«Для нас усыновление — это большая радость»: будни детского дома в Волковыске

Общество
+3
0
Поделись с друзьями

Каждый ребенок, воспитывающийся в детском доме, мечтает об одном – обрести семью. И какими бы комфортными ни были условия в социальном учреждении, для ребенка в первую очередь важно видеть и чувствовать, что тебя любят. Уже 26 лет Волковысский детский дом является настоящим домом для детей, которые остались без опеки мам и пап, без заботы и внимания родственников. Здесь ребята живут, учатся, готовятся к новому жизненному этапу. О том, как строится жизнь детей в стенах социально-педагогического учреждения, как готовят ребят к самостоятельной жизни, и есть ли шанс у подростка все же обрести семью, рассказывает директор ГУО «Волковысский детский дом» Гражина Ромуальдовна Лепко. 

 

– Гражина Ромуальдовна, расскажите, пожалуйста, о Ваших воспитанниках. С какого возраста ребята попадают в Волковысский детский дом, в каком возрасте выпускаются? Для какого числа детей Ваш детский дом стал настоящим домом?

– В наш детский дом попадают дети от 3-х до 18 лет со всей Гродненской области. За четверть века  более 500 ребят выпустились из наших стен. Часть воспитанников обретают семью. На сегодняшний день у нас находится 52 воспитанника, 24 из которых – дети-инвалиды, 38 воспитанников – это дети с особенностями психофизического развития. Основная масса детей имеет 1-ю и 2-ю группу утраты здоровья и обучаются в специализированной школе, 3 ребенка – дошкольного возраста.

– Гражина Ромуальдовна, как строится обычный день ребенка, воспитывающегося в детском доме? Какое образование получают дети, какие секции посещают?

– Хочется сказать, как и в обычной семье. Мы стараемся строить быт, что называется, «по-домашнему». В настоящее время у нас есть пять детских групп: 1 группа девочек, 4 группы мальчиков. Каждая группа – это семья, только вместо родителей – воспитатели. В большинстве своем наш педагогический состав – это специалисты с большим опытом работы, знающие свое дело, работающие здесь уже много лет. Для многих педагогов детский дом стал второй семьей.

Если говорить о распорядке, то в будние дни – это подъем, зарядка, завтрак, сборы в школу. Приходя на работу, я обязательно стараюсь зайти в каждую группу, увидеть и поздороваться с каждым ребенком. У нас это своего рода ритуал.

Дети посещают городские учреждения образования, поэтому все утром отправляются в школы и сады. После окончания занятий ребята возвращаются на обед,  дальше у них есть свободное время: они готовят уроки, занимаются дополнительно в кружках и секциях. На базе детского дома работает порядка 11 кружков. Дети имеют возможность заниматься техническим и прикладным творчеством, информатикой, туризмом, различными видами спорта и даже учиться готовить, сервировать стол, вести домашнее хозяйство.

– Основная масса ваших воспитанников – это подростки, которые через год, два и более покинут стены дома и отправятся в самостоятельное «плавание». Готовят ли их ко взрослой жизни здесь, пока они еще находятся под присмотром педагогов и психологов?

– Да, этому мы уделяем большое внимание. В детском доме есть много мероприятий, направленных на то, чтобы подготовить подростка ко взрослой жизни. Во-первых, мы практикуем такой метод – как самостоятельное проживание в комнате социальной адаптации. Здесь как бы моделируется ситуация: ребенок поступил в колледж, живет в общежитии. Ему выдается определенная сумма наличных денег на неделю. Вместе с педагогом он должен составить план своих расходов, написать меню, сходить в магазин и приобрести необходимые товары с учетом своих финансовых возможностей. Пока он проживает в комнате социальной адаптации, все делает самостоятельно: готовит еду, следит за своим графиком, планирует личное время, убирает, стирает и моет посуду. Т.е. пробует распоряжаться своими финансами и временем, организовывает работу и досуг. К слову, в детском доме также проводятся занятия по финансовой грамотности, где дети учатся распоряжаться деньгами и планировать покупки. Такой вид адаптации мы практикуем, начиная с 14 лет и дети очень любят эти эксперименты.

– А что касается выбора будущей профессии: как подростки выбирают для себя учреждение образования и специальность?

– Во-первых, нашим психологом проводится диагностика, по результатам которой становится понятно, в какой сфере ребенок мог бы и желает быть занят. Так, мы имеем представление, что предложить дальше – колледж, иное учреждение профессионально-технического образования. Специальные диагностики для наших воспитанников проводят и сотрудники Центра занятости. В течение всего года мы организуем экскурсии и живые встречи, например, в пожарной или военной части, лесхозе, на различных предприятиях. Так дети могут своими глазами увидеть конкретную профессию, задать вопросы, пообщаться с тем или иным специалистом. Как правило, наши выпускники выбирают рабочие специальности, которые в дальнейшей жизни помогут иметь стабильную работу и зарплату. В то же время, в течение двух лет после выпуска из детского дома организуется социальный патронаж. Наши сотрудники продолжают помогать выпускнику наладить свою уже взрослую жизнь, адаптироваться к существующим реалиям, при необходимости помочь решить возникающие проблемы. Есть примеры, когда наши выпускники успешно состоялись в предпринимательстве, многие добросовестно трудятся на предприятиях по разным рабочим профессиям. Некоторым удалось получить высшее образование.

– Расскажите, пожалуйста, о процедуре усыновления. Как это происходит на практике?

– Будущие усыновители приходят в детский дом уже с необходимым пакетом документов, т.е. они приняли такое решение и к этому полностью готовы. Ребенка, которого желают усыновить, заранее начинают готовить к знакомству с будущими родителями. Психолог и социальный педагог рассказывает ребенку об этих людях, почему они решили стать именно его родителями, о том, что его ждет в будущем. В то же время и супругам сообщается вся информация о ребенке: начиная от состояния физического и психического здоровья, заканчивая тем, что ребенок любит кушать и какие имеет увлечения. Все это очень индивидуальный процесс и сказать однозначно, как скоро с момента первого знакомства ребенок попадет в семью, очень сложно. Идеальный вариант – когда пара сначала оформляет над ребенком патронатное воспитание. Приглашают его в гости на выходные, проводят с ним время на каникулах, выстраивая отношения постепенно, плавно переходя от патронатного воспитания к усыновлению. Так, на мой взгляд, правильно, чтобы не травмировать психику ребенка, чтобы установить с ним контакт, найти общий язык и дать привыкнуть двум сторонам к реалиям новой жизни.

– Сколько детей вашего дома в среднем усыновляется в год? Какие ещё формы семейного устройства применяются в отношении ваших воспитанников?

– Стоит сказать о том, что в большинстве своем наши воспитанники – это подростки. А как показывает статистика, большинство усыновителей желают принять в семью маленького ребенка. Но подростки пусть и в небольшом количестве, но тоже уходят в семьи. Так, например, в 2020 году 2-ое детей ушли в опекунские семьи, 1 ребенок ушел на международное усыновление. На детей, у которых есть бабушки или другие родственники, часто оформляют патронатное воспитание. И ребенок имеет возможность съездить на каникулы к бабушке и дедушке, провести выходные у своих родственников.

Для нас усыновление – это большая радость. Каждый ребенок мечтает обрести родителей и верит в это.

В детском доме мы стараемся создать максимально комфортные условия для детей, подарить им настоящий дом. Государством предусмотрены ряд социальных гарантий для защиты прав и интересов наших воспитанников, а также мер по созданию оптимальных условий для несовершеннолетних.

– Мы желаем того же, как вашим воспитанникам, там и всем деткам, которые остались без родительской любви и заботы. Гражина Ромуальдовна, благодарим за беседу!

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Добавить комментарий

Смотрите также

Close
Close