Что будет с выпускниками, как учить детей: проблемы сферы образования в условиях эпидемии коронавируса

В странеОбщество
0
0
Поделись с друзьями

Кто принимает решения в ситуации, когда из-за коронавируса дети не могут учиться в прежнем режиме? Такую тему обсуждали эксперты во время онлайн-стрима, посвященного обучению. Участники говорили о том, как эпидемия испытывает систему образования на прочность и какие проблемы обнажает, рассказывает Ребенок.BY.

Никаких ценных указаний школы от Минобразования не получили

Вопреки ожиданиям экспертов, в школах Беларуси не ввели ни карантин, ни дистанционное обучение. Репетитор по физике и математике Евгений Ливянт не берется судить, как правильно нужно поступать в этих обстоятельствах детям, родителям и учителям. Он делает акцент на другом: в ситуации неопределенности многие ждут четких рекомендаций от Министерства образования, но их нет.

— Какой должна была быть правильная стратегия, надеюсь, мы все узнаем позже, когда эта история закончится. Сейчас огорчает то, что никаких ценных указаний школы от Министерства образования не получили. Сначала все говорили, что нужно перейти на платформу Moodle, при этом категорически запретили пользоваться другими ресурсами. В итоге оказалось, что эта платформа не работает.

Сначала говорили о сокращении часов по программе в четвертой четверти, позже заместитель министра образования сказал о том, что теперь можно аттестовать детей по трем прошедшим четвертям. У меня такое ощущение, что Минобр пытается контролировать ситуацию или делает вид, что пытается ее контролировать, но, к сожалению, ничего не получается. Поэтому часть школ и учителей дистанцируются от министерства, не обращают на него никакого внимания и принимают решения самостоятельно.

Руководитель программы «Народный учебник» Сергей Ольшевский соглашается, что четкой линии в поведении чиновников до сих пор нет, из-за чего возникает множество спорных ситуаций.

— Я вижу местами противоречащие рекомендации. Изначально родители делились в соцсетях рекомендациями, как дети должны вести себя в школе: у них должны быть маски и антисептики. Потом глава государства заявил о том, что тот, кто это придумал, будет наказан. Возникает вопрос: на основании чего будет наказан?

На мой взгляд, ситуация, когда каждый день поступают разные требования, не вызывает доверия ни у кого. И любой взрослый человек понимает, что за себя он отвечает сам и должен принимать соответствующие меры. Так получилось, например,  с учителем математики, которая заявила, что не проведет следующий урок, если дети придут без масок. А в Солигорске сразу несколько учителей-пенсионеров и вовсе приняли решение уволиться для того, чтобы «не подвергать свою жизнь опасности».

Вся эта ситуация показывает нам, что школам пора заявить о своей самостоятельности. Нужно, чтобы появлялись директора, способные принимать решения: организовать дистанционное образование либо принять решение о карантине.

По словам международного эксперта, заместителя председателя профсоюза просвещения и науки Литвы Аудрюса Юргелявичюса, в Литве родители, ученики и учителя тоже находятся в состоянии неопределенности, однако дистанционное обучение в школах введено. И учитель сам может выбирать, как ему учить детей.

— С 15 марта у нас объявлен официально объявлен карантин, в том числе закрыты школы. Есть ясное указание правительства о том, что учебный процесс будет проходить на дистанционном обучении. Две недели каникул были нужны для того, чтобы подготовиться, разные школы решили работать с разными платформами. По нашему законодательству учитель сам может выбрать средства связи, формы и методы обучения, а другие инстанции (Министерство образования и научные институции) дают только рекомендации. 

Учителя не ждали указаний «сверху», а начали работать

Евгений Ливянт замечает, что в Беларуси учителя также не бездействуют, хотя в последнее время на них обрушился поток негатива.

— Я знаю огромное количество учителей, которые все эти две недели во время каникул продолжали заниматься с учениками, даже находясь в больнице или в отпуске за свой счет. Некоторые учителя сами взяли на себя такие полномочия, они решили, что их миссия и обязанность — учить детей, и сидели с утра до вечера за компьютером. Наладили обратную связь с учениками в разных мессенджерах, наплевали на всякие рекомендации, подключили платформы на свое усмотрение и стали работать. И это не единичные случаи. Я знаю огромное количество учителей по всей стране, готовых выполнять свою работу, даже если им за нее не заплатят.   

— Я знаю учителей, которые и дневали, и ночевали над компьютером на каникулах, обучали своих коллег, записывали видео для учеников, — подтверждает Сергей Ольшевский. — Они делают все, что в их силах, в то время как система бездействует. Моя точка зрения, что учитель — современный крепостной, который просто скован в непонятных рамках системы.

Можно ли было у нас наладить дистанционку?

По словам Сергея Ольшевского, с 2007 по 2016 год выделялись средства на «национальную программу развития общего и среднего образования». И одним из вопросов, который прорабатывался, было дистанционное обучение в школах. Также обсуждалось создание республиканской образовательной платформы на основе технологий IP-вещания и технологий видеоконференцсвязи.

—  Почему мы ей сегодня не пользуемся? Почему наши учителя используют зарубежные сервисы? — недоумевает эксперт.  — Или, например, читаешь комментарии учителей о том, что у них в школе нет банально интернета. При этом в программе ускоренного развития цифровой трансформации государства в 2014 году «Белтелеком» отчитался, что у каждой школы есть возможность подключиться к интернету — они проложили оптоволокно. Почему тогда возникают такие проблемы? 

Евгений Ливянт считает, что основная проблема системы образования в том, что они не идут на сотрудничество с IT-компаниями. Осенью 2019 года на совещании президента айтишники говорили о том, что они хотели бы помочь нашей системе образования, но результатов по-прежнему нет. Почему?

По мнению экспертов, дистанционным образованием в любом случае необходимо заниматься, независимо от того, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация.

— Мы не знаем, что будет 1 сентября 2020 года. Сядут ли школьники за парты и пойдут ли студенты в вузы? — говорит Евгения Ливянт. — Мне бы хотелось надеяться, что в Министерстве займутся подготовкой к новому учебному году. И одной из главных составляющих подготовки должна быть организация системы дистанционного образования. Понадобится она целиком или частично — мы в любом случае будем только в выигрыше, когда к очной системе обучения добавится и дистанционная.

Также необходимо срочно решать вопросы, связанные с выпускниками школ, ведь они находятся в полной растерянности, не знают, как будут заканчивать год и как будут поступать. Эти две задачи эксперты считают самыми важным в сегодняшней ситуации.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close