Инструкция для бизнеса: как формировать цены и тарифы в оптовой и розничной торговле?

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

19 октября в Беларуси ввели новую систему регулирования цен. Фактически постановление Совмина №713 отменило действие постановления №669 «О временных мерах по стабилизации цен».

бизнес

Что это значит для бизнеса и как сегодня работать предпринимателям и юрлицам, комментирует для Myfin.by юрист, аналитик, директор сети Business Network Club Владимир Несмашный.

Каким законодательством сегодня регулируется ценообразование в Беларуси?

– Директива №10 сегодня носит программный характер, т.е. прямо не регулирует взаимоотношения субъектов хозяйствования. Директива выполнила свою роль, так как на ее основе было принято Постановление №713 «О системе регулирования цен».

Постановление №713 – документ, на который сегодня стоит ориентироваться, если речь заходит о потребительских товарах. Постановление применяется исключительно в отношении тех товаров, которые указаны в перечне в приложении.

Обратите внимание, что в категории «потребительские товары» содержится продукция, которую раньше выносили «социально значимые товары». Предполагаю, что термин «социально значимые товары» в будущем могут упразднить и оставить только одну категорию «потребительские товары».

Предприниматели часто спрашивают, регулирует ли Постановление №713 цены работ и услуг. Отвечаю: нет. Постановление №713 регулирует цены только на конкретный перечень потребительских товаров.

Однако для некоторых видов работ и услуг существует отдельное законодательство, которое регулирует порядок ценообразования. Например, в строительстве.

Хочу также отметить, что в Беларуси продолжает действовать Закон «О ценообразовании», специализированные правовые акты, например, относительно медицинских товаров и фармацевтических препаратов, а также реализации промышленной и сельскохозяйственной техники, произведенной в Беларуси.

Какие термины используются в Постановлении №713 и как они определяются?

Терминология в сфере регулирования ценообразования содержится в Законе «О ценообразовании» и других нормативных правовых актах.

  1. «Отпускная цена» – это цена, которая формируется изготовителем и импортером при продаже товаров оптом и включает в себя надбавку для импортера и прибыль для изготовителя.
  2. Под «прибылью изготовителя» законодатель понимает плановую рентабельность компании.
  3. В сфере ценообразования импортер – это лицо, которое ввезло товар с целью перепродажи на внутреннем рынке Республики Беларусь.
  4. Импортер и производитель формируют отпускную цену.
  5. «Надбавка импортера» – процент прибыли, закладываемый импортером при формировании отпускной цены, за счет которого покрываются затраты импортера. В цену импортера нельзя включать, например, заработную плату, налоги, арендную плату и т.д.
  6. «Потребительские товары» – основная масса товаров, потребляемых гражданами не для использования в предпринимательской деятельности, а для личного, семейного, бытового использования.
  7. «Оптовая надбавка» – это надбавка к отпускной цене, которая применяется посредником при оптовой торговле.
  8. «Торговая надбавка» применяется при розничной торговле.

Каковы основные принципы ценообразования по Постановлению №713?

Если товары продаются для дальнейшей оптовой, розничной торговли на внутреннем рынке Республики Беларусь, то цена на них регулируется Постановлением Совмина №713. В перечне более 300 товарных позиций, для каждой из которых установлены предельные надбавки.

Если вы импортируете потребительские товары, не включенные в перечень, вы можете сформировать цену свободно. На них предельные оптовые и розничные надбавки ничем не ограничены, то есть ценообразование в данном случае регулируется только рынком.

При заполнении транспортных документов нет необходимости указывать в них информацию о ценообразовании.

бизнес

Изготовители товаров, указанных в приложении, должны согласовывать цены на них с соответствующими структурами:

  • юридическое лицо частной формы собственности – в областных, городских, районных исполкомах, администрациях по месту своей регистрации;
  • если в организации есть доля государственной собственности, то согласовывать цены необходимо с вышестоящим государственным органом.

При отмене скидок, которые применяются временно, согласовывать новую цену не нужно.

Согласование исполкома необходимо в 2 случаях:

  • установить цену на новый товар;
  • повысить цену на старый товар, если прежняя цена экономически нецелесообразна.

бизнес

При подаче документов в исполком необходимо подготовить экономическое обоснование плановой рентабельности и предоставить следующие документы:

  • калькуляцию с расшифровкой затрат;
  • пояснение, какие меры были предприняты для снижения уровня рентабельности.

Согласование цен происходит государственными органами в срок 10 дней с даты получения документов (для товаров, срок хранения которых не превышает 30 дней, – в срок 5 дней с даты получения документов).

Кроме того, Постановлением №713 установлен запрет на нарушение режима работы торгового объекта – нельзя закрывать магазин на переоценку для соблюдения требования законодательства, это нарушает права потребителя.

Согласно Постановлению №713 исполкомы и местные администрации, помимо регулирующих, получили и контролирующие функции. То есть они могут выполнять выборочные и внеплановые проверки, а также производить меры профилактического и предупредительного характера.

Как действовать бизнесу в связи с изменением законодательства?

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям придется пересмотреть свои расходы, найти новые каналы для реализации товаров, например, начать продавать через интернет, возможно, даже сменить бизнес-модель с учетом новых требований.

  • Импортер работает с оптовиком по договору комиссии. Оптовик продает товар по цене импортера оптом и в розницу. Есть ли в данном случае ограничения по договору комиссии?
  • Если товар попадает в перечень Постановления №713, то при оптовой и розничной торговле в товарных накладных необходимо указывать оптовую и торговую надбавку?
  • Если индивидуальные заказы выполняются производителем для юридических лиц, для собственного потребления, каков порядок ценообразования?
  • Как формировать швейному производству цену одной и той же модели товара для опта, для реализации в магазинах и для магазина Wildberries?
  • Как применяется новое законодательство о ценообразовании в деятельности объектов общественного питания?

Ответы на эти и другие волнующие бизнес вопросы вы найдете в подробном вебинаре Владимира Несмашного, посвященном разбору норм Постановления №713.

Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button