Законопроект «О республиканском бюджете на 2019 год» депутаты Палаты представителей Национального собрания приняли во втором чтении 19 декабря. Как принимали главный финансовый документ страны, станет ли страна богаче по сравнению с прошлым годом, на что денег выделят больше, а какие статьи расходов сократят.
Республиканский бюджет-2019 утвержден с профицитом, то есть его доходы, как планируется, превысят расходы – примерно на 1,7 млрд рублей, или $767 млн. Бюджет на 2018 год тоже был утвержден с профицитом, но его сумма была меньше – около $360 млн.
Для расчета мы брали средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару в январе – ноябре 2018 года (2,03) и курс, запланированный на 2019 год (2,216).
И в рублях, и в переводе на доллары республиканский бюджет на 2019 год богаче, чем на 2018-й. Но если сравнивать его, например, с бюджетом 2013 года, то наполняемость республиканской казны в долларовом эквиваленте меньше на 21%.
Доходы республиканского бюджета в долларовом эквиваленте
(по данным на начало каждого года)
2013 год – $13,6 млрд
2017 год – $9,6 млрд
2018 год – $10 млрд
2019 год (проект) – $10,7 млрд
Поделятся с областями
Примерно восьмую часть республиканского бюджета направят в виде дотаций в областные бюджеты страны. По сравнению с 2018 годом размер дотаций областям в рублях немного вырастет, а в пересчете на доллары останется прежним – около $1,3 млрд. При этом еще пять лет назад, в 2013 году, субвенций в долларовом эквиваленте выделялось в 2,7 раза больше.
Дорожный фонд станет беднее
По сравнению с 2018 годом примерно в 4 раза увеличатся поступления из республиканского бюджета в дорожный фонд. Кроме вливаний из республиканской казны, этот фонд формируется также за счет так называемого транспортного налога, платы за проезд по платным дорогам и других платежей. В общей сложности бюджет-2019 года этого фонда в переводе на доллары составит $253 млн – на $24 млн меньше, чем в 2018.
Меньше денег на местные дороги
Традиционно львиная доля денег из дорожного фонда уйдет на республиканские дороги, остальное передадут в виде субвенций областям на ремонт местных дорог.
В следующем году на местные дороги будет выделено меньше денег, чем в 2018-м: субвенции уменьшатся с $71 млн в 2018 году до $65 млн в 2019-м. Брестской области перепадет около $11 млн в эквиваленте, в 2018 году наша область получила на $0,7 млн больше.
В 2019 году на субвенции областям пойдет 26% денег дорожного фонда, в 2018-м – 24%.
Траты на погашение долгов увеличатся
По сравнению с 2018 годом увеличатся расходы республиканской казны на обслуживание госдолга. В 2019 году на это запланировано выделить $1,3 млрд, в 2018 было $1,2 млрд. Плюс к этому вырастут расходы на погашение внешних долгов. Увеличатся также траты на национальную экономику.
Остальные крупные статьи расходов республиканского бюджета в переводе на доллары останутся примерно на уровне 2018 года.
Меньше денег на пенсии
Уже который год Фонд социальной защиты населения, который финансирует выплаты пенсий и пособий, не в состоянии выполнять свои обязательства самостоятельно и «выживает» благодаря вливаниям из республиканского бюджета. Это связано с тем, что взносов, которые вносят в ФСЗН работающие белорусы, недостаточно. В 2019 году вливания из республики в этот фонд уменьшатся: и в рублях, и в долларах. При этом собственные доходы фонда вырастут. Ожидается, что в следующем году трудовые пенсии в Беларуси вырастут на 14%.
Исходя из чего формировали бюджет
В проекте бюджета на 2019 год заложены следующие показатели: курс белорусского рубля к доллару – 2,216, темп роста ВВП – 102,1%, среднегодовая инфляция – 5,3%, цена на нефть – 60 долларов за баррель.
По мнению экспертов, эти цифры «вполне правдоподобны».
– Скорее всего, курс белорусского рубля к доллару к концу следующего года не превысит 2,25, уровень инфляции я допускаю в пределах 5,5%. Хотя цена на нефть сейчас обновила минимум с сентября 2017 года и баррель стоит около 55 долларов, рост ее стоимости в следующем году не исключен, – рассуждает Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари». – Единственное, что вызывает сомнение, – заложенный в бюджете рост ВВП. Сейчас рост экономики замедляется. Это будет происходить и в начале следующего года из-за отсутствия компенсации из-за нефтяного налогового маневра России. Я допускаю рост ВВП в следующем году на 1%–2%.
Как принимали бюджет
Законопроект о республиканском бюджете на 2019 год во втором чтении депутаты приняли 19 декабря. Нулевое чтение документа прошло 18 декабря. При этом проект бюджета депутаты увидели в день заседания.
– Сегодня утром, за сорок минут до начала заседания Палаты, документы появились, правда вчерашним числом, – написала депутат.
19 декабря, когда законопроект проходил второе чтение, Анна Канопацкая стала единственным депутатом, кто проголосовал против этого документа.
– Не знаю, как остальные депутаты, но даже просто поверхностно проанализировать документ мне не хватило одного дня. С учетом, что нулевое чтение вообще прошло без официального текста проекта. Так быть не должно. Основной финансовый документ государства должен подробно разбираться не только на совещаниях у президента, но и с законодателями. А это требует как минимум достаточного количества времени, – написала 20 декабря Анна Канопацкая в Фейсбуке.
О том, что бюджет на следующий год парламент «принял в напряге и сумбурно», говорят и эксперты. Но на их взгляд, в том, что депутаты молчаливо проголосовали за самый важный финансовый документ страны, предварительно не изучив его, нет ничего сверхъестественного: «депутаты исполняют роль статистов не только при принятии бюджета, но и других законов».
– Это безобразие, но не новость. Я не помню, чтобы в какой-то законопроект, не говоря уже о бюджете, парламентом вносились существенные правки. Хорошо, если у нас хотя бы один документ в год принимается по инициативе депутатов. Если бы парламента не было и все законы исходили бы от Совета Министров или Администрации Президента и сразу вступали в силу, ничего бы не изменилось. Это наши политические реалии, – рассуждает Вадим Иосуб.