Вайбер все чаще становится воротами к вашим деньгам. Как не потерять всё?

ОбществоПроисшествия
1
0
Поделись с друзьями
Клиентке одного из крупных белорусских банков на Вайбер позвонили «якобы работники» кредитно-финансового учреждения и поинтересовались — совершала ли она покупки на «сайте Джумла»?

Пояснили, что там «висит» операция по снятию 145 BYN и надо что-то делать. После отказа начались угрозы. Объясняем, что это было, и что нужно делать в таких ситуациях.

После опубликования материала «Мошенники начали атаковать белорусов под видом Европейского суда по правам человека» нам написала читательница:

— Сегодня мне утром на Вайбер позвонили якобы «от Беларусбанка как национального центра партнерства с другими банками-партнерами». Примерно так заявили. Номер определился как «Belarus Saving Bang» c логотипом Беларусбанка/

— Назвали мои имя-фамилию. И сказали, что звонят, чтобы узнать — делаются ли или делались ли мною покупки на сайте «Джумла». Мол, там висит операция по снятию 145 белорусских рублей.

— И если произойдет списание, то у меня возникнет овердрафт и может быть задолженность. Я ответила, что покупок там не делаю, на что у меня стали настойчиво просить назвать банк, где я обслуживаюсь. 

— Я поинтересовалась целью звонка — предупредить о мошенничестве или узнать мой банк для проведения очередной рекламной акции. На что прозвучало обидчивое: «Если не дадите ответ, то сейчас придет СМС о списании средств, и потом с долгом придется разбираться самой». Я согласилась «разбираться самой» и попросила поискать жертв в другом месте.

— Я не знаю, это продолжение историей с «Джумлой» — было что-то про утечку данных клиентов какое-то время назад, или это какой-то новый вид мошенничества?

Сразу скажем, что наша читательница поступила абсолютно правильно, когда согласилась самостоятельно «разобраться» с этой странной ситуацией. Остальные нюансы сейчас объясним, пишет infobank.by.

Почему белорусам звонят на Вайбер?
Ответ до смешного прост. Этот мессенджер предлагает бесплатные международные звонки, поэтому мошенникам даже не нужно платить за телефонию. Сам преступник может сидеть в офисе или в квартире где-нибудь в России или в Украине и через подключенную гарнитуру звонить в Беларусь.

Разместить у себя в профиле логотип любого белорусского банка тоже не составит труда — они находятся в открытом доступе на сайтах.

Отличить мошенника от сотрудника банка в телефонном разговоре достаточно легко. Работники белорусских банков — даже если вы не согласитесь что-то сообщить им по телефону, ответите грубо или невпопад — никогда не станут «обижаться», угрожать или хамить.

А вот мошенники могут:

  • или «обидеться», что клиент хочет «разобраться сам»
  • или начать угрожать (даже ОМОНом, про это мы писали)
Где мошенники берут данные?
Исключить утечку информации с любого интернет-ресурса нельзя. Но чаще, все прозаичнее:
  • в Интернете есть достаточно много «зеркал», которые содержат старые базы данных мобильных номеров. Там есть номер и ФИО
  • мошенники могут узнать телефон в соцсети или на каком-либо из сайтов, если вы их там оставляли
  • нельзя исключать схему взлома интернет-магазинов
Однако узнать, в каком банке вы обслуживаетесь, для мошенников проблематично. Поэтому преступники идут по самому простому пути. К примеру, выведывают это во время звонка, как в ситуации, описанной нашей читательницей.

Если человек называет обслуживающий банк — информация вносится в базу данных преступников. Это не значит, что вам позвонят через пару минут из вашего кредитно-финансового учреждения. Позвонить могут через неделю под абсолютно другим предлогом. Или могут продать информацию о вас в Интернете — после этого позвонят уже из якобы «вашего банка».

Почему мошенники так часто говорят от имени Беларусбанка?
Это тоже легко объяснимо. В Беларуси несколько десятков кредитно-финансовых учреждений. Поэтому вероятность угадывания правильного — крайне мала. Но все прекрасно знают, что самый крупный банк нашей страны — Беларусбанк. Поэтому, чтобы повысить шансы, мошенники действуют от его имени.

Кстати, говорить они могут:

  • от имени любого белорусского банка (даже — Национального)
  • от имени Ассоциации белорусских банков
  • от имени Банковского процессингового центра
  • от имени мифической банковской структуры, которую сами придумают, как в случае с нашей читательницей
 Как отличить мошенника от работника банка?
  1. Сотрудников банков или мобильных операторов в Беларуси очень трудно вывести из себя. Даже в случае вашего отказа они ведут себя вежливо и корректно
  2. Если мошенники пишут вам в Вайбере или в других мессенджерах, они очень часто делают грамматические ошибки. Например, пишут «Беларусьбанк» вместо «Беларусбанк». Согласитесь, работник кредитно-финансового учреждения должен знать, как правильно пишется его название.
  3. Преступники часто путаются в деталях. Например, называют не те улицы, на которых расположен обслуживающий вас банк.
  4. Мошенники всегда просят какую-то информацию:
  • название обслуживающего банка
  • паспортные данные
  • номер карточки
  • код, который пришел к вам на телефон в СМС
— ничего этого настоящий сотрудник банка у вас не спросит. В банке и так всё это хорошо знают. Кстати, вы можете и не помнить всей этой информации.
Что делать, если у вас появилось подозрение, что вам звонит мошенник?
  1. Сразу же прервите разговор.
  2. Если после этого вам звонят повторно, заблокируйте номер звонящего.
  3. Перезвоните в контакт-центр своего банка и расскажите о подозрительном звонке или сообщении. Там подскажут, как поступить.
  4. Главное, никогда и никому не сообщайте данные о своих банковских картах, счетах и системах дистанционного банковского обслуживания.
Берегите свои деньги!

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot

Добавить комментарий

Close