Не роскошь, а средство передвижения. Сколько автомобилей и на какую сумму ввозят белорусы?

АвтоОбщество
0
-1
Поделись с друзьями
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эта незабвенная фраза Остапа Бендера могла бы стать эпиграфом для данной статьи. Но статистика импорта легковых авто в не имеющую полноценного автопроизводства (а только отверточную сборку) Беларусь показывает, что для многих белорусов автомобиль – это все-таки роскошь.
  Фото : ru.depositphotos.com

В кризисные периоды ввоз легковых машин в страну и их средняя цена существенно падает – не до роскоши: автомобили в страну ввозятся людьми в такие времена только в целях важной жизненной потребности или необходимости для бизнеса, рассказывает Infobank.by.

Если в 2019 году среднемесячное количество ввезенных в страну легковых авто – 8900 штук, то в кризисном 2020-м – 7800, в том числе в коронакризисном апреле после мартовской девальвации того года – меньше 6000 штук.

А в январе 2021 года импорт легковых авто упал ниже 5000 – до 4-хлетнего минимума.
 В феврале и марте уже пошел рост, но количество ввезенных машин остается меньше, чем в таких же месяцах 2020-го. В апреле – уже рост относительно апреля прошлогоднего – коронакризисного — значительный:

  • январь – меньше на 27,3%
  • февраль – меньше на 15,0%
  • март – меньше на 2,9%
  • апрель – больше на 76,3%.
То же – и по суммам, затрачиваемым (вывозящей из страны валюты) белорусами на импорт легковых автомобилей: в 2019-м среднемесячная сумма на импорт легковых авто – больше $100 млн, в кризисном 2020-м – $75 млн, в том числе в апреле в прошлом году – немного более $50 млн.

В январе 2021 года на импорт машин белорусы потратили $45 млн: такой маленькой суммы не было четыре года со времен сильного кризиса, сопровождавшегося тогда несколькими девальвациями. Несмотря на то, что в феврале-марте пошел рост, импорт легковых авто в долларах был пока еще сильно меньше, чем год назад.

Но в апреле этого года относительно прошлогоднего апреля, когда все продажи упали в коронакризис – уже очень хороший прирост. Сумма, потраченная белорусами на покупку импортных машин в 2021-м по сравнению с таким же месяцем 2020-го:

  • январь – меньше на 28,7%
  • февраль – меньше на 11,5%
  • март – меньше на 25,4%
  • апрель – больше на 90,5%.
Показательна и динамика средней цены импортированной машины: если в 2019 году (в среднем за год) средняя стоимость импортного легкового авто составляла 11,69 тыс. долларов, то в 2020-м только 9,60 тыс. долларов. А в первых трех месяцах 2021-го – уже 9,25 тыс. долларов.

Такой динамике падения средней цены ввозимой машины, кроме снижения финансовых возможностей белорусов в кризис, способствовало падение цен на легковые автомобили (и не только на них) во всем мире в период коронакризиса.

В январе-апреле 2021 года средняя долларовая цена импортированного в Беларусь легкового авто относительно 2020-го:

  • январь – ниже на 1,9%
  • февраль – выше на 4,1%
  • март – ниже на 23,1%
  • апрель – выше на 8,1%.
Если же смотреть на динамику за более длительный период, то там еще интереснее и показательнее.
Ввезено легковых автомобилей:
  • за календарный 2019 год – 106,64 тыс. шт.
  • за календарный 2020 год –   93,50 тыс. шт.
  • за период с апреля 2020-го по март 2021-го – 90,06 тыс. шт.: это – 2-хлетний минимум
Падение скользящего годового объема импорта машин началось ровно с наступлением коронакризиса весной 2020 года.

До этого падения количество ввезенных автомобилей выросло до максимума с 2014-15 гг., когда белорусы массово скупали авто в России вследствие их удешевления после девальвации российского рубля 2014 года из-за падения цен на нефть.

После этой массовой скупки импорт авто в Беларусь упал как по причине насыщения, так и вследствие начавшегося кризиса.

С апреля 2021-го скользящая годовая сумма импорта машин снова пошла в рост (за период с мая 2020-го по апрель 2021-го – уже 94,57 тыс. шт.).

Сумма, затраченная на импорт легковых автомобилей:
  • в календарном 2019 год – 1,240 $млрд
  • в календарном 2020 год –  903 $млн
  • в период с апреля 2020-го по март 2021-го – 845 $млн.
Минимальная скользящая годовая сумма – менее $700 млн – была в 2016-17 годах. что было прямым результатом падения реальных и долларовых доходов белорусов в тогдашний кризис, сопровождавшийся девальвациями BYN-рубля, а также – насыщенностью после скупки авто в России в конце 2014-го – начале 2015-го.

Массовая скупка авто в России в конце 2014 года привела к вымыванию иностранной валюты из Беларуси, результатом чего стал дефицит долларов и евро в декабре того года.

В последний 12-месячный период (с мая 2020-го по апрель 2021-го) сумма, затраченная на импорт легковых автомобилей, выросла до $892 млн. Очевидно, что в ближайшие два месяца рост продолжится.

Сегодняшняя средняя за последние 12 месяцев цена импортированного в Беларусь легкового автомобиля – наименьшая за 9 лет, с начала 2012 года (упала в марте до 9,39 $тыс.). Но с апреля также начала подрастать (уже 9,43 $тыс.).
Но глядя на динамику импорта легковых автомобилей в Беларусь, наибольший вопрос возникает относительно 2011 года – когда был самый значительный и по количеству, и по затраченной сумме ввоз машин в страну.

А ведь это был год знаменитого валютного кризиса с сильнейшей девальвацией BYN-рубля и падением долларовых доходов белорусов в разы.

Четыре месяца с марта по июнь 2011-го и декабрь 2014-го – месяцы наибольшего в истории импорта легковых автомобилей в Беларусь. Но если с декабрем 2014-го – все понятно, и выше это объяснено (скупка дешевых авто в России после тамошней девальвации), то март-июнь 2011-го – весьма странный период.
И чтобы понять в чем тогда было дело, надо посмотреть данные экспорта легковых авто из Беларуси. И там видно, что в эти же самые месяцы с марта по июнь 2011-го был всплеск экспорта авто, плюс сильный экспорт в последующее время. То есть фактически импорт был в целях реэкспорта.
Этот реэкспорт легковых автомобилей, а он осуществлялся в Россию, напоминает «растворительно-разбавительные» схемы экспорта нефтепродуктов, что были примерно в то же время. И так же совсем не долго продолжавшийся.

Косвенно реэкспорт подтверждается более высокой средней ценой, ввезенной в Беларусь в 2011 году машины (см. график выше), что означает более высокую долю новых автомобилей для реэкспорта (в Россию).

Рост же экспорта авто в последние годы – это уже работа завода Geely в Беларуси. В апреле 2021-го экспортированных авто из Беларуси – рекордное количество с 2012-го, со времен реэкспорта. Хотя по экспортной выручке – еще нет.

Итак, импорт легковых автомобилей – и по количеству машин, и по сумме долларов, потраченных на импорт, и по средней цене автомобиля – лежит в прямой зависимости от уровня доходов белорусов: в кризисы – падает, с посткризисным восстановлением – растет.

Последующая статистика внешней торговли Беларуси (мая-июня) покажет рост импорта легковых авто в страну: укрепление 
BYN-рубля повысило долларовые доходы белорусов.

0
-1
Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button