Регион

Как 22-летний парень из Слонима снимает клипы крутым рэперам и при чем здесь Малахов

Фотографу и режиссеру Жене Семененко 22 года, уже пять лет как он переехал из Слонима в Варшаву. Однажды получилось так, что он запечатлел концерт ЛСП на видео. И завертелось: сперва «концертники» для Noize MC и Oxxxymiron, а затем и клипы для GONE. Fludd, Kizaru, Schokk и других музыкантов. О том, как Женя попал в рэп-тусовку, сколько стоят клипы, которые он снимает, и при чем здесь Андрей Малахов — в интервью TUT.BY.

От репортажей для слонимского ТВ до съемки рэп-концерта

С Женей мы встречаемся вскоре после концерта ЛСП — ради этого мероприятия он специально приехал в Минск. Он рассказывает, что, снимая выступление в «Минск-Арене», постоянно ловил флэшбэки о своем первом концерте ЛСП, который начинающий режиссер снимал в 2015 году в маленьком питерском клубе на 400 человек.

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Женя Семененко

Но обо всем по порядку. Держать камеру в руках слонимский парень Женя Семененко начал благодаря местному телевидению в Слониме.

— Когда я был совсем юным и учился в школе, решил пойти в школу журналистики при местном телевидении, потому как собирался поступать на журфак. С 8−9 класса мне доверяли сумку с оборудованием и давали задания снимать сюжеты: моя задача была в том, чтобы записывать, монтировать, озвучивать, — в общем, делать готовый материал под ключ. Для меня это стало огромной практикой в плане монтажа.

Нужно понимать, что это были не очень большие деньги: что-то около 30 тысяч неденоминированных рублей за репортаж под ключ (на момент 2012 года). И тут спустя какое-то время у моего друга, свадебного фотографа, в один момент «слетел» оператор с детского утренника. Я уцепился за эту возможность и отснял этот утренник, кажется, за 100 долларов. Для меня на тот момент это были огромные деньги, а их как раз очень не хватало для поступления и переезда в Польшу. В итоге около полутора лет я снимал свадьбы и прочие подобные мероприятия.

Снимать видео с концертов Женя начал уже после переезда в Варшаву. «Карьера» в съемке концертных клипов у начинающего оператора началась благодаря соотечественникам — группе ЛСП. По его словам, в тусовке фронтмена Олега Савченко есть несколько человек из его родного Слонима (в нее, к слову, входит Ильдар Хабибулин с YouTube-канала Приятный Ильдар).

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Концерт белорусской группы ЛСП в «Минск-Арене» 23 марта 2019 года. Фото из личного архива Евгения Семененко

— Мой хороший друг из Слонима уже был знаком с ЛСП и однажды при нашей случайной встрече попросил одолжить ему камеру — чтобы снять видео с концерта ребят в Питере и Москве. В итоге мы поехали снимать вдвоем. Тогда мы больше общались даже не с Олегом, а с Ромой (участник группы ЛСП, ушел из жизни в 2017 году. — Прим. ред.), помимо музыки он круто шарил в визуале и старался поделиться опытом, давая советы: «Тут нединамично, тут можно использовать больше монтажных фишек, и вообще посмотри лайвы британских чуваков. Вот как круто это может и должно выглядеть».

Как познакомиться с рэпером? Вот четыре (рабочих) варианта

По словам режиссёра, он верит в силу личного контакта и почти никогда не начинает знакомство с артистом через интернет. Но познакомиться с крутым исполнителем не так уж просто, возразите вы. Все верно, но у Жени есть как минимум четыре варианта.

Вариант первый — через организаторов (в случае Жени — варшавских) концертов разных артистов. Так, например, белорус поехал в тур по Германии с Noize MC в 2016 году.

— В Варшаве у меня был проект, связанный с рекламой. Через мою группу в VK «Варшава здесь» проходила реклама практически всех концертов русскоязычных исполнителей. Однажды написал парень, который привозил группу «Валентин Стрыкало». Мы с ним очень хорошо раззнакомились, общаемся до сих пор. В какой-то момент он рассказал, что планирует организовать тур Noize MC по Германии. Я предложил свою помощь. По факту, я работал на организатора, а не на артиста: помимо того что сделал крутые снимки и видео из тура, я продавал мерч, бегал за батарейками и так далее.

0:00/ 1:56

Вариант знакомства с артистом номер два: написать в Direct в Instagram. Так Женя познакомился с рэпером Schokk.

— Я увидел в инстаграме, что Schokk приедет в Берлин бить татуировки (на тот момент он жил в Москве). Написал ему: «Го пофоткаемся» и скинул примеры фото. Тогда я не думал, что артисты вообще читают сообщения в direct. Но через два часа он отвечает, мол, снимки крутые — давай. И буквально через неделю я отправился в Берлин. Дима — супероткрытый и интересный человек, мы очень быстро нашли общий язык. Настолько, что на пятнадцатой минуте нашего знакомства уже договорились, что будем снимать клип.

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Рэпер Schokk в Берлине. Фото из личного архива Евгения Семененко

Вариант знакомства с рэпером номер три — через друзей или знакомых. Так случилось с уже упомянутыми ЛСП и GONE.Fludd.

— Однажды мой хороший варшавский друг решил переехать в Москву и устроился работать на лейбл Sony Music. GONE. Fludd был одним из первых артистов, которого он «подписал». Он и обмолвился: «Ребятам нужен клип, снимешь?».

В итоге белорусский режиссер снял два клипа для GONE. Fludd — на треки «Зашей» и «Кубик льда». У первого сейчас 14 млн просмотров на YouTube, у второго — 21 млн просмотров.

— Идея клипа «Кубик льда» в том, чтобы переосмыслить сказку «Снежная королева» на злобу сегодняшнего дня. Поэтому свое одиночество здесь Кай топит в алкоголе с колдовскими зельями и в бесконечных тусовках с заблудшими в ледяном царстве незнакомцами. Даже слово «вечность» выкладывается из кубиков льда, ранее охлаждавших очередные бокалы виски. И лишь Герда, которую сыграла настоящая девушка Саши, смогла спасти его и вытащить из этого порочного круга.Вариант знакомства номер четыре — попасть на московскую рэп-вечеринку.

— В прошлом году я много времени проводил в Москве, где часто попадал на рэп-тусовки. Московские тусы — это когда ты заходишь на бэкстейдж мероприятия, на котором заявлена буквально пара артистов, и видишь там Feduk, Big Baby Tape, Tommy Cash и ещё кучу других артистов и просто интересных людей, большинство из которых вообще не было заявлено на вечеринке. Естественно, ты со всеми знакомишься. Потому что когда ты делаешь что-то в этой культуре, за тебя говорят твои работы. Ты говоришь, что снимал для того-то и то-то. И слышишь: «Да, видел, круто!».

Но иногда, бывает, прямого выхода на артиста нет вообще.

— Концерт Оксимирона — один из двух концертов, где я снимал, не будучи аккредитованным. Это был далёкий 2016 год, я договорился, что меня впишут, но уже на входе в клуб выяснилось, что не вписали. И вот я стою с камерой на улице около клуба, меня замечает хозяин заведения (мы были знакомы), узнает эту историю и дает «вездеход» (браслет на руку, который дает проход ко всем локациям. — Прим. ред.).

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Оксимирон во время концерта в Варшаве. Фото из личного архива Евгения Семененко

Помимо кадров с концерта, я подснял Варшаву и ее атмосферу. Получился действительно крутой ролик, который в итоге ретвитнул Оксимирон и запостили все ключевые паблики о рэпе.

У кого самые крутые клипы в Беларуси и почему дорогие клипы — не всегда гуд

Женя считает важным отметить, что он работает только с теми артистами, с кем ему приятно общаться. И деньги в этом вопросе, по его словам, — дело десятое: все клипы, по которым его знают, стоили менее 5 тысяч долларов.

— Очень важный момент по поводу моего подхода к клипам: вне зависимости от бюджета, артиста, контекста моя ключевая задача — проанализировать личность, образ и понять, что за человек передо мной, чтобы в клипе дать ему возможность максимально раскрыться и проявить свою харизму.

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Женя Семененко

В ближайшее время режиссер хочет договориться с несколькими относительно большими артистами (имена пока не разглашаются), чтобы снять для них максимально бюджетные клипы.

— Почему? Я уверен, что в 2019 году зрителя не удивишь практически ничем. Представь: артист, который снял уже, например, десять клипов с большим бюджетом, снимает еще один клип с большим бюджетом, ты смотришь… Ну картинка красивая, возможно, сюжет неплохой, но выглядит это уже стандартно. И тебя это не цепляет, ты не чувствуешь в этом драйва. Потому что в этом нет драйва! Я очень давно не видел клипов в СНГ, где режиссёр, несущий ответственность за большой бюджет, мог бы позволить себе рисковать и делать что-то действительно безбашенное. А артисты в большинстве своём — они настолько живые, что снимать с ними очередную шаблонную ерунду просто кощунство.

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Рэпер Федук в Варшаве. Фото из личного архива Евгения Семененко

Самые крутые клипы, по мнению Жени, у исполнителя A$AP Rocky.

— Он — мое понимание того, каким должен быть артист. Это человек, который помимо того что делает музыку, имеет безупречный вкус, стиль в одежде, аутентичную во всех отношениях визуалку. Он всегда круто выбирает режиссеров, с которыми работает.

Самые классные клипы среди белорусов — у Макса Коржа. Из андеграундных артистов Женя упоминает клип Rock’n’Roll исполнителя Блэки с Банги.

— Это просто очень круто и стильно. Вроде бы снято не очень сложно, но грув очень жесткий.

Так при чем здесь Андрей Малахов?

Возвращаясь к началу текста, как и обещали, рассказываем, при чем тут известный телеведущий. В паблике Жени в VK «мамэтотолькодляфото» (если что, это одно из крупнейших личных авторских фотосообществ во «ВКонтакте») есть фотография Андрея Малахова. Согласитесь, довольно неожиданно увидеть такую личность среди фотографий рэперов. Как Женя встретился с Малаховым? Оказалось, совершенно случайно.

— Это было невероятно забавно. Я снимал одну из своих московских уличных фотосессий. Мы просто ходили, фотографировались и встретили Малахова. Ну я и решил подойти: «Андрей, извините. Обычно у вас просят сфотографироваться с вами, но у меня нестандартная просьба: я хотел бы сфотографировать вас, вы не против?».

Фото: из личного архива режиссера Евгения Семененко
Андрей Малахов во время случайной встречи в Москве. Фото из личного архива Евгения Семененко

Было около полуночи, он был достаточно уставшим, мне аж неловко стало. Если бы я видел это издалека, то не стал бы подходить. Но он согласился без проблем. И вот достаю я камеру, настраиваюсь, а к нему подходит менеджер заведения, куда он направлялся, и предлагает уйти, думая, что я — очередной папарацци. Андрей на это отвечает: «Мы тут с молодым человеком договорились сфотографироваться, так что подождите». То есть у него была прекрасная возможность ретироваться, но он сдержал слово и не ушёл. Это, конечно, говорит об определенном уровне его профессионализма.

«Рэп — это не только о музыке. Это в первую очередь образ жизни»

На днях Женя выпустит документальный фильм об артистах, с которыми он работал в 2018 году. Молодой режиссер говорит, что своими глазами видел профессиональный рост многих исполнителей.

— Я редко выпускаю камеру из рук и стараюсь записывать все плюс-минус интересные моменты вне зависимости от того, использую я это потом или нет. Это могут быть какие-то фристайлы, околосъемочные моменты, забавные разговоры. Где-то к середине года я понял, что было бы круто сделать из этого фильм, и приступил к работе. Стремился к тому, чтобы это было ненавязчиво, зрелищно и информативно. В итоге получилось и про конкретных артистов, и в целом срез из того, как выглядит хип-хоп-культура в России в 2018 году — причем живо, без постановки и наигранного пафоса.

Для кого он? В первую очередь для тех, кто будет развивать эту культуру в будущем.

— Этим фильмом мне хочется показать, что каждый из его героев — настоящий, такой же, как и в своих треках, клипах. Также важно дать понять, что для того, чтобы добиться успеха, не обязательно лицемерить и изворачиваться, главное — быть искренним, упорным и верить в себя. Потому что рэп — это не только о музыке. Это в первую очередь образ жизни: честный, свободный, прямолинейный и безумно энергичный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Поделись с друзьями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: