Американская мечта по-чукотски. Рецензия на фильм «Китобой»

АфишаКиноОбщество
0
0
Поделись с друзьями

В кинотеатрах Гродно начался показ премьеры этого года фильма «Китобой». Newgrodno.by узнал что это за фильм и стоит ли его смотреть. Своим мнение от увиденного поделился гродненский шоумен Адрей Чепелюк.

В последнее время в российском кинематографе свою значимую нишу начинает занимать региональное кино, и последний «Кинотавр» это подтвердил, отдав победу в основных номинациях якутскому «Чучелу» и чукотскому «Китобою».

«Чучело» выйдет в прокат в ближайшем будущем, а «Китобой» уже можно посмотреть в кинотеатрах. О чём этот фильм?

Начну с режиссёра. Для Филиппа Юрьева «Китобой» является первой серьёзной работой в полном метре. Учителем и мастером молодого режиссёра является именитый Алексей Учитель (вот такой вот каламбур), который и помог новичку в мире кинобизнеса, став продюсером дебютной ленты Филиппа.

По воле некиношной деятельности Юрьеву пришлось какое-то время прожить в Чукотке, где он и влюбился в одно из, практически отрезанных от мира, поселений у самого Берингова пролива. Там он и решил снять фильм об этом месте и долгих семь лет терзался в поисках, о чём должен быть этот фильм: документалку снимать не хотелось, сугубо этническое кино – тоже, но то, что в качестве актёров должны выступать именно местные жители – был вопрос решённый.

В итоге, через семь лет был написан сценарий, одобренный Учителем, и пошёл процесс. Фильм, действительно, сумел не удариться в этничность. Все особенности этого уникального региона, включая природу, традиции, этнопсихологию жителей, местный язык – являются скорее реквизитом, очень красивым реквизитом, но не перебивают сюжет и основную мысль. Тут, видимо, сыграло определённую роль и соотношение сторон кадра 3 к 4, непривычное для нашего глаза. Со слов режиссёра, какого-то особого смысла, как-то, например, сужение пространства, давящего на главного героя, это не несло. Но это позволило уйти от бесконечного и бескрайнего любования природой, благодаря узкому кадру.

Вернёмся к фестивалям. Ещё до упомянутого выше «Кинотавра», «Китобой» успешно был презентован на Венецианском фестивале, где завоевал приз в категории «Лучший фильм программы Giornate degli Autori (Дни Венеции/Авторские дни)», что явилось значимым успехом для дебютанта.

Затем был «Кинотавр» и призы за лучшую режиссуру (!), лучшую мужскую роль (которую исполнил непрофессиональный актёр – чукотский мальчик) и Диплом гильдии киноведов и кинокритиков.

А теперь, собственно, к фильму.

Сюжет. Как всегда, максимально без значимых спойлеров. Если же вы настолько боитесь малейших сюжетных спойлеров, что даже не смотрите трейлеры, пропускайте следующие абзацы.

Действие разворачивается, как уже писалось выше, в реально существующем чукотском поселении на берегу Берингова пролива (то есть, ближайшая географическая точка к Аляске и, соответственно, к Америке). Основным промыслом жителей является охота на китов, добыча, соответственно, делится на всю деревню. Такое, максимально, коммунистическое общество, где охотятся все, кто может, а добыча достаётся всем, кому она нужна.

Главный герой – бесхитростный мальчик Лёшка, который во время одной из охот на кита, знакомится с такой диковинной штукой как «вебкам-чат». И если первой любовью для ребят нашего поколения были книжные героини или героини фильмов/сериалов типа «Баффи – истребительницы вампиров», то чукотский паренёк такое светлое и абсолютное чувство начинает испытывать к первой увиденной вебкам-модели, в исполнении Кристины Асмус (к слову, производство картины началось задолго до «Текста» и о каком-то пиаре на этой теме тут говорить не стоит). Тех, кто хотел бы увидеть прелести Кристины в этом фильме – придётся разочаровать, модель оказывается очень целомудренной и в общем чате ничего такого не показывает, в отличии от, скажем, других моделей, также демонстрируемых в картине. Этот факт ещё больше усиливает ощущение светлого и непорочного чувства Лёшки к этой героине.

Что интересно, первая сцена картины – не сцена жизни деревни. Музыка в стиле «кантри», цветастые вступительные титры в стиле американских фильмов 80-х и закулисье красивой картинки вебкам-модели: гриммёрки, тёмные коридоры, обилие полуголых тел. И мы, ведомые взглядом камеры, движемся сквозь всё это за героиней Асмус, преодолеваем «голландские углы, которые подсказывают нам о том, что не всё так радужно в моральном состоянии героини, и попадаем в красивую девчачью комнату розового цвета. То есть, с первых кадров, нам подаётся иллюзорность «американской мечты».

Именно «американская мечта», рассказанная Лёшке его другом на примере одного из жителей их села, который смог попасть в Аляску и оттуда добраться до мегаполиса с «небоскрёбами и Макдональдсами», в какой-то момент становится действующей силой сюжета.

Есть далёкая фантастическая страна, есть прекрасная принцесса – практически все необходимые составляющие для начала «пути героя» по Кэмпбеллу. Не хватает лишь «момента инициации». Таким моментом становится почти библейский сюжетный поворот, лично у меня вызвавший ассоциации с библейским Каином.

После этого герой и отправляется в путешествие на встречу Неизведанному. Но уже с первых моментов становится ясно, что ни морально, ни физически он к нему не готов.

В итоге… Трактовок у концовки на данный момент уже можно насчитать около десятка: от банально-прозаических, которые, на первый взгляд, и преследовал автор, до мифически-сакральных, которые не могли не возникнуть в этом далёком от цивилизации мире. На них останавливаться не будем, дабы не портить впечатления от фильма, от себя лишь скажу, что все они имеют право на существование и придерживаться одной – значит ограничивать себя.

Художественные образы. Их тут бесконечное количество. Во-первых, сам образ воды, которая, то спокойная, то волнующаяся, то окрашенная кровью убитого кита – очень мощный образ одной из первостихий. Радикально разнятся съёмки возвращения с охоты в начале фильма, где водная гладь показывается нам необъятно-прекрасно-спокойной и та самая охота, снятая ближе к концу, практически в документальном режиме – там напряжение не только в состоянии возбуждённых охотников и особенно Главного героя, но и в самой воде. Образы природы в этом фильме, безусловно, невероятны. Ими хочется любоваться бесконечно. Как водные, так и степные.

Образ кита, рисунок которого находится на стене у Лёшки, тоже, на мой взгляд, очень значим для понимания картины. И если первая охота практически не вызывает никаких эмоций (подростки радостно дурачатся с внутренностями животного в воде), то во время второй охоты, моральное состояние героя рифмуется с образом загнанного кита. Недаром нам показывают после охоты как Лёшка, со слезами на глазах, с остервенением пытается отмыть кровь со своих рук. Также сложно не заметить, как передана та самая «коммунность» — в этом мире фактически нет денег. Еда, а именно китовое мясо является источником жизни на этом клочке земли. Показательна в этом плане и сцена с трёхлитровой банкой икры на столе, которая имеет такую же ценность в этой далёкой точке мира, как у нас, к примеру, солёные огурцы.

Об образе американского пограничника, исполненного вторым, после Асмус, профессиональным актёром в этой картине, бельгийцем Арье Вортхальтером, тоже можно долго пытаться рассуждать: в нём читается одновременно и Харон, и ангел-хранитель, в зависимости, опять же, от оценки финала.

Художественные приёмы. Выше я уже упоминал оригинальное соотношение сторон 3 к 4, которое, в последнее время, всё чаще встречается в авторском кино. Также бросается в глаза постоянная смена эстетских медитативных кадров и бытовых сцен с трясущейся ручной камерой, что наглядно показывает нам двойственность этого мира. Местами (как, например, в кадрах, снятых сверху) невольно проводится параллель с Уэсом Андерсоном (но, естественно, никакой андерсоновской геометрии здесь нет и быть не может).

Для кого этот фильм? Он безусловно откликнется всем тем, чьё мальчишеское детство пришло на конец 90х – 2000е. Несмотря на чукотские пейзажи, Юрьев поднимает темы близкие многим ребятам в эти годы: чувства, столкновение со взрослой жизнью, зарождающая сексуальность, поиск себя. Уверен, многие увидят в Лёшке что-то откликающееся внутри. По этой же причине, фильм сложно было бы назвать фильмом «для девочек», но если вы любите хорошее авторское кино – посмотреть, определённо, стоит.

Безусловно, «Китобой», на сегодняшний момент, это событие. Учитывая вопрос закрытых границ, связанный с эпидемиологической ситуацией, интерес к малоизвестным уголкам страны может стать толчком для новой волны российского кинематографа. Начало уже положено.

Моя оценка: 8 из 10.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot

Добавить комментарий

Close