4% от общей суммы доходов в первом полугодии 2020 года. То есть на районном уровне финансирование бюджетных расходов обеспечивается собственными средствам лишь на три четверти. Существенная разница в объеме дефицита и объема дотаций местных бюджетов выявляет региональные диспропорции. Чего недосчитались, а где заработали регионы в первом полугодии?

Гродненская область

Дефицит бюджета Гродненской области в первом полугодии 2020 года составил 21,1 млн рублей. Годом ранее областной бюджет окончил полугодие с профицитом в 4,4 млн рублей. По сравнению с серединой прошлого года поступления в местный бюджет выросли на 5,0%, в то время как расходы увеличились на 7,8%.

Существенный рост дотаций областного бюджета (+44,9 млн рублей) не смог полностью компенсировать выпадающие доходы и рост расходов. Так, по сравнению с результатами первого полугодия 2019 года доходы местного бюджета снизились на 33,3% в части поступлений от налога на прибыль (–15,9 млн рублей), на 14,7% от налогов на собственность (–9,4 млн рублей). Еще 11,6% составило снижение неналоговых доходов (–9,8 млн рублей).

Что дальше?

Снижение поступлений при устойчивом росте расходов местных бюджетов очевидно приводит к росту дотаций. Рост дотационности отмечается во всех регионах, за исключением столицы. Размер дотаций существенно различается от области к области.

Расходная часть местных бюджетов обеспечивает главным образом функционирование социальной сферы. Поэтому неудивителен рост затрат областных бюджетов в первом полугодии на образование (+11% к расходам аналогичного периода 2019 года), социальную политику (+17%) и ЖКХ (+10%). Значительный рост расходов в сфере здравоохранения (+27%) во многом объясним борьбой с коронавирусом. Кроме того, существенно выросли расходы на общегосударственную деятельность (в 2 раза), в то время как расходы на национальную экономику, напротив, снизились на 3%. Снижение затронуло расходы на промышленность, строительство и сельское хозяйство.

Суммарные расходы местных бюджетов за январь — июнь 2020 года профинансированы на 10,5 млрд рублей, что в номинальном выражении на 17,0% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако в реальном выражении расходы увеличились лишь на 5,4%. В доходы местных бюджетов за аналогичный период поступило 10,1 млрд рублей, что в номинальном выражении на 7,2% больше, чем за январь — июнь 2019 года. Однако в реальном выражении доходы уменьшились на 3,4%. С учетом складывающегося дефицита возрастает дотационность местных бюджетов. Средний уровень дотаций в консолидированные бюджеты областей в общем объеме их доходов составляет по результатам первого полугодия текущего года 23,5%, и только бюджет г. Минска является пока бездотационным.

С учетом тенденций, складывающихся в экономике, следует ожидать дальнейшего ухудшения состояния местных бюджетов. Следовательно, без повышения эффективности местного бизнеса, роста инвестиций и в условиях сокращения дотаций основным способом поддержки местных бюджетов может стать дальнейшее увеличение ставок налогов и платежей, а также усиление контроля за их собираемостью.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close