«Все хотят выжить»: что переживает сейчас турбизнес и вернутся ли деньги клиентам?

В стране
0
0
Поделись с друзьями

Время для прогнозов абсолютно так себе, но сфера переживает такой «апокалипсис», что отступать некуда и приходится строить запасные планы для запасных планов, рассказывает Onliner.by. Как все это отразится на конечном потребителе, который вместо запланированного Египта или евротрипа хорошо если увидел Браславы (там, кстати, круто)?

Турция

Специалисты рассматривают хороший вариант — это подъем самолетов в небо летом. И боятся плохого — это невосстановление авиасообщения до начала следующего года. Почему не очень выгодно судиться с турфирмами? Как именно кризис повлияет на улучшение сервиса? И стоит ли реагировать на предложение купить билет за €9 на следующий год? Ответы — в нашем тексте.

Отвечает Евгения Баско — руководитель туристической компании Alltour со стажем работы в туристической сфере 19 лет.

— Как туристы отреагировали на кризис?

— Все зависит от настроения конкретного человека. Есть два лагеря. Первые хотят улететь и до сих пор спрашивают о турах на май — июнь. Приходили, допустим, сегодня с запросом на Египет, мы удивились: «Вы что, телевизор не смотрите?» Ответ клиента заставил улыбнуться: «В Беларуси коронавируса не меньше, чем за границей. На море болеть приятнее». Вторые не хотят лететь даже в августе/сентябре/октябре. Единой позиции нет, нет четкого понимания — ни у представителей турбизнеса, ни у туристов. Есть только предположения и надежды.

— Опишите хороший выход из положения.

— Пока еще мы рассчитываем, что в июле ситуация стабилизируется хотя бы по нескольким направлениям. Турагентства выполнят свои обязательства перед клиентами, которые все же хотят улететь. Прямо сейчас некоторое количество туркомпаний надеются, что самолеты полетят и во второй половине июня.

— Как реагируете на слухи об особом отношении к белорусам?

— Очень надеемся, что они не подтвердятся. Говорится, будто недовольные нашими методами борьбы с COVID-19 соседи (и не только они) могут не пускать белорусов к себе. Мнения разные.

Но все иностранные партнеры пишут, что будут рады видеть граждан Беларуси у себя. Надеюсь, и на государственном уровне не произойдет каких-либо запретов. В крайнем случае решения не будут приниматься «с кондачка», когда «мера» есть, а инструмента для ее исполнения нет.

К слову, еще одним хорошим вариантом для страны было бы принятие указа об отсрочке исполнения обязательств. Не думаю, что это ущемляет клиентов. Напротив, это дает фирмам возможность выжить, а значит, выполнить свои обязательства. Все адекватные люди понимают, что сейчас исполнить обязательства в срок, предусмотренный законодательством, никак нельзя от слова «совсем».

Причина простая: у всех контрагентов (даже российских) описанная мною отсрочка есть, а у нас нет. Получается, белорусский турбизнес целенаправленно загнали в «юридическую ловушку»? Кому это выгодно, непонятно.

— Чем это чревато для клиента?

— Клиент купил в агентстве тур, положим, в Египет, но никуда лететь, естественно, не может: границы закрыты. Обязательства не выполнены, человек может идти в суд, который, возможно, даже выиграет. Но что дальше? Скорее всего, ни денег, ни тура он не получит.

Объясню, почему это непродуктивно с точки зрения бизнеса. Нашей вины в сложившихся обстоятельствах нет. И адекватные люди это понимают. Давайте по-простому: иностранный партнер не отвечает перед белорусским турагентством за закрытие границ. Вопрос: как турагентство может ответить перед клиентом? Закон у нас своеобразный, навязывает неисполнимые обязательства.

— Клиентам могут вернуть деньги за отмененные туры?

— В большинстве случаев физической возможности у белорусских компаний нет. Все деньги перечисляются поставщикам услуг в течение одного-пяти дней, иначе тур будет аннулирован.

Вернуть деньги в предусмотренные устаревшими нормами закона сроки практически невозможно. Партнеры из других стран — непосредственные поставщики услуг — имеют возможность растянуть сроки возврата, у них официальный карантин.

Партнеры-туроператоры подписывают с нами допсоглашения, обещают вернуть деньги до 31 декабря. Постараются раньше, но надо исходить из реальной ситуации. Это первый вариант. Второй — туроператоры согласны сохранить деньги наших клиентов в валютном эквиваленте в счет будущих туров. Третий — перенос тура на более поздние даты. А требование вернуть деньги здесь и сейчас выполнить невозможно.

Все случилось после зимы. В период, когда запасы съедены. Поэтому фантазии о том, что в турфирме где-то закопан горшочек с деньгами, что владельцы — «буржуи», сейчас тряхнут мошной и всем все вернут за свой счет, необоснованны. Юристы могут сколько угодно рассказывать людям о том, что им обязаны вернуть деньги незамедлительно, но результата это не даст. Денег «в горшочке» нет. Они перечислены за услуги по договору.

У партнеров карантинные меры. По запросам белорусских турфирм они часто ничего не отвечают либо выражают готовность исполнить обязательства, но только после окончания карантина. Тогда и появятся адекватные ответы по срокам. Их законодательство позволяет подобное поведение. Там есть указ об отсрочке исполнения обязательств.

Мы обязаны возвращать стоимость тура минус ФПЗ (фактически понесенные затраты). И иностранный туроператор пишет, реагируя на белорусский запрос: «Рассчитать их не представляется возможным. Подождите, пожалуйста, ребята, у нас обстоятельства непреодолимой силы».

Нынешняя ситуация, исходя из закона, проигрышная для обеих сторон. Клиент имеет право требовать возврата. Денег на это нет. Он идет в суд. Разбирательство в теории может длиться до полного восстановления туризма в докарантинном виде… Конфронтация турагентов и туристов может стать очень большой стратегической ошибкой. Клиенты способны попросту утопить бизнес. Но вместе с этим утонет возможность вернуть деньги либо слетать на отдых.

— Апокалиптичный вариант — это как?

— Апокалипсис наступит, когда начнут банкротиться не агентства, а операторы. Недавно я специально пошла в кол-центр и сама отвечала на вопросы клиентов. Самый популярный: «Что будет, если обанкротится агентство? Как я верну деньги, потому что прямых отношений с туроператором у меня нет?»

Почти что вся история банкротства белорусских агентств связана с банкротствами туроператоров. Лег «Натали-Тур» — легли агентства, которые были на него завязаны. «Карлсон-туризм», «Капитал-Тур» — те же истории. Если обанкротится туроператор, никто не вернет свои деньги.

— Что будет, если самолеты не уйдут со стоянок в нынешнем году?

— Будет очень плохо. Тогда цепочки, по которым проблемы передаются между звеньями, станут восстанавливаться лишь в следующем году. Понятно, при большом количестве аннуляций заполненные на треть или на две трети чартерные рейсы никуда не полетят. Это влияет на цену.

Сейчас объясню. Чартерная цепочка — это, допустим, 20 самолетов. А у нас может лететь только 4. Стоимость изначальной цепочки, к примеру, составляла $300 тыс. Сумма делится на количество мест, которое предусматривала вся цепочка из расчета 70%-ной загрузки самолета. И если ваши самолеты отправляются не раз в день, а раз в неделю, цена билета не может оставаться прежней. Она полезет вверх.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий