Арт-терапия, классическая музыка и театр: как в Гродно помогают особенным детям

Общество
Поделись с друзьями

Центр помощи «Вера» – это, прежде всего, коллектив профессиональных и преданных своему делу людей. Каждый из нас не просто специалист своего дело, но человек с большим сердцем, готовый всегда прийти на помощь ближнему. Мы продолжаем рассказывать о тех, кто ежедневно помогает людям, проделывает огромный объем работы. Сегодня знакомим вас с Татьяной Селиной, педагогом, помогающим особенным детям.

Это человек с огромным опытом педагогической деятельности. Немало работала с дошкольниками, а одним из поворотных моментов стала волонтерская помощь детям с инвалидностью. И вот уже более двух лет Татьяна Селина работает в Центре помощи «Вера» с особенными детьми. Помочь можно каждому, уверена она, важно найти подход к ребенку, суметь увидеть его потенциал и реализовать.

Сейчас в нашем инклюзивном центре в разгаре учебный год. Курсы посещают более 40 ребят в возрасте от 2 до 18 лет с различными диагнозами – аутизм, синдром Дауна, ДЦП, задержка психического развития, порок сердца. Также занятия организованы для слабовидящих и незрячих детей, а также деток с особенностями. Сейчас в центре занимаются в основном ребята из Гродно, но мы готовы принимать и детей из других регионов страны. Занятия для всех абсолютно бесплатны.

Работа с детьми строится по пяти направлениям. Среди них арт-терапия, песочная терапия и образовательные занятия. Дети также занимаются в музыкально-танцевальной и театральной студиях.

Арт-терапия: через игру и творчество к адаптации

 «Самое главное для нас на занятиях, помочь ребенку раскрыть его творческие способности, получить радость от процесса. Арт-терапия проходит с элементами игры. Мы не просто лепим, рисуем или создаем аппликацию, но и обыгрываем тот или иной сюжет. Через игру вырисовывается какой-то объемны образ, который потом переносится на бумагу», – рассказывает Татьяна Селина. Она подчеркивает, что у арт-терапия подходит абсолютно для всех детей.

По словам педагога, арт-терапия – это один из легких и безопасных способов адаптации детей и социализации детей, повышения их самооценки и значимости для себя. Также занятия за счет использования в работе различных материалов, различных техник помогают ребенку разнообразить тактильные ощущения, развить моторику, сенсорность.

Обязательное требование – участие в занятиях вместе с детьми и их родителей. Почему это важно? Как минимум, родители сами получают необходимый опыт для того, чтобы в дальнейшем заниматься дома с ребенком самостоятельно. Во взаимодействии родителя, педагога и ребенка эффективность терапии возрастает многократно.

Курс арт-терапии состоит из 10 занятий. По окончании дети получают папку с выполненными во время встреч с педагогом работами.

Путешествие в сказку с песочной терапией

Занятия на курсах проводятся индивидуально либо в маленьких группах из максимум двух человек. Для терапии используется кинетический и сухой кварцевый песок. Эти материалы позволяют получить разные тактильные и сенсорные ощущения. «Если нужно научить ребенка лепить или улучшить моторику, то используется кинетический песок, а для расслабления и заземления эмоций лучше подходит сухой рассыпчатый песок», – подчеркивает педагог Татьяна Селина.

Каждое из 10 занятий курса посвящено определенному сюжету. В песочнице ребенок в игровой форме выполняет разные интересные занятия, разучивает стихотворения и сказки. Такие занятия помогают развить моторику, речь и воображение. А еще разыгрывая сказочные сюжеты дети получают опыт разрешения и разных житейских ситуаций.

За исключением аллергии и некоторых дерматологических заболеваний противопоказаний для занятия песочной терапией нет. Также не рекомендуется песочная терапия для детей с обсессивно-компульсивным синдромом.

Знакомство с классикой через музыку и танцы

Музыкально-танцевальная студия объединяет всех ребят независимо от возраста или диагноза. В группах занимаются до 7 детей одновременно.

«Акцент делается на развитие чувства ритма, музыкальности и двигательной сферы. Через подражание, повторение движений, таких как хлопки, прыжки и другое, учатся взаимодействовать в коллективе», – обращает внимание педагог Татьяна Селина.

К слову, все занятия проводятся под аккомпанемент классической музыки. Это также благотворно влияет на развитие детей.

В студии дети учатся и танцевать, и музицировать на простейших инструментах. Несколько раз в год студия дает концерты, на которых воспитанники с удовольствием показывают все, чему научились на занятиях.

Театр для всех

Занятия в театральной студии проходят круглый год. Занимаются здесь все, каких-то ограничений по возрасту или диагнозу нет.

Работа в студии выстраивается по двум направлениям. Дети не просто разучивают роли, но и сами готовят костюмы, декорации для спектаклей.

В этом году ребята уже ставили спектакли «Потерянная пуговица» и «Рукавички». Сейчас репетируют пьесу «Петух и краски». Неизменно выступления юных артистов вызывают овации зрителей.

«Эффективность и самих занятий, и постановок высока. Дети выходят на сцену, понимают, что они артисты. Это также социализация, раскрывающая творческий потенциал ребенка», – подчеркивает педагог Татьяна Селина.

Навыки взаимодействия на образовательных курсах

Главная задача этого курса – развитие познавательной и игровой деятельность у детей. «Мы изучаем буквы и цифры, а если ребенок их уже знает, то идем к слогам и чтению, основам математики», – рассказывает Татьяна Селина.

По итогам курса многие дети закрепляют учебные навыки, например, счет, буквы, развивают графомоторные навыки, начинают лучше писать и рисовать. А самое главное, что ребенок на занятиях учится играть и взаимодействовать.

К слову, разработано и специальное пособие для домашних заданий. Очень важно, чтобы с детьми занимался не только педагог, но и родители дома.

Это работает!

Одновременно дети могут посещать 2-3 курса. Но важно дозировать нагрузку, чтобы количество занятий не пошло в ущерб качеству. В любом случае в течение года дети полностью проходят курсы по всем направлениям. Ведь задача такой работы не только обучение, но и социализация, адаптация детей в коллективе.

«Каждый курс направлен на развитие определенных способностей ребенка, а лучший эффект они дают в комплексе. Очень вдохновляет, когда видим результат работы, когда улучшается психоэмоциональное состояние ребенка, он общается, социализируется, лучше идет на контакт. Кто-то из детей узнает новые слова, кто-то становится более дисциплинированным, у кого-то улучшается моторика, порой родители с удивлением узнают, что ребенок любит рисовать или музицировать. Такие занятия помогают и нам, и родителям увидеть способности ребенка, раскрыть его потенциал», – говорит Татьяна Селина.

Педагог признается, что ежедневные встречи с особенными детьми для нее не просто работа.

«Это настоящая отдушина. Помогая детям раскрыться, мы и сами учимся доброте, вниманию, новым способам общения», – рассказывает она.

Занятия на всех курсах абсолютно бесплатные. Учебный же год с наступлением лета не закончится. Если будет желание родителей и детей, то курсы и работа в студиях продолжатся и во время каникул.

Центр помощи «Вера» благодарен всем, кто поддерживает нашу работу. Благодаря этому мы можем оказывать помощь детям абсолютно бесплатно, надеемся, что совместными усилиями мы сможем продолжить развитие этого направления работы, чтобы продолжить помогать как можно большему количеству детей.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button