Крах авиации и угроза урожаю: как коронавирус повлиял на экономику и целые отрасли

В стране
0
0
Поделись с друзьями

Вызванный коронавирусом кризис может привести к падению мировой торговли на 13—32% в этом году — таков прогноз Всемирной торговой организации. Количество безработных в США побило все рекорды и на данный момент превышает 22 млн человек. Авиакомпаниям и другим представителям этой индустрии грозят банкротства: сфера хоть и прибыльная, но лишь при стабильной обстановке — в противном случае выдавать зарплаты тысячам сотрудников и покрывать лизинг десятков и сотен самолетов очень непросто. Проблеск уже замаячил: Австрия, Дания, Польша и другие государства Европы объявили сроки постепенного возвращения к нормальной жизни. Значит, однажды это все точно закончится. Однако во многих странах ситуация остается напряженной, что привело к серьезному кризису. Onliner.by изучили, с какими экономическими проблемами уже столкнулся мир из-за коронавируса.

Урожай зреет. Собирать его некому

Довольно неожиданная проблема возникла у фермеров западноевропейских стран: солидная часть урожая может пропасть. Нет, коронавирус не атакует растения — все дело в людях, у которых нет возможности заняться уборкой урожая. Во-первых, сама по себе эпидемия предполагает максимально возможную изоляцию. Во-вторых, границы-то закрыты. В Италии, Германии и Великобритании на полях в основном работали сезонные рабочие из Болгарии, Румынии и других стран восточной Европы.

Изображение: thechronicle.com.au

Проблема приняла столь серьезный масштаб, что в дело вмешались правительства этих стран. Министры сельского хозяйства и внутренних дел Германии решили сделать исключение и разрешить въезд в страну для иностранцев, которые будут заняты на уборке урожая. Всего за апрель и май планируется привлечь порядка 80 тыс. рабочих — преимущественно из Румынии и Польши. Кроме них, около 20 тыс. человек находится в Германии, а еще 10 тыс. планируется нанять из числа немецкого населения — малоимущих, студентов и безработных. Лоукостер Eurowings начал выполнять рейсы в рамках помощи немецким фермерам: несколько лайнеров уже вылетели с рабочими из Румынии.

Схожим образом поступила Италия: власти автоматом продлили вид на жительство для граждан не из стран Евросоюза до 15 июня, чтобы те могли легально остаться и работать на полях. Также итальянское правительство провело переговоры с Румынией по привлечению рабочих: ежегодно урожай собирали более 100 тыс. румын, но сейчас попасть в Италию они не могут. При этом Румыния тоже заинтересована в экспорте рабочей силы, ведь люди потом возвращаются с хорошими деньгами и тратят их дома, что заодно снижает безработицу. Премьер-министр Людовик Орбан даже издал указ, который освобождает чартерные рейсы для вывоза рабочих в Западную Европу от наложенных ограничений из-за COVID-19. Это привело к критике властей: полные пассажиров терминалы аэропортов в период пандемии — такая себе картина во время борьбы с коронавирусом.

Другая проблема: трудовые мигранты, которые и так находятся в Италии, боятся выходить на работу из-за коронавируса. Тем временем часть урожая фруктов и овощей уже созрела, и его нужно собирать, иначе плоды просто испортятся. Проблема уже актуальна в провинции Фоджа на юге страны, хотя случаев заражения COVID-19 среди рабочих там пока не выявлено. Против итальянцев играет еще и необычайно низкая для этой поры года температура — часть урожая картофеля и спаржи успела погибнуть. Также рабочие требуют обещанных €600 финансовой помощи от правительства и ваучеры на питание.

Великобритания столкнулась с аналогичной проблемой: местные ассоциации фермеров предлагают привезти рабочих чартерными рейсами. По примерным оценкам, заказной рейс самолета, способного вместить 229 пассажиров, обойдется в €45 тыс. за маршрут София — Лондон. Получается около €250 за каждого человека. Всего за несколько недель стране нужно собрать 90 тыс. работников — а карантин едва ли отменят так быстро. Также стартовала кампания Feed the Nation, где людей призывают принять участие в сборе урожая. Помимо этого, Испания готовит декрет, который позволит фермерам нанимать даже нелегальных мигрантов, лишь бы собрать урожай. Стране, традиционно богатой на всевозможные фрукты и овощи, нужно до 150 тыс. сезонных рабочих.

У лизинговых компаний проблемы

Проблемы в авиации, о которых мы писали ранее, лишь усугубились. Авиакомпании в среднем на две трети уменьшили количество выполняемых рейсов, многие начали отправлять сотрудников в отпуска за свой счет. Но это лишь верхушка: такой бизнес тянет деньги, если самолеты не эксплуатируются, ведь многие перевозчики берут лайнеры в лизинг, плюс нужно оплачивать стоянку самолетов и так далее. Это привело к непростым временам и для самих лизинговых корпораций: так, акции американской Air Lease упали с начала года на 56%, а ирландской AerCap— на 65%. Причем $2 трлн, которые власти США выделили на помощь экономике и бизнесу, не предусматривают поддержку лизингодателей.

Изображение: aviator.aero

Другая проблема авиационного бизнеса: в лизинг оформлено большое количество самолетов с учетом прогнозируемого банкротства ряда компаний. Поскольку предложений о продаже лайнеров в той или иной форме станет много, то в борьбе за покупателей лизинговым компаниям придется снижать процентные ставки, и это не позволит им быстро оправиться от кризиса. Причем продавцам еще придется поискать авиакомпании, которые после кризиса достаточно твердо стоят на ногах и могут позволить себе покупку десятков почти новых лайнеров. Однако старший финансовый аналитик американской компании GA Telesis по лизингу, ремонту и продаже комплектующих к самолетам уверен, что и авиаперевозчики, и лизинговые компании заинтересованы в выживании друг друга: в этой ситуации их собственное благополучие зависит от хорошего состояния другого участника рынка. Поэтому специалист считает, что они будут работать вместе на сохранение нынешних устоев индустрии.

Любопытная ситуация сложилась на североамериканском рынке авиаперевозок. Компании сократили международные рейсы на 80—90%, однако внутри страны лайнеры летают вполне стабильно — правда, почти пустые. Согласно правилам получения финансовой помощи от правительства, которая предполагает ссуды и средства на выплату зарплат сотрудникам, авиакомпании должны продолжать выполнение рейсов для сохранения стабильного сообщения даже для тех немногих пассажиров, которые сейчас не сидят по домам. Казалось бы, что это за капиталисты, которые тратят деньги впустую? Но там как раз-таки все посчитано: регулярные рейсы получаются дешевле чартерных. Ведь кризис кризисом, а нужно заниматься перевозкой товаров, к тому же есть политики и другие люди, которые часто путешествуют, и дешевле отправлять их регулярными рейсами, а не заказными.

Грузовые рейсы подорожали в два раза

Для снижения убытков авиакомпании начали использовать пассажирские лайнеры в качестве грузовых. Этот сегмент бизнеса вообще на небывалом подъеме: к примеру, суточный налет «грузовиков» China Southern составляет 15,5 часа — такой показатель еще недавно казался немыслимым даже для пассажирских самолетов, не говоря уже о менее загруженных Cargo-рейсах. Обычно самолеты вместе с людьми и их чемоданами перевозят массу грузов: например, Korean Air отправляет пассажирскими рейсами более 60% своих грузов, Singapore Airlines — 75%. Однако закрытие границ сделало невозможным осуществление пассажирских полетов.

Airbus A330 авиакомпании Lufthansa. Изображение: Lufthansa

Поэтому авиакомпании принялись использовать пассажирские лайнеры в качестве грузовых, к тому же не у всех перевозчиков есть отдельные Cargo-модификации самолетов. Ограничения имеются: вынуть кресла из самолета — не то же самое, что достать сиденья из маршрутки. Грузовые лайнеры изначально проектируются по-другому, что позволяет, например, размещать грузы больших размеров и в целом максимально использовать пространство. Но в нынешних условиях и меньшая вместимость пассажирских самолетов с убранными креслами — это уже хоть что-то. Более того, высокий спрос привел к удвоению стоимости чартерных грузовых рейсов: если в среднем заказ Boeing 747 или 777 из Гонконга до Европы обходился в $300 тыс., то сейчас цена варьируется в районе $600—800 тыс. Словом, авиация крутится как может — и это, в принципе, можно сказать обо всех бизнесах.

Рестораны закрылись. Некоторые — навсегда

Наконец, еще одна индустрия, которая уже пострадала особенно сильно, — то, что называют аббревиатурой HoReCa. Если по-простому, это ресторанный и гостиничный бизнес. Что в Беларуси, что в мире ситуация тревожная. Так, в штате Миннесота наибольший процент зарегистрировавшихся на бирже труда безработных — бывшие сотрудники ресторанов. Всего же в США ожидается закрытие более 110 тыс. заведений, десятки тысяч из них уже прекратили работу навсегда. Всего лишь за три недели марта потери заведений от коронавируса составили $25 млрд.

Рестораны и кафе, которые смогли адаптировать свою работу под заказы навынос, держатся чуть лучше. Однако выручка все равно упала, к тому же в некоторых штатах действуют ограничения: например, нельзя продавать алкоголь навынос. Как только работа заведений возобновится, буквально каждое из них превратится в отчаянно нуждающийся в деньгах стартап — примерно так описал кризис Шон Кеннеди, исполнительный вице-президент Национальной ассоциации общепита, в которую входит около 400 тыс. заведений.

Изображение: AP News

Саму сферу ждут серьезные изменения: например, в ресторанах, кафе и барах могут появиться новые нормы по расстановке столиков — чтобы посетители находились дальше друг от друга. Это приведет к снижению вместимости и, следовательно, уменьшению выручки.


Туризм и смежные сферы вроде той же авиации и HoReCa ждет долгое возвращение к норме: даже после стабилизации обстановки и открытия границ маловероятно, что все ринутся в отпуск. Кризис подкосил доходы и финансовое положение многих людей, к тому же аналитики очень осторожны в прогнозах по поводу того, когда все начнет приходить в норму. Но уже сейчас ясно одно: набившая оскомину фраза «Мир не будет прежним» оказалась правдой.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий