Надо ли детям учиться летом или пусть бездельничают? Мнение учителя

В странеОбщество
0
0
Поделись с друзьями

Лето, как обычно, пролетает очень быстро, и все чаще родители вздыхают: на пороге август, а значит, скоро в школу. Встает извечный вопрос: позволить ребенку отдыхать дальше или вспоминать школьную программу? Елена Михаленко, учитель средней школы №131 Минска, писатель, автор сказок и стихов, считает, что вопрос ребром ставить не нужно. Дети могут отдыхать и потихоньку готовиться к учебе, пишет rebenok.by.

— Психологи говорят, что за три месяца школьники могут забыть 40-50% информации, полученной на уроках. А ведь некоторые не ходили в школу с марта. Хорошо, если занимались в режиме онлайн с учителями или в реале с родителями. Но немало было и тех, кто расслабился. Для них процент забытых знаний может быть 70-75. Что же делать?

Попробую поделиться некоторыми советами и наблюдениями. Накопила их, работая долгие годы в школе, многое помню из своего детства и в роли мамы школьницы была еще не так давно. Конечно, универсальных советов быть не может: дети очень разные по способностям, по темпераменту, по характеру, по возрасту.

Сразу стоит предупредить. Я скорее на стороне детей с их желанием не заниматься ничем скучным. Когда я была маленькая, маме очень хотелось сделать из меня вундеркинда. У меня отбирали любимые книги сказок и подсовывали биографии великих людей. В итоге к этому жанру я вернулась только через десятилетия.

В пятом классе летом усаживали за сборник задач для поступающих в ВУЗы, не без пользы, конечно, но… Я хорошо знаю, что такое для ребенка быть заложником родительских амбиций. А потому, став мамой, одну за другой уступала позиции, что не мешало дочке отлично учиться. Но это мне скорее повезло.

Источник фото: Unsplash.com

Итак, каникулы — это, прежде всего, время для отдыха и оздоровления. Максимум свежего воздуха, витаминов, подвижных игр. Занятия нужны для того, чтобы сентябрь не навалился на ребенка непосильной тяжестью.

Прежде всего, встает вопрос режима дня

Если мы так расслабились, что дети засыпают в полночь (у меня и позже звенят голоса на детской площадке под окном), а встают в 11, неизбежно им будет тяжело перейти на ранние подъемы. Так что надо потихоньку возвращаться в нормальную колею. Конечно, могут быть исключения — день рождения, приезд гостей, песни у костра. Но именно как исключение, а не норма.

Мотивируйте ребенка, планируйте рыбалку, поход в зоопарк или поездку за желанной покупкой на утро, тогда он легче отправится в постель вечером.

Источник фото: Unsplash.com

Что касается повторения школьной программы: никаких жестких расписаний, учебники — только по необходимости, если ребенок сам хочет наверстать какие-то пробелы. Если вы наметили позаниматься, а ребенок занят интересной игрой со сверстниками — отложите, не прерывайте игру.

Оцените возможности сына или дочери

Если они учатся хорошо, учеба дается легко, то 15 минут в день в виде игры вполне достаточно. Если ребенок учится на 6-7 и вполне счастлив — тоже нет особых проблем, те же 15 минут и никаких комплексов по поводу отсутствия десяток! А вот если он и сам хотел бы учиться лучше — придется объяснить, что можно немного потрудиться летом. Занимайтесь больше, но не так, чтоб ребенок уставал и ненавидел учебу.

Ну, а если троечник? Будьте объективны. Тройки могут быть итогом психофизического состояния ребенка, мягко старайтесь помочь, никакого насилия. Если же просто лентяй, стоит загружать побольше, но опять же — не вызвать негативных ассоциаций с учебой. Учишься, чтоб стать умнее, круче!

Источник фото: Unsplash.com

В тех случаях, когда ребенок психологически боится своих школьных неудач, можно обратиться к репетитору, но при этом помните: нельзя научить того, кто не хочет, сначала замотивируйте ребенка.

Повторять ли все по программе предыдущего класса?

Дело вообще не в программе. Надо «прокачивать» логику, память. Но не в формате скучных уроков. Придумывайте математические задачи так, чтобы это не выглядело как урок: идя магазин, попросите точно посчитать, сколько денег нужно для покупки трех (четырех, шести) порций мороженого, скажите, что не уверены — хватит ли денег.

Посчитайте, на сколько бутылок кваса хватит 10 рублей, и т.д. Предложите рассчитать, сколько продуктов необходимо для приготовления праздничного ужина с известным числом гостей. Задачки могут быть и гораздо сложнее, включайте фантазию! А счет в уме — очень хорошее упражнение.

Писать тоже необходимо. Но не сидеть же за тетрадкой в линейку летом? Покупайте тетради с развивающими заданиями, многие дети их очень любят и воспринимают как игру. Заведите красивый блокнот и просите записывать самое интересное за день, можно оставлять место для фотографий — потом будет замечательный семейный альбом на память о лете. Просите написать, что нужно купить в магазине. В общем, есть масса вариантов, чем заменить скучные диктанты.

Источник фото: Unsplash.com

И, конечно, чтение — вот она, основа основ детского развития. Хорошо, если ребенок любит читать, эта привычка у многих формируется еще до школы. Находите интересные занимательные книги. А лучший мотиватор — родители, которые любят читать, которых малыш видит смеющимися или переживающими над книгой.

Есть также список книг, которые учитель рекомендовал прочитать летом. «Книжному» ребенку это не нагрузка, он прочитает их вперемешку с остальными. Ну, а если не хочет? Да еще и нам самим кажется, что книги из списка скучные? Скажем так: откровенно неудачных там не может быть много, что-то можно и пропустить. А дальше — включайте дипломатию.

Расскажите, сколько времени в учебном году будет сэкономлено для походов в спортзал, изостудию, на каток или на прогулки с друзьями, если прочитать это сейчас. Обязательно расспрашивайте о прочитанном: о чем книга, понравилась ли, почему, какие герои симпатичны, а какие — нет. Развить устную речь, умение выстроить рассказ, сделать вывод — очень важный навык.

Что еще? Играйте в развивающие игры

Устные: «города», «ассоциации», настольные, компьютерные — но ограничивайте их по времени. Заходите на развивающие детские сайты. Их очень много: «Карманный ученый», «Меморадо», «Квантик», «Универсариум» — перечислять можно долго. Включайте несложные мультики на английском, чтобы повторить слова и выражения.

Гуляйте и наблюдайте за растениями, муравьями, бабочками, птицами. Увидели, что тема цепляет? Углубляйте, интернет в помощь. Посещайте музеи, можно онлайн — сейчас лучшие галереи мира доступны бесплатно. И обязательно обсуждайте увиденное.

Источник фото: Unsplash.com

Не забывайте про мелкую моторику

Это очень важно для развития. Пусть ребенок лепит из глины, собирает машины из «Лего», плетет фенечки или украшения из биссера, вышивает. Все это тренирует еще и усидчивость. А, например, оригами, потребует еще и пространственного воображения.

В общем, вариантов «умного» времяпрепровождения множество. Но все это требует нашего участия и не имеет ничего общего с «вот тебе учебник, повторяй» или «не мешай, смотри мультики». Что же, быть родителями умного ребенка — тоже труд, но в итоге он приносит радость.

Чего точно не стоит делать?

Давать глупых обещаний вроде: «Мы будем заниматься, и ты станешь самым умным в классе». Скорее всего, найдется какой-то Петя, который сильнее в математике, или Маша, которая быстрее и лучше читает. Вообще не надо сравнивать ребенка с другими, лучше просто говорить: «Ты будешь умным, тебе будет легче в учебном году».

Ну, а если ваш ребенок и вправду настолько сильнее одноклассников, что конкуренция ему не грозит, не стоит тешить его тщеславие, лучше подумайте: не теряет ли он время, не перейти ли в более сильный класс?

Верьте в себя и в своих детей, в то, что любые усилия, направленные на развитие, будут ненапрасными, даже если не отразятся в школьных отметках. Солнечного вам остатка лета!

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close