Общество

Что значит, учиться на Ольшанке? Как в Гродно работает школа с 64 классами начальной школы

О времени начала школьных уроков в гродненском микрорайоне Ольшанка в окрестностях знают многие. Не только потому, что здешние многоэтажки на окраине областного центра строились в основном для молодых родителей и многодетных семей. Каждый день тысячи девчонок и мальчишек собирают портфели и отправляются в единственную на весь густонаселенный микрорайон школу — № 39. Приливы и отливы ручейков из разноцветных детских курточек–шапочек–рюкзачков с утра до вечера как сигналы точного времени, можно часы сверять. Для того чтобы принять всех желающих, администрации Октябрьского района, на территории которого размещено учебное заведение, пришлось увеличить набор в школу по сравнению с ее номинальной вместительностью в… 4 раза.

Всего в школе 64 начальных класса и 50 — старших. В них в основном — по 30 человек. Малыши учатся в три смены, пишет sb.by. Чтобы обеспечить нормальный образовательный процесс, работают 283 учителя. Педколлегия, на которой обсуждаются вопросы успеваемости учеников, затягивается обычно на 5 дней. Наверное, можно было бы в свое время пойти на принцип и ограничить набор детишек. Так и проще, и спокойнее. Но только учителям. А родителям, оказавшимся за бортом единственной школы в микрорайоне, пришлось бы и в дождь, и в мороз добираться до мест учебы со своей окраины по пробкам и с толкучкой в общественном транспорте. Мама четвероклассника Ярослава Анна Мещерякованеохотно вспоминает времена, когда возила сына в детский сад на автобусе:

— Едем утром в садик или вечером домой возвращаемся — картина одна. Теснота, малыши стоят рядком, прижатые к перилам, и облизывают их. Вы не знаете, но это же самое «любимое» занятие детей в транспорте. Поэтому для нас с мужем даже сомнений не было: ребенок должен учиться рядом с домом. Так и нам проще, и для него безопаснее.

Учителям и администрации школы, работающей с нешуточной перегрузкой, приходится, конечно, нелегко. Попробовали бы на их месте оказаться архитекторы города, планировавшие этот микрорайон. Не факт, что смогли бы работать в такой обстановке. Ведь даже неспециалисту понятно: новый микрорайон — это молодые семьи, много детей. Почему бы не проектировать и не вводить в строй сразу две школы в Ольшанке? По крайней мере, все эти моменты надо учитывать…


Без высокого уровня профессионализма тут делать нечего. Достучаться до каждого из 30 учеников класса, удержать их внимание, несмотря на разницу в скорости и полноте восприятия информации, формальным изложением материала невозможно. Вот и учитель белорусского языка и литературы Эмма Врублевская,выйдя из кабинета побеседовать со мной, обращает внимание:

— Прислушайтесь… Я вышла, а в классе тишина. Ребята увлечены уроком и ждут его продолжения. Если учитель относится к делу с полной самоотдачей, знает много интересных фактов и является авторитетом, то проблем с дисциплиной не возникает. Особенно учителя и учеников сближает внешкольная деятельность. Мы вместе посещаем выставки, музеи, организовали творческое литературное объединение «Ольшанский перезвон». Ребята сочиняют произведения на белорусском языке, уже вышел первый сборник их работ.

Микрорайон Ольшанка был построен на окраине Гродно практически в чистом поле. Школа в микрорайоне заработала с 1 сентября 2014 года и была рассчитана на 780 человек. Сегодня здесь учатся 3.120 ребятишек. Здесь по 16 первых, вторых, третьих и четвертых классов.

Более 2.100 учеников в 39–й школе — из многодетных семей. Это дополнительная ответственность. Педагоги готовы брать на себя заботу о детях, чьи родители не имеют достаточно свободного времени для всестороннего развития ребят. Нет смысла перечислять все кружки, секции и факультативы, в которые вовлечены школьники. Спорт, трудовое обучение, творческие мастерские, история, лингвистика, археология, педагогика, юриспруденция… Занятие по душе найдется для каждого ребенка. Даже если их больше 3 тысяч человек. О том, что школу свою ученики любят, говорит этнографическая композиция, расположенная прямо в фойе — за неимением отдельного помещения. Здесь размещены предметы старинного быта, которые находили дети и взрослые.

— Экспозиции уже три года. Она находится в открытом доступе. Ни стен, ни замка. Любой может подойти и взять в руки здесь все, что хочет. Так вот: за все время ни один экспонат не был утерян либо испорчен, — не скрывает гордости за учеников школы Эмма Врублевская.



Директор гродненской школы № 39 Оксана Петрова считает, что ее сотрудникам есть чем гордиться, помимо ежедневной работы в сложившихся непростых условиях. Каждому из учителей удалось сформировать круг увлеченных его предметом ребят. Открыть для них новые перспективы:

— У нас заключены договоры с 9 спортивными школами. Замечательная материальная база. Сотрудничаем с преподавателями Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. По выходным наши спортзалы всегда открыты для здорового семейного досуга. Мы постоянно встречаемся с детьми и родителями на различных субботних мероприятиях. Говорят, что Ольшанка — это социальный район со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Неправда. Это хороший район. Молодой. С замечательными, легкими на подъем людьми.

Елена Адамович, начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно:

— В микрорайоне Ольшанка проживают более 10 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Конечно, одной школы здесь недостаточно, поэтому в 2019 году мы планируем открыть в этом микрорайоне еще одно учреждение среднего образования. Пока единственная школа однозначно перегружена. Но несмотря на невероятно большое количество учеников, здесь нет хаоса, работа организована четко и методично. Ребята показывают хорошие результаты по успеваемости и во внешкольной деятельности на общегородском уровне, лидируют во многих соревнованиях, в том числе и республиканских. Это одна из нескольких школ области, которая имеет сертификат системы менеджмента качества в образовании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
0
Поделись с друзьями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: