Что происходит на рынке коммерческой недвижимости и чего стоит ожидать в ближайшее будущее

В странеОбщество
0
0
Поделись с друзьями

Инвестиционное агентство Colliers обнародовало свое исследование, из которого становится понятно, что сейчас происходит на рынке коммерческой недвижимости и чего стоит ожидать в ближайшее время. Картина в общем выглядит печально, и, судя по всему, это только начало, считает onliner. Специалисты отмечают, что о проблемах ритейла и закрытые минские кафе уже говорят достаточно много, однако до сих пор не было более или менее понятных и достоверных цифр, показывающих, как себя чувствуют белорусские арендаторы. При этом в Colliers отмечают, что наиболее сложная на сегодняшний день ситуация именно в торговых центрах. О таких арендаторах сейчас и пойдет речь.

Достаточно посмотреть на этот график, чтобы многое стало понятно.

Если кратко, то:

  • Вначале влияние последствий коронавируса стало видно в туристической сфере, сфере гостеприимства. Падение выручки начало ощущаться еще до того, как в Беларуси зафиксировали первые случаи заболевания.
  • В первой неделе марта эпидемиологический кризис распространился на общепит (офлайн), развлечения — кино, детские центры.
  • На второй неделе марта (12-я неделя 2020 года) арендаторы почувствовали девальвацию рубля. У кого-то рублевая выручка выросла (в первую очередь в сфере бытовой техники и электроники), в основном же выручка в валютном выражении сразу просела примерно на 20%. Ряды арендаторов с уменьшающимися посещаемостью и чеками пополнились теми, кто занимается торговлей обувью, одеждой.
  • Начиная с третьей недели марта и далее уже подавляющее большинство арендаторов ощущало на себе сокращение как посещаемости, так и выручки.

При этом характерно, что по ряду наиболее чувствительных категорий арендаторов снижение выручки идет все ускоряющимися темпами. Для примера: у одного из операторов магазинов категории «обувь и одежда» падение в одном из крупных ТРЦ Минска на 11-й неделе было небольшим, а вот спустя две недели уже можно было говорить о падении до 40%. Если же брать в среднем торговые центры Минска, то по многим категориям арендаторов падение выручки за 14-ю неделю 2020-го составило 60—90%.

При этом показатели в целом за март, естественно, менее удручающие: тут усредненное падение может выглядеть как 30—50%, хотя есть менее пострадавшие (практически без снижения выручки) и более пострадавшие (досуг, общепит).

А что сейчас?

В консалтинговой компании Colliers отмечают, что условно арендаторов можно разделить на три группы:

Первая — те из них, кто испытывает существенное снижение выручки (ориентировочно более 70%), посещаемости и, как следствие, не в состоянии продолжать свою деятельность.

Вторая — арендаторы, у которых снижение выручки существенное (50—70%), но при этом они еще могут попытаться некоторое время поработать, в том числе за счет уменьшения затрат.

Третья — арендаторы, выручка которых снижается, но меньшими темпами.

Наиболее пострадавшими группами в торгово-развлекательных центрах являются общепит, детские центры, кинотеатры. Однако ситуация меняется практически ежедневно, и, несмотря на то, что у ряда арендаторов еще есть возможность частично оплачивать счета сегодня, с высокой долей вероятности завтра такой возможности у них уже не будет, и арендаторы из второй группы перейдут в первую.

Теперь — о печальном будущем

Ситуация на рынке может ухудшаться и далее. Как считают в Colliers, это означает, что группа арендаторов, которые не могут нести операционные расходы, будет расти. При этом во многих случаях им уже не поможет снижение платы за аренду. То есть с сохранением существующих тенденций мы идем к тому, что ряд магазинов (особенно это касается небольших сетей и индивидуальных предпринимателей) будет закрываться.

В консалтинговой компании отмечают: «При этом с закрытием магазинов количество вопросов в сегменте не уменьшается: а что будет с девелоперами, с банками и прочими? Ведь если девелопер перестанет взимать арендную плату, то за счет чего платить кредит банку? Банки могут реструктуризировать кредиты, но существенно снизить кредитную нагрузку без посторонней поддержки банку также сложно. В странах, где введен карантин, такую поддержку оказывает государство, а далее государство обращается за помощью к мировому сообществу. У нас пока рассчитывать на государство не приходится: бизнес выживает самостоятельного, не благодаря, а вопреки».

В Colliers акцентируют внимание на том, что сейчас далеко не у всех даже крупных игроков есть план на срок более одного месяца. И для того чтобы стабилизировать ситуацию, рекомендуют следующее:

  • Обеспечить максимальную прозрачность информации. При этом необходима информация от всех сторон. От арендодателей: о посещаемости ТРЦ, затратах на эксплуатацию, маркетинг и т. д. Со стороны арендаторов: о выручке, конверсии и посещаемости магазинов.
  • Применять более короткие интервалы для анализа данных и оплаты аренды: месяц сегодня уже слишком долго, не все могут дожить до конца месяца.
  • Делать упор на общение и переговоры: как ни странно, но, несмотря на то, что на словах многие арендодатели и арендаторы готовы к переговорам, некоторые не готовы к конструктивному диалогу.
  • Искать компромиссы: ситуация сегодня такова, что каждая из сторон не в состоянии в одиночку нести риски и убытки. Только совместно, только разделив бремя негативных последствий, бизнес сегодня может выжить.
  • В ближайший месяц с высокой долей вероятности ситуация может ухудшиться, что в ряде случаев может привести к необходимости закрывать точки продаж отдельных операторов. Возможно, это начнется уже на этой неделе и ряд арендаторов будет вынужден закрывать свои объекты. К этим решениям и сценариям нужно быть готовым всем сторонам. Зачастую закрыть объект сегодня — единственный способ выжить, особенно для небольших сетей.
  • Продолжить дальнейшую работу над вопросами государственной поддержки бизнеса.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Добавить комментарий

Close