Сдаем квартиру в аренду: как это сделать официально и какой налог необходимо заплатить?

В странеОбщество
+1
0
Поделись с друзьями

Если доставшаяся вам в наследство квартира пустует, а вы готовы рискнуть и сдавать ее в аренду, посоветуем оформить этот дополнительный заработок официально. Как это сделать, вместе с «МТБлог» разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Кто может сдать квартиру в аренду?

Жилищный кодекс (статья 50) разъясняет, что позволено собственнику квадратных метров. Не собственники могут быть наймодателями, если такие полномочия им предоставлены законодательными актами или владельцем квартиры, например, по доверенности. Если у квартиры несколько собственников, чтобы сдавать ее, нужно согласие всех.

Как сдать квартиру официально?

  1. Заключаем договор

Нужен договор найма — это соглашение, по которому одна сторона предоставляет в пользование жилое помещение другой стороне за определенную плату. Проще говоря, это документ, в котором закреплены взаимоотношения между арендодателем и нанимателем. Форму договора можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам. Его вы и заполняете вместе с нанимателем. В документе указываются паспортные данные обеих сторон, состав семьи нанимателя, адрес и площадь квартиры, которая сдается, размер и сроки оплаты (только в белорусских рублях), права и обязанности и др. Договор должен быть заключен с момента фактического пользования квартиры нанимателем. Можно заключить договор на определенный срок, а можно бессрочно.

Документ составляется в трех экземплярах: один находится у наймодателя, второй — у нанимателя, третий — в исполнительном комитете (районном, городском, поселковом, сельском), зарегистрировавшем этот договор.

Договор найма может быть расторгнут в любой момент по инициативе любой из сторон независимо от того, какие сроки в нем были указаны.

  1. Регистрируем договор

Подписанный обеими сторонами договор нужно зарегистрировать. Это можно сделать в исполкоме или организации ЖКХ (расчетно-справочный центр, ЖЭС). Но перед этим необходимо подготовить следующие документы:

— заявление, подписанное собственником (оно заполняется на месте). Если у квартиры несколько собственников, нужно их письменное согласие.

— документ, удостоверяющий личность (паспорта обеих сторон).

— три экземпляра договора найма.

— техпаспорт квартиры и свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение.

Договор может быть зарегистрирован в течение двух дней с момента представления документов. Процедура регистрации договора найма бесплатная.

  1. Становимся на учет в налоговую

После регистрации договора собственнику квартиры нужно обратиться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту прописки. Понадобятся следующие документы: паспорт, копия договора найма, копия техпаспорта на квартиру, выписка из лицевого счета обо всех прописанных на данной жилплощади жильцах (ее нужно брать в ЖЭС).

Через несколько дней после обращения в налоговую по почте должно прийти извещение о присвоении учетного номера плательщика.

  1. Регулярно оплачиваем налог

По закону сдача квартиры на длительный срок (а не посуточно) не является предпринимательской деятельностью. Собственник уплачивает налог в виде фиксированной суммы, которая не зависит от его доходов. Ставки подоходного налога устанавливаются областными и Минским городским советами депутатов, и для каждого региона они разные.

Традиционно самая высокая ставка в столице. Например, по последним данным, ставки налога с физлиц в Минске за однокомнатную квартиру — 34,3 рубля, в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве — 32,2 рубля. Ставки могут быть уменьшены (до двух раз) решениями областных (Минского городского) советов депутатов. В целом сумма налога зависит от двух факторов: расположения жилья и его площади.

Оплачивать налог можно двумя способами: либо сразу за год (не позднее первого числа года, за который уплачивается налог), либо за каждый месяц (не позднее первого числа месяца, за который уплачивается налог). Удобнее всего каждый месяц платить необходимую сумму через ЕРИП.

Чтобы произвести уплату, вам необходимо узнать учетный номер плательщика. Для этого введите идентификационный номер или ФИО, перейдя по ссылке.

Оплатить подоходный налог через интернет-банкинг. Для этого откройте платежи ЕРИП — Налоги — Минск — ИМНС по району — Подоходный налог (квартсдача) — введите УНП большими латинскими буквами — оплатите указанную сумму.

А если не платить налог?

Если налоговая нагрянет с проверкой и окажется, что собственник сдает квартиру неофициально, ждите финансовых последствий. Придется оплатить подоходный налог за весь период, в течение которого сдается жилье, а также пеню за просрочку. Помимо этого, собственнику может грозить административная ответственность за неуплату налогов, то есть штраф. Также должникам будет запрещено выезжать из страны и управлять транспортным средством.

В каких случаях платить налог не нужно

По закону платить налог за сдачу квартиры не нужно, если вы сдаете ее молодым специалистам или молодым рабочим (служащим). Квартиры (и дома) на длительный срок нередко арендуют не только физические, но и юридические лица: белорусские компании, представительства международных организаций и др. Как правило, заключив договор с таким арендатором, собственник может расслабиться: налоговым агентом становится юридическое лицо.

Если остались вопросы

Получить консультацию об уплате гражданами налогов или же предоставить информацию о сдаче квартир без их уплаты можно в контакт-центре Министерства по налогам и сборам Беларуси по телефонам: 189 (стационарная сеть) или 8 (017) 229-79-79. Звонок бесплатный.

+1
0
Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button