Новости БеларусиОбщество

Хеппи-энда не будет. Рецензия на сериал «Чернобыль»

Авария на Чернобыльской АЭС становится все более и более отдаленным прошлым, последствия которого буду ощущаться еще очень долгое время. «Инцидент», оказавшийся на деле величайшей трагедией, до сих пор описывается по-разному, нет единой точки зрения на то, почему и как все произошло. Точнее, существуют «официальная» и «остальные» версии, иногда дополняющие друг друга, но часто и противоречащие.

Это приводит к возникновению мифов, теорий заговоров, события трактуются так, как удобно приверженцам противоположных точек зрения. Публикуются материалы разной степени достоверности, в которых авторы пытаются пролить свет на существующие загадки и позволяют взглянуть на катастрофу под разными углами, что в свою очередь вызывает новую волну споров, пишет onliner.by.

В марте 2019 года вышел тизер мини-сериала «Чернобыль», созданием которого занялись два крупных кабельных оператора — американская компания HBO и британская Sky. А уже 6 мая состоялась премьера проекта. Мы посмотрели первые два эпизода и делимся впечатлениями о них. Спойлеры возможны, если это применимо к историческим событиям.

Авторы сериала решили всего в пяти часовых сериях рассказать о том, что произошло весной 1986 года рядом с украинским городом Припять. Сценарий пригласили написать Крэйга Мазина, заработавшего имя на типичных американских комедиях (нет, это не сказалось на повествовании). Ну а режиссером выступил Йохан Ренк, далеко не новичок в жанре.

Первый эпизод стал «эмоциональной затравкой», собравшей по большей части положительные отзывы. Второй эпизод получился более «аналитическим», однако общего в них больше. Восторг? Шок? Удивление? Да, вероятно, они могут возникнуть у западного зрителя, для которого это история «настоящего апокалипсиса». А вот зритель постарше, да еще из постсоветского пространства, смотрит на премьеру через призму определенной предвзятости.

С чем справляется сериал? С созданием атмосферы, которая царила сразу после взрыва реактора печально известного на весь мир четвертого блока Чернобыльской АЭС. В кои-то веки нам показывают «настоящий конец света». Конечно, существует великое множество фильмов про военные действия где-то в прошлом. Они поражают своей масштабностью, рассказывают о бесконечных жертвах и грядущем конце всему, но… Такие картины снимают больше полувека, и угроза в них полностью очевидна — есть враг и есть пуля, они несут смерть. Можно вспомнить еще выдуманные «апокалипсисы» с наводнениями, замерзшей Землей или гипотетической ядерной войной, но это, к счастью, сказки.

«Чернобыль» другой. И речь не столько о сериале, сколько об опасностях, о которых он рассказывает. Оказывается, радиацию нельзя рассмотреть и услышать (если под рукой нет дозиметра), но убивает она не хуже громкой и мощной бомбы. Делает это исподтишка, коварно и очень болезненно, и спастись от нее практически невозможно.

А ведь смертоносным излучением дело не ограничивается — есть Партия. Вот он, еще один странный враг, все еще сильный, но уже беспредельно дряхлый. Он способен манипулировать испуганными учеными и ставить на место даже очень «больших» начальников. Те, в свою очередь, настолько дорожат своей шкурой, что обретают «слепоту», игнорируя здравый смысл, забывая о годах обучения и работы в сложнейшей сфере.

Упадок. Он веет отовсюду и под стать Партии — такой же серый, пропитанный сизым дымом сигарет, ушатанной донельзя мебелью, приглушенный до уровня кошмарных снов желтым светом, который скорее сгущает тьму, а не разгоняет ее. Чего стоят врачи, обрабатывающие ожоги молоком, — сидя на атомном реакторе, никто не ожидал, что он может повести себя «не так». Даже сами люди — представители власти, какие-то потрескавшиеся, с осунувшимися лицами — вызывают неприязнь и ощущение тлена.

А обычные горожане оказываются врагами сами себе. Они живут под боком у АЭС, но ничего не знают о процессах, происходящих за ее стенами, — ведь истинную сущность мирного атома скрывает государственная тайна.

Прекрасная весенняя погода, теплый вечер и необычного цвета зарево. Неожиданный для этой времени года и местности снег. Странного цвета, не тает, но вызывает столько восторга у не спящей еще детворы.

«Эффект Черенкова, характерно даже для низкого уровня излучения», — верит в собственные слова Начальник, комментируя зловещий свет в небе.

«Реактора нет, он взорвался», — говорит Подчиненный.

«Ты дурак? Это невозможно, РБМК-1000 не взрывается», — безумно упорствует Директор.

И вот наступает момент, когда ужас становится осмысленным вплоть до неприятной дрожи у зрителя. Появляются герои: вначале те, кто лишь отчасти понимает всю сложность ситуации, потом те, кто полностью отдает себе отчет. Есть здравомыслящие, есть цепляющиеся за внутреннее спокойствие. Характеры имеются, ведь актерский состав весьма неплох.

Простая картинка, без невероятных спецэффектов, успешно помогает создать на экране аутентичные образы. В какой-то мере сериал напоминает советскую фантастическую драму «Письма мертвого человека», премьера которой случилась в том же 1986 году: от описываемых событий остается такое же неприятное послевкусие и ужас.

А с чем не справляется сериал? Обычно от американских (да и западных в целом) фильмов и телешоу об СССР ожидаешь клюквы — мелкой или развесистой, это не важно. В «Чернобыле» ее мало, она не бросается в глаза. По крайней мере, в начале. Наверное, продюсеры наконец пригласили грамотных советников, были изучены материалы, закуплены вещи той эпохи, духмяно отдающие Совком. А сценарист действительно знал свое дело.

«Чернобыль» ставит перед собой цель рассказать о том, как это страшно — оказаться под ударом АЭС, но время от времени перегибает палку. Люди умирают на ходу, сгорая от воздействия излучения за считанные минуты. Реально существовавшие персонажи меняют в сериале род деятельности — так удобнее рассказывать историю. Очередной чиновник, сидя за столом в теплом кабинете в Минске, хлебает из стакана водку, свысока глядя на ученых. Тут и там слышно «товарищ» — к месту и нет. Чуть напомнило медведей на улицах советских городов. Но, может, так и было на самом деле? (Мы про водку.)

Почему такие вещи цепляют? К сожалению, современная зрительская аудитория часто воспринимает художественные произведения, основанные на реальных событиях, чуть ли не как документальные кадры. Растет степень вовлеченности, а память впитывает неверную информацию — так создается новая и ненастоящая история. Нужно быть аккуратнее с фактами и их перетасовкой.

А если дело не в абсолютной достоверности? Что, если авторы хотят напомнить, как это страшно, когда хеппи-энд случается не всегда? «Вы имеете дело с тем, что никогда не происходило на этой планете», — говорит Валерий Легасов. Так и есть.

Почти наверняка в «Чернобыле» будут нестыковки и художественные передергивания — они уже есть. И мы знаем, как будет развиваться история дальше. Однако премьера будоражит и напоминает о том, о чем многие забыли, мотивируя вспомнить и узнать больше. Хотя бы досмотрев сериал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
0
Поделись с друзьями

Смотрите также

Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: