«Мы терпели истерики годами». Как победить непобедимое, то есть «домашку»

Общество
Поделись с друзьями

Мы часто проклинаем школу и самих себя. Признаемся честно: особенно когда доходит до домашних заданий. Крики, слезы, попытки найти баланс. И это не только российская история. В США родители не меньше страдают от домашки. А найти баланс попыталась журналистка и экс-ведущая родительской колонки The New York Times Карин Джей Дель’Антониа в книге «Я люблю их, когда они спят. 10 способов сделать свою жизнь с детьми проще и счастливее».

Мы терпели истерики годами». Как победить непобедимое, то есть домашку | Мел

Как стать счастливее. О домашней работе и всем остальном

Преодолевать трудности, связанные с домашними заданиями, на пути к счастливой жизни очень сложно, потому что вещи, на которые вы можете повлиять, не так легко вам поддадутся, а те, на которые не в силах, будут продолжать на вас влиять. Вот вам примеры потенциально сложных моментов, с которыми вы столкнетесь. Первый, легко поддающийся влиянию пункт — ваш родительский подход к домашнему заданию.

Чаще всего мы фокусируемся на оценках и результатах, но законченная домашняя работа уже не так важна, как та, что вот-вот появится, и то, как мы к ней приступим. Когда наше понимание этого теряется, мы страдаем.

Далее — как ваш ребенок приступает к выполнению работы. Если вы неправильно подходите к выполнению домашнего задания, то эти два момента тесно связываются (как и должно быть), но это отдельный вопрос. Часть вашей работы как родителя состоит в том, чтобы научить ребенка делать домашку самостоятельно и подходить к ней с позитивной и продуктивной стороны.

Но даже если вы достигнете нирваны по эти двум вопросам, то упретесь в третий: собственно в саму работу. Возможно, что по каким-то причинам полученное домашнее задание не соответствует вашему ребенку или всей семье. Ее слишком мало или слишком много (такое бывает, когда учителя пытаются подстроиться к возможностям ребенка). Задания могут быть неясными или сильно расходиться с ожиданиями ребенка, которые у него были при записи на этот предмет. Или это не подходит вашему чаду именно сейчас. Если какой-то из вариантов звучит знакомо, то вы и ваш ребенок должны принять радикальное решение. Вы будете работать над изменениями (зная, что они могут и не наступить), или вам придется свыкнуться с тяжелой ситуацией в течение года или даже больше.

Наше отношение к домашней работе

Самый легкий способ почувствовать себя немного счастливее, это изменить свое отношение к домашнему заданию. Конечно, вы можете вообще к нему не прикасаться и покинуть комнату, как только появится эта работа, а ребенку объяснить, что вас это не касается. Если в результате задание не будет выполнено и в школе сделают замечание, то вы можете ответить, что считаете уместным любой вид наказания за невыполненные уроки. И сосредоточитесь на других вещах.

Вряд ли вы станете так поступать, но теоретически — можете. (Даже если бы вы так и сделали, пока вы дома и с горой заданий, вам не избежать очередной драмы.) Но если вы хотя бы задумываетесь об этом, то знайте: уроки вашего ребенка не должны вас опечалить. Даже если это очень сложно, а он отчаялся и расстроился. Даже если вся ситуация выглядит ужасно несправедливой. Вы можете ему помочь, но без нервотрепки.

Жанет Роттер, глава школы Studio School на Манхэттене, провела больше сорока лет в сфере образования и наблюдала все изменения. «Домашние задания стали самым важным. Иногда даже важнее уроков в школе. Иной взрослый может сказать: «Ой, я не могу с тобой встретиться в эти выходные. Нам задали много домашней работы», — говорит Жанет.

«Раньше все это было делом только школы и ребенка, — рассказывает она. — Но теперь учителя оказывают давление на родителей, чтобы те помогали детям».

Как вы уже поняли, у Жанет Роттер своя стратегия. В ее школе считают, что дети должны сами справляться с уроками в школе и с домашними заданиями, должны сами звонить и предупреждать о болезни или пропуске занятий, сами просить родителей купить все необходимое для занятий. Вместо того чтобы втягивать родителей в школьные дела, школа просит их отступить.

И этот переход, как говорит Роттер, тяжело дается многим родителям.

«Мы начинаем представлять себе, что случится, если ребенок не сделает домашнее задание, — рассказывает Жанет. — Ребенок попадет в неприятности. Учитель разозлится на него. А он разозлится на меня. И решит, что я ужасная мать».

Именно от таких мыслей нужно избавляться.

«Цель домашних заданий — научить ребенка работать без учителя и без лишнего надзора». Вместо того чтобы превращаться в «полицию уроков», Жанет призывает родителей не напоминать детям, а спрашивать, как им помочь самим все вспомнить. «Речь идет о том, что же делать, когда не хочется ничего делать, и отказаться от удовольствий, — говорит она о детях и уроках. — Они должны научиться учиться, а мы должны позволить этому произойти».

Работа родителей заключается в том, чтобы мы (пристегните ремни) «научили ребенка, что не все крутится вокруг домашнего задания. Это не самое главное в жизни. Родители не должны оценивать себя с точки зрения того, сделано ли это задание».

Когда дело доходит до школы и домашнего задания, родители начинают путаться в целях. Мы думаем, что желаем нашим детям «успехов» и «достижений», но эти слова сюда не подходят. Они слишком просты.

Вместо этого надо сказать: мы хотим, чтобы наши дети научились достигать успехов сами. Представьте себе баскетбол. Цель игры не в том, чтобы забросить мяч в кольцо. Если бы вся суть была в этом, то можно было бы подставить лестницу или опустить пониже кольцо, а потом отправиться за мороженым. Но нет, цель игры — научиться забрасывать мяч в кольцо так хорошо, как только сможешь, выяснить, где ты нужнее команде, следовать правилам и понять, действительно ли ты хочешь выходить на поле. Без всего этого не будет игры.

Если мы слишком вовлечены в школьную жизнь ребенка, то страдаем оба. И вдруг оказывается, что самое важное вовсе не семья, взаимоотношения или то, с кем мы проводим время, а то, что написано в сочинении ученика или в табеле успеваемости. Многие из нас предпочитают думать, что давление домашних заданий исходит извне. Якобы оно от школы, от общества, от процесса поступления в колледж.

Но мы слишком часто ошибаемся, как говорят нам старшие дети. Еще раз вернемся к опросу 4317 учеников из десяти высокоэффективных школ в Калифорнии, где детям задавали открытые вопросы о домашнем задании и стрессе (им выдавали опросный лист). Хотя их школы строго следили за количеством заданий, многие дети отметили, что еще большее давление они ощущают со стороны родителей. Они часто слышали, что если они не выполнят все идеально, то не получат хорошую оценку и не добьются успеха.

Джессика Вулф была одной из таких родительниц. Мать старшеклассника и второкурсника колледжа повидала большое количество детей, которые прошли процесс поступления в Государственный университет Монтклера в Нью-Джерси (она работала репетитором по написанию вступительного сочинения). Она хочет «отмотать назад время, когда еще не творилось такое безумие» вокруг разлада между ее младшим и старшим сыном в школьные годы. Она не хочет заглядывать в электронный дневник, позволяющий родителям следить за ежедневным прогрессом детей в учебе. Она позволяет сыну самому решать, что он хочет ей сказать, и напоминает о своей поддержке, когда ему понадобится помощь.

«Это очень, очень сложно — не вмешиваться», — говорит она. В ее кругу общения не принято держаться в стороне от работы над домашними заданиями.

«Пару лет назад я ужинала с несколькими женщинами. У всех были дети примерно одинакового возраста. В восемь тридцать все они встали, и одна сказала: «Я должна возвращаться домой. Моему ребенку скоро сдавать домашнюю работу», — и все ответили: «Ага». Я запомнила еще одну фразу: «Я буквально все пишу сама».

«Для некоторых это просто все, о чем они говорят и о чем переживают, — говорит Роттер. — Они ведут себя так, будто домашние задания важнее ребенка».

Доцент кафедры образования в Стэнфордском университете Денис Поуп, один из организаторов вышеупомянутого исследования, считает, что такие родители попали в ловушку «давления других родителей», которую описывает Джессика Вулф. Но вы можете отказаться от этого. Поуп рекомендует быть голосом разума и тратить время, которое обычно уходит на разговоры об оценках, на обсуждение других аспектов жизни. Будьте благоразумны, особенно если ваш ребенок перфекционист и чувствует себя подавленным, даже если со стороны он выглядит как обычно.

Оценки не на всю жизнь. Успех и неудачи тоже временны. Некоторые проходят все ступени школы, колледжа и университета. Другие выбирают иной путь. Не выделяйте лишь один вариант жизни. Даже тот ребенок, который стремится к социально одобряемому сценарию «успеха», знает (как и вы), что это не единственный способ найти свое счастье.

Как ваш ребенок выполняет домашние задания

Очень трудно быть счастливым, когда один из ваших детей хватает вас за ногу, пока вы готовите ужин, и заставляет вас волочить его по всей кухне и выслушивать крики: «Я не могу это сделать! Мне нужна помощь!»

Поверьте, уж я-то знаю.

Всем известно, что единственный человек, которого мы способны изменить, это мы сами. Поэтому наша работа заключается не в том, чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание, то есть объяснить им сложение и вычитание или написать какой-то текст. Надо, чтобы эти задания выполнялись без нашего постоянного участия.

Очень важно правильно понимать свою цель. Не «делать это хорошо», а «научиться делать это без помощи со стороны». Достигнуть этого трудно. Намного проще помочь (особенно если ребенок об этом умоляет, но на самом деле хочет, чтобы все сделали за него), чем сказать: «Я знаю, что ты справишься», — и дать ему возможность все закончить, даже если это займет много времени, а результаты окажутся далеки от идеала. То, что ты хочешь сейчас, ты не обязательно захочешь потом.

Когда ваш ребенок осознает возложенную на него ответственность за домашнюю работу как свою, вам станет намного легче и вы почувствуете себя куда счастливее. И не только потому, что «Ура! У вас больше нет домашних заданий!». Если вы будете вовлечены в процесс воспитания ребенка начиная от усаживания его за стол после бесконечных уговоров и заканчивая срочной помощью в проверке выполненного задания, а также сборкой ранца и подготовкой к школе, то ваш ребенок будет выплескивать все негодование прямо на вас.

Вдруг оказывается, это вы виноваты в том, что он обязан делать домашнее задание. В том, что оно такое сложное и он не справляется. Виноваты, что он забыл его сделать или взять с собой. Таким образом, он не просто не учится, но еще и выставляет вас в плохом свете. Это не сделает вас счастливым сейчас и не обрадует в будущем.

Никогда не поздно дать ребенку понять, кто тут главный (ваш ребенок, если вы не поняли), когда речь идет о домашней работе.

Вот посыл, который он должен осознать:

  • Ты учишься. Нормально допускать ошибки, когда ты учишься. Именно так ты развиваешься.
  • Чем больше ты стараешься сейчас, тем меньше трудностей встретишь потом.
  • Это не означает, что работа должна быть сделана идеально.
  • Если ты вложил в нее все силы, то этого уже достаточно.

Если раньше вы помогали ребенку с учебой, объясните ему:  «Ты уже во втором/пятом/десятом классе, садись и работай, а я буду рядом, если тебе понадобится помощь».

Вы хотите возложить на них свои ожидания, поверить в их компетенцию и возможности.

«Поинтересуйтесь, — говорит Джули Литкотт-Хеймс, — когда они просят о помощи. Вы можете помочь им разобраться в требованиях, закупить учебные пособия, но когда они поворачиваются к вам и говорят: «Я не могу, я не знаю», — вы должны ответить: «Нет, ты можешь. Это твоя домашняя работа. Твой учитель считает, что ты справишься, и я тоже так думаю».

Это применимо и к ежедневной работе, и к крупным заданиям, для которых многие родители покупают, например, клеевые пистолеты. Если вы поможете ребенку научиться работать над объемными проектами (а не делать их), это не то же самое, что оставить второклассника самостоятельно искать в интернете «спаривание пингвинов». (Я бы даже сказала, что это очень плохая идея.) Вы можете помочь ему составить план, научить способам, которые помогут все разработать, и броситься на помощь, когда модель космического корабля из папье-маше оказывается слишком тяжелой. Наша цель — найти баланс между помощью и работой за ребенка. Вы должны выступать в роли группы поддержки во всем, что касается школы, будь то плакат для выборов в совет школы или умножение в столбик.

Это не обязательно произойдет быстро. Я не собираюсь приуменьшать трудности принятия изменений для вас и вашего ребенка. Моей дочке было очень сложно в школе. Она не верила в себя, потому что все ее долгие старания не улучшили ее математику, орфографию и грамматику. Она трудолюбива и любит делать свою работу хорошо, поэтому ей нужна была поддержка. Мы терпели «мне нужна помощь» и истерики годами и часто помогали, но только тем, что отводили к репетитору или на дополнительные занятия в школе. Но не сами, потому что в этом случае мы становились виноватыми (заставляли ее сидеть и усердно трудиться, пока она все больше и больше злилась) или превращались в болванов (объясняли ей каждый этап работы до тех пор, пока ей не нужно было вообще ничего делать, кроме как держать карандаш).

Если первая самостоятельно выполненная домашняя работа занимает у вашего чада три или четыре часа, терпите. То, что заняло в первый раз три часа, в следующий раз будет решено за два, а через неделю — за полчаса. Если ничего не поменяется, если ваш ребенок и правда не справляется без вашей помощи, тогда вы оба усвоили важный урок. Лучше сейчас, чем намного позже. Нужно что-то менять. Возможно, домашнюю работу или класс. Может быть, вашему ребенку нужна дополнительная помощь (но не та, что лишь маскирует непонимание материала). Или он в неудачном классе. Намного лучше успевать за всеми, легче справляться с математикой, чем стараться перепрыгнуть через голову только потому, что ребенок ваших знакомых пошел в продвинутое учебное заведение.

Большинству детей можно немного помочь и отойти в сторонку, но с другими самого понятия «немного» не существует. Для нас даже крохотный намек на то, что нам придется снова втянуться в работу над уроками дочери, даже если просто требуется разобрать по буквам слово, означает возвращение нас в самое начало. Наша дочь снова будет отказываться что-либо делать, если никто не будет сидеть рядом с ней. Это означает, что мы должны держаться и не помогать (когда к нам приходили гости, они считали нас жестокими и дикими). Если вы находитесь в похожей ситуации, то вам нужно провести хотя бы немного времени не вмешиваясь (и когда я говорю «немного», я имею в виду пару лет).

Все в порядке. Совершенно нормально отправлять ребенка в школу с неправильно выполненной или незаконченной домашней работой. Нет, я бы даже сказала, именно это вы и должны делать. Слишком часто уроки оказываются бесполезными при оценке знаний, как считает директор бесплатной начальной (с нулевого до пятого класса) школы No 290 на Манхэттене Дорин Эспозито:

«По большей части родители делают это за них или им помогают репетиторы».

Учителя, говорит она, должны знать, что стоит за каждым учеником. Позволять домашней работе быть брошенной в рюкзак до того, как вы ее проверили, значит этому способствовать, даже если вы заметили какую-то проблему. Если что-то не так, промолчите.

Mel.fm

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button