Регион

Есть у летчика мечта: самолет и высота! Как щучинский летчик-инструктор Иван Иванович Трипуть создал с нуля самолет

Первые самолеты на Щучинском аэродроме появились 80 лет назад, в 1939 году.

Это были два РД-8, купленные на деньги, собранные жителями района. А дальше была целая летная эпоха… Сегодня на Щучинском аэродроме прописалась малая авиация. То и дело со взлетной полосы стартуют самолеты, парапланы и мото-парапланы. Обнимая небо крепкими руками, летчики набирают высоту… Любители малой авиации не только покупают и ремонтируют самолеты, но и создают их с нуля! Вот и недавно в небо взмыл очередной новодел – “Мир-01”. Его автор – щучинский летчик-инструктор Иван Иванович Трипуть. Журналист “Дзянніцы” познакомилась с устройством самолета и узнала, где и как появляются те самые железные птицы.

samolet5_big.jpgsamolet3_big.jpgsamolet5_big.jpgsamolet22_big.jpg

На одной волне 

Место дислокации нашего Кулибина – Ивана Трипутя, который просто дышит малой авиацией, – аэродром. В ангаре №266 круглый год кипит жизнь. Сюда тянутся не только любители самолетов, но и молодое поколение. Дети всегда в восторге от рассказов Ивана Ивановича. Поэтому экскурсии – здесь дело привычное.
samolet11_big.jpg

К слову, под одной крышей с любителями авиации прописался и радиоклуб EW4WE РЦТТ. Руководитель радиоклуба Геннадий Павлович Киенко – член Федерации радиолюбительского спорта Беларуси. Он тоже влюблен в небо. Сразу видно, что и Иван Иванович, и Геннадий Павлович на одной волне. Они всегда работают в тандеме. Коллективная любительская радиостанция Щучинского районного центра технического творчества EW4WE не бездействует. Она принимает активное участие в авиационно-спортивных праздниках, которые ежегодно проходят в нашем городе. Активисты радиоклуба постоянно участвуют и побеждают в различных соревнованиях, в том числе и международного уровня. К примеру, недавно Кирилл Мисюра, Егор Иванчук и Владислав Мулярчик приняли участие в Чемпионате Республики Беларусь по радиосвязи на коротких волнах на Кубок Республики Беларусь и завоевали отличный приз – современную радиостанцию.

samolet12_big.jpgsamolet13_big.jpg

Г.П. Киенко рассказывает, что их цель – не только выход в эфир, но и активация аэродрома. Для молодежи здесь проводятся так называемые “Полевые дни”, которые включают в себя обзорную экскурсию по авиатехнике, мастер-класс по основам пилотирования учебно-тренировочного планера, мастер-класс по проведению радиолюбительских радиосвязей на коротких волнах, фотосессию и… солдатскую кашу.
Одним словом, здесь можно не только представить себя летчиком-испытателем, выйти в эфир, но и всерьез задуматься о выборе будущей профессии.

Дом, где рождаются железные птицы… 

Рассказывать об истории аэродрома оба моих собеседника могут часами. К тому же в ангаре есть что показать. Здесь стоят несколько самолетов, но один – особая гордость Ивана Трипутя, ведь он сделал его самостоятельно.

samolet14_big.jpgsamolet1_big.jpg

Красный “Мир-01” стоит у входа в ангар с гордо вздернутым носом, словно только и ждет того самого заветного слова: “От винта!”. Но пока он на земле, и Иван взахлеб рассказывает о своем творении.

 Этот мотопланер или мини-самолет предназначен для первоначального обучения, – говорит Иван Трипуть. – Делал я его на протяжении двух лет. Потом вместе с друзьями решил усовершенствовать и немного изменить конструкцию. Помогали и словом, и делом Сергей Акимов, Иван Завиновский, Михаил Щербич, Валерий Чуприна, Геннадий Карпов и Игорь Косьян. К слову, именно Игорь предложил свой двигатель “Simonini Mini 2+”, который он раньше использовал на своем параплане.

 – А расскажете о конструкции самолета? – интересуюсь у летчика.

– Конструкция комбинированная: сварная основа, дюралевый каркас, пластиковое крыло, дюралевая балка и тканью обтянутое хвостовое оперение. Его максимальная скорость – около 100 км/ч, размах крыльев – 9 метров. Планер набирает высоту до километра.

 – А чем питается ваша железная птица? 

– Заправляю смесью из бензина и масла. Расход топлива в среднем режиме около 3 литров в час.
Мастер рассказал, что вес всей конструкции менее 115 кг, что дает некоторое преимущество. Уникальность данного летательного аппарата заключается в том, что его масса по международной классификации не требует пилотской лицензии и прохождения медкомиссии. С точки зрения авиационного регулирования это – словно велосипед. Все, что нужно пилоту для полетов, – научиться летать и в полетах соблюдать правила использования воздушного пространства. А еще на нем можно совершать парящие полеты с использованием восходящих потоков. Плюсы сверхлегкой авиации – налицо.

Испытание небом
samolet4_big.jpg

– А как прошли первые полеты вашего “Мира”? 

– Волнительно. Запуск самолета выполняли без двигателя с помощью буксира. Нужно было почувствовать скорость, как управляется техника, насколько устойчив самолет в полете. Как видите, испытания прошли успешно. Теперь мы можем не только рассказывать об истории аэродрома, но и демонстрировать реальную работу по конструированию, показывать устройство самодельного самолета детям. К слову, мы можем оказать реальную поддержку и тем, кто собирается связать свою жизнь с авиацией и поступить в Белорусскую государственную академию авиации.

Идем на “Контакт”

Пока мы беседовали, мне все время хотелось поскорее увидеть, как же летает самодельный аппарат. Наконец-то заработал двигатель. Минута – и лопасти живо завертелись. Еще минута – самолет разгоняется и плавно врезается в небесную гладь. Несмотря на пасмурную погоду, красный нос “Мира” виднеется издалека. Жаль, что посидеть за штурвалом самодела получилось только на земле… Но полетать в тот день мне все же удалось, пусть и на другом самолете. За эмоции и возможность полюбоваться Щучином с высоты птичьего полета спасибо опытному пилоту Михаилу Щербичу.

samolet15_big.jpgsamolet17_big.jpgsamolet16_big.jpg

Несколько фото самолета, и я с улетной темой спешу в редакцию своего издания. К слову, пока “Мир-01” летает, своего звездного часа дожидается еще один самолет Ивана Трипутя – “Контакт”. Этот тренажер будет предназначен для пробежек и подлетов. Одним словом, он будет помогать осваивать основные навыки пилотирования. В нем смогут разместиться уже два человека: впереди – курсант, сзади – опытный инструктор. Правда, это будет уже совсем другая история…
samolet19_big.jpg

Поделись с друзьями