Новости БеларусиОбщество

«Евроопт» захватит всю Беларусь? Как происходит передел рынка магазинов в стране

Похоже, экспансию «Евроопта» по Беларуси решили приостановить. По крайней мере, такой вывод можно сделать на основании проекта нового президентского указа. The Village Беларусь изучал, какие торговые сети расползлись по Минску и стране и кто может составить конкуренцию «еврикам». К дому ближе, и всё тут.

Что произошло?

На сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ, бывший Минторг) опубликовали проект Указа Президента «О противодействии монополизации в области торговли». По этому закону торговая сеть будет признаваться доминирующей, если займет на рынке продовольственных товаров более 15 %. На такую сеть хотят распространить определенные ограничения и обязательства по бонусам и рекламным играм. Например, рекламные игры с призовым фондом в размере от 200 до 4 000 базовых величин можно будет проводить не чаще одного раза в год продолжительностью не больше одного месяца.

Пока что в законе о торговле порог ограничения для развития в продовольственной рознице установлен на уровне 20 % от общего товарооборота района — при достижении этого показателя торговая сеть уже не имеет права открывать новые магазины. А если доля рынка достигает 35 %, то доминирование признается неоспоримым. «Евроторг», который в 2018 году достиг уровня в 19 %, предлагал инфраструктурное ограничение увеличить до 35% или вовсе отменить, ссылаясь на практику других стран, сообщает TUT.BY. Эксперты рынка считают, что проект нового указа направлен против «Евроопта», который недавно уличили в недобросовестной конкуренции.

Общественно-консультативный совет при МАРТе проект указа одобрил.

«Евроопт» — действительно монополист?

История «Евроопта» началась в 1993 году, когда была основана компания для мелкооптовой торговли продуктами питания. В 1997 году под торговой маркой «Евроопт» открыли первый в Минске магазин — на улице Казинца, 52а, а в 2008–м появился первый гипермаркет. Сейчас в сети — около 800 магазинов в 109 районах страны и еще 49 автолавок. Например, в поселке Копысь, практически на родине Александра Лукашенко, на 850 человек (!) населения работают аж три (!) «Евроопта».

«Евроопт» в Копыси. Фото: «Евроопт»

Поскольку в Беларуси — 118 районов, то ясно, что в некоторые «еврики» еще не добрались. Например, в Кормянский или Дрибинский районы. С другой стороны, в прошлом году президентским Указом № 297 «О проведении эксперимента» разрешили открывать новые магазины в Оршанском районе, даже тем, чья доля в объеме розницы превысила 20 %. Результат — «Евроопт» появился в поселке Ореховск, куда раньше не мог прийти как раз из-за ограничений.

И что — его только законом обуздать можно?

У писателя О.Генри есть известный рассказ «Трест, которые лопнул». Бывает, что и внешне успешное предприятие вдруг оказывается банкротом.

В конце мая The Village Беларусь сообщал о редком случае: вместо гипермаркета «Евроопт» в Минске, на Денисовской, собираются открыть «Корону», а сам торговый центр сменит название с «Е-Сити» на «Корона-Сити». Стоимость сделки составила 50,4 миллиона долларов с НДС.

Открытие гипермаркета в здании, которое раньше занимал другой гипермаркет, — редкое для Беларуси явление. По данным The Village Беларусь, в Минске подобное происходило лишь несколько раз. Так, на месте бывшего продуктового гипермаркета «Би-Март» у станции метро «Борисовский тракт» появился строительный магазин «Декорум», а затем — строительный гипермаркет Mile. На месте «Родной стороны» в торговом центре Bonus в Каменной Горке открылся «Евроопт». Известны подобные случаи и в регионах: в Гродно на месте гипермаркета «Алми» у минской трассы открылась «Корона». Маленькие же магазины меняют вывески и переходят от одной сети к другой достаточно часто.

А осенью прошлого года сообщалось, что «Евроторг» хочет продать свой «СтатусБанк». Это все отнюдь не значит, что «Евроопт» — колосс на глиняных ногах и что скоро все рухнет, но, как говорят, звоночек может быть тревожным.

Ведь в истории беларуского ритейла уже были крупные сделки-поглощения и закрытия сетей.

А кстати: как происходил передел рынка в Беларуси?

За последние десять лет в Беларуси несколько раз сети выкупали одна другую, меняли форматы и закрывались.

С лета 2012 года ООО «НТС» начало переводить сеть экономичных супермаркетов «Корзинка» в формат розничной торговой сети «Родная сторона». А в марте 2015 года стало известно, что сама сеть «Родная сторона» на 10 лет переходит под контроль другой сети — «Доброном». Этого «Добронома» часто связывали с «Еврооптом», но представители брендов всячески открещиваются от родства.

Фото: Relax

В начале 2018–го иностранное предприятие «БелВиллесден» (владеет сетью «Гиппо») выкупила сеть продовольственных супермаркетов «Белмаркет». Тот случай, когда мышь проглотила слона: в сети «Гиппо» на тот момент было 11 магазинов, а «Белмаркетов» — 71 магазин в 13 городах страны.

В декабре 2018–го состоялась еще одна громкая сделка: ООО «Либретик» (владелец бренда «Соседи») выкупило сеть магазинов «Престон» (СООО «Арвитфуд»). Сеть «престонов» в Минске была небольшой — всего 4 магазина — но работала долгие годы и до глубокой ночи (некоторые магазины — круглосуточно), поэтому были хорошо известна минчанам.

Еще на белорусском продуктовом рынке некоторые сети магазинов были свернуты самими же руководителями. Возможно, это объясняется так называемой «внутренней каннибализацией»: когда дочерний бренд, призванный перетянуть клиентов от конкурента, уводит покупателей из собственной же родительской сети. Самый свежий пример такой «свежесвернутой» сети — закрытие магазинов «Бруснічка» в марте этого года. Сеть «Бруснічка» (кстати, такого слова в белорусском языке нет) была запущена в августе 2017 года, у нее с «Еврооптом» один владелец. К лету 2018–го у них было уже 102 магазина, но потом сеть начала уменьшаться: в декабре — 28 магазинов, в начале 2019–го — 14, в марте — всего один, в Калинковичах.

Выше мы уже отметили, что «Родная сторона» напрочь свернула сеть магазинов «Корзинка». Кроме того, магазины «Тропинка» (в Минске их было полтора десятка) стали называться «Соседи» или «Соседи-Экспресс» (ООО «Либретик»); шесть магазинов «БазаР» по стране (из них три в Минске) стали «Рублевскими» (ООО «Белинтерпродукт»). А на базе минских же магазинов Zakrama появились магазины «Алми», хотя в регионах «Закрама» осталась.

Таким образом, за последние несколько лет в Минске пропали магазины сетей «Корзинка», «Родная сторона», «Бруснічка», «Тропинка», «БазаР», Preston и Zakrama. Формально еще мы лишились и сети MartInn, потому что в марте 2019–го она официально стала называться по-беларуски «Марцін».

С другой стороны, вместо одних сетей появляются другие. Так, практически одновременно со «скукоживанием» сети «Бруснічка» тот же владелец — ООО «Евроторг» — начал разворачивать новую сеть дискаунтеров «Хит!», которая сейчас представлена двумя разновидностями: «Хит! Экспресс» (эта появилась первой) и «Хит! Стандарт».

Заодно идет экспансия торговых сетей из регионов в Минск. В сентябре 2016 года на улице Авроровской в Минске появился первый магазин могилевской сети «Квартал вкуса». Прошло почти три года — и до сих пор в столице у могилевчан всего одна точка.

В августе 2018–го брестская компания «Санта Бремор», чье розничное подразделение «Санта Ритейл» управляет сетью магазинов «Санта», выкупила сеть магазинов «Рублевский». И если до этого в Минске была лишь пара магазинов «Санта & Fish», то теперь сеть в столице разом может увеличиться на полсотни магазинов. Под чутким руководством нового владельца в столице уже отремонтировали «Рублевский» на углу Немиги и проспекта Победителей.

В конце 2018–го в Минске открылся первый магазин сети из Полоцка «Дионис»: она выкупила бывший универсам «Могилевский» на одноименной улице. Сейчас в столице уже четыре «Диониса», к концу года откроется еще один — на месте крупного независимого универсама «Первомайский» в Уручье.

Фото: «Дионис»

Другие крупные региональные сети — например, витебская «Веста» или слуцко-солигорская «Радуга» — до Минска пока не добрались.

Наконец, в последнее время по чуть-чуть в столице стали появляться так называемые гипердискаунетеры — магазины, в которых очень низкие цены за счет продуктов от малоизвестных производителей, очень простой выкладки, отсутствия морозильных установок и других приемов. Это, например, магазины «Копилка» и «Светофор».

Заграница нам поможет?

Беларусь — уникальная страна. У нас, за крошечным исключением, нет международных продовольственных сетей. Капитал может быть иностранным — например, литовский у той же сети MartInn/«Марцін», но сами сети — местные, «тутэйшыя». До 2016 года в России работали магазины сети «Алми» — тогда и можно было говорить про международную сеть в Беларуси.

А в конце того же 2016–го компания «Юнифуд» — беларуский владелец сети «Алми» — приобрел франшизу голландского ритейлера SPAR International. Сеть существует почти девяносто лет, у нее 13 112 магазинов в 48 странах. И вот теперь еще 4 магазина Eurospar в Беларуси: по одному в Пинске (тут был первый), Мозыре, Минске и Бобруйске. Это — единственная крупная международная сеть, которая присутствует в Беларуси. К 2020 году SPAR обещает открыть 60 магазинов в Минске, Гродно, Гомеле, Бресте и районах.

Фото: Tut.by

В других странах есть иноземные «Карфуры», «Севен-Елевены» и прочие «Ашаны», а в Минске — только пародия «Бедрёнка» (почти как Biedronka в Польше) и Lider Express с логотипом, как у немецкой сети Lidl.

Какие сети магазинов есть в Минске

Между прочим, крупные сети магазинов — это не только частный бизнес. Некоторые из них — государственные предприятия. Например, Торговый дом «Восточный» Управления Делами Президента Республики Беларусь работает под брендом магазинов-конфискатов «Ваш выбор», в том числе продовольственных; а торговая сеть «ДорОРС» — унитарное предприятие от Белорусской железной дороги. И, конечно, государственной остается самая крупная в стране сеть магазинов — Белкоопсоюз: 8,5 тысячи торговых объектов, из них 7 тысяч продовольственных магазинов, в том числе около 2 тысяч под брендом «Родны кут». В Минске есть несколько сетей, которые появились как результат трансформации районных пищеторгов: так, в Партизанском районе они работают под брендом «Постторг», а в Первомайском — «Зорина».

Фото: Yandex

Некоторые сети очень маленькие — буквально 2–3–4 магазина. У некоторых компаний может быть два или три магазина, но их сетевыми не называют.

2
0
Поделись с друзьями