Новости БеларусиЭкономика

Ушла эпоха: ковры заменили мультиварками. Как меняется список товаров, по которому считают инфляцию

Удивительно, но историю нашего быта в разные годы можно изучать не только по фотоархивам и документальным фильмам, но и по скучным на первый взгляд статистическим данным, которые собирает Белстат, чтобы считать инфляцию. Например, в этом году в прошлое ушли ковры из шерстяной и синтетической пряжи, зато добавились мультиварки. FINANCE.TUT.BY поговорил со специалистами о том, какие товары попадают в «инфляционную корзину» и почему ее состав могут пересмотреть.

Фото: Петр Гридюшко, TUT.BY

В Беларуси корзина товаров для инфляции обновляется каждый год

Инфляцию в большинстве стран считают одинаково. Международные организации уже давно разработали для национальных органов статистики единые принципы и рекомендации для расчета индекса потребительских цен.

— Потребительская корзина отражает структуру потребления домохозяйств страны и не зависит от личных предпочтений работников статистики, — объясняют в Белстате.

За основу берется выборочное обследование семей по уровню жизни, которое проводят каждый квартал. Проще говоря, «следят» за ценами на товары и услуги, на которые активно тратят деньги граждане. Если мы каждый день покупаем хлеб и молоко, раз в месяц платим за мобильную связь и коммуналку — значит, изменения цен на эти товары и услуги ощутимы для нашего кошелька.

Сейчас в «инфляционной корзине» есть, например, разные виды мяса и рыбы, сало, колбасы и сосиски, детское питание, мороженое, яйца, кофе, мед, различные виды круп, хлеб, сладости, овощи и фрукты, специи, майонез, сигареты и даже икра лососевых рыб. Из непродовольственных товаров — ткани, джинсы, куртки, носки и трусы, шляпы, колготки, детская одежда, обувь, мебель, посуда, обои и другие товары для ремонта, таблетки, различная бытовая техника, косметика и спички. Из услуг — коммунальные, бытовые услуги, например, стрижка и химчистка, услуги связи и проезд в транспорте.

— Когда доля расходов на товар или услугу составляет не ниже 0,01% от общей суммы денежных потребительских расходов населения, то он попадет в потребительскую корзину, — уточняют специалисты. Если на какой-то товар начинают тратить меньше, то его исключают из списка. Не попадают в выборку предметы роскоши, недоступные большинству населения.

В Беларуси потребительскую корзину пересматривают каждый год. Этот процесс очень трудоемкий, поэтому, как правило, другие страны обновляют ее один раз в 3 года (а иногда и еще реже — в 5 лет).

Сейчас в «инфляционной корзине» белорусов 473 пункта. При этом продукты занимают 156 позиций, а услуги — 81. А вот когда наша статистика только формировалась — это было в начале 1990-х — перечень был в полтора раза меньше (293 позиции).

Из истории вопроса. В 1980-е годы индекс потребительских цен в СССР не считали. Были только показатели по индексу розничных цен на товары (услуги в расчет не включались). При этом для расчетов использовались данные из структуры розничного товарооборота — проще говоря, смотрели на то, что и сколько покупают граждане. В отдельные периоды, как, например, это было в начале 1990-х годов, имел место массовый вывоз из страны населением отдельных товаров, приобретенных в розничной торговле, или же их массовый ввоз в страну. В таких случаях структура розничного товарооборота существенно отличалась от структуры фактического потребления населения. Да и расходы на покупку товаров в целях последующей их перепродажи не являются потребительскими расходами. Поэтому ИРЦ в 1990-е годы применялся для пересчета в сопоставимые цены объема розничного товарооборота.

Как оказалось, белорусы довольно консервативны в потреблении продуктов питания, поэтому, когда корзину пересматривают, то изменения в основном затрагивают непродовольственные товары и услуги.

Если же меняется продуктовая часть, то в нее чаще добавляют новые пункты. Например, в 2008 году в расчет инфляции включили сгущенку, рыбные полуфабрикаты и жевательные резинки, в 2009-м — мюсли и фруктовые соки, в 2012 году — крабовые палочки, рассольный сыр, квас, оливковое масло и плодоовощные соки. В 2013 году белорусы стали чаще покупать полуфабрикаты из творога (вареники и блинчики), поэтому их включили в «ценовую корзину», а в этом году к ней добавились груши и кетчуп.

Интересно, что уже привычные нам доступ в мобильный интернет и смартфон оказались в «инфляционной корзине» совсем недавно — в 2017 году.

Что добавили в потребительскую корзину в 2019 году:

  • продукция организаций общепита быстрого обслуживания;
  • кетчуп, груши;
  • мультиварка электрическая, триммер;
  • медтовары (аппарат для измерения давления, шприц, вата);
  • масло моторное;
  • дополнительные занятия в учреждениях дошкольного образования, обучение на курсах иностранных языков и компьютерных технологий, обучение танцам, пению, кройке и шитью;
  • техобслуживание домофонов, установка межкомнатных дверей.

Из корзины убрали ковры, но оставили цифровые фотоаппараты

Когда смотришь состав «инфляционной корзины», обращаешь внимание на обобщенность в ней некоторых групп. Возьмем хотя бы игрушки. Ведь, с одной стороны, это и дешевые погремушки для малыша, и дорогие конструкторы для школьника. Что же берет для своих расчетов Белстат?

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Как объясняют специалисты, корзины в странах, осуществляющих расчет индекса потребительских цен, можно условно разделить на две категории (строгие спецификации товаров, услуг и более свободные). К первой — с большим (более 600 наименований) количеством товаров, услуг — относятся Канада, Великобритания, Италия, Греция, Австрия и другие страны. Их применяют страны с очень широким ассортиментом товаров в реализации. Ко второй — с относительно небольшим (до 600 наименований) количеством товаров, услуг — относятся Беларусь, Россия, Латвия, США, Испания, Швеция, Япония и другие. В этом случае в выборку включается более широкий ассортимент товаров в рамках определенной группы.

— Выбор ассортимента, например по игрушкам, не предполагает ориентир на стоимость. Основной критерий отбора — это спрос населения. Работники торговых объектов оказывают помощь статистикам в оценке регулярности поступления и реализации таких товаров, — рассказали в Белстате. — Так, по товару «Игрушки» в наблюдении присутствуют мягкие игрушки, куклы, настольные игры (например, конструкторы и пирамидки), машинки из различных материалов, музыкальные игрушки, наборы для технического творчества, мебели или посуды для кукол, игрушки для самых маленьких и так далее.

Если посмотреть на потребительскую корзину взглядом обывателя, то некоторые вещи могут удивить. Так, в ней есть скатерти, вазы и цифровые фотоаппараты — многие их уже давно не покупают. Зато нет, например, планшетов, которые часто можно увидеть у городских жителей. Кстати, в Великобритании те же планшеты входят в потребительскую корзину с 2012 года!

— Статистика всегда опирается на цифры отчетности, а не на предположения или рассуждения, основанные на личных предпочтениях, — объясняют такое положение дел в Белстате. — Судя по расходам населения (это не только жители столицы с лидирующими доходами, но и жители малых (средних) городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов с доходами намного ниже средней величины), на электронные книги или планшеты, возможно, не всегда находятся денежные средства или пока данные товары не являются предметами первой необходимости.

В тот момент, когда на их приобретение доля расходов населения вырастет до определенного значения (0,01% от всех расходов), тогда они будут включены в корзину. И, наоборот, когда доля расходов на приобретение, например, цифровых фотокамер снизится, то данный товар будет исключен из выборки.

0
1
Поделись с друзьями