Общество

«Это будет основная аттракция для туристов в Гродно»: интервью с литовским инвестором, воссоздающим Дом рыбака

Уже на этой неделе планируется начать археологические раскопки в сквере за Дворцом текстильщиков. По нормативным документам на строительство нового административно-торгового объекта отведено 10 месяцев.

Однако срок этот условный и зависит от ряда обстоятельств, в том числе и результата раскопок, рассказал s13.ru один из литовских инвесторов.

Мы встретились с Томашом Петюлем, литовским бизнесменом и соучредителем ИООО «ДТ-Групп», и расспросил его о планах на Дом рыбака, развития своего бизнеса в Гродно в целом и о том, как он пришел в этот бизнес.

«Это будет основная аттракция для туристов в Гродно»: о планах на Дом рыбака

— В 2017 году мы решили запустить свои корни в Гродно еще глубже и поучаствовали в аукционе на право аренды земли в 14 соток за Дворцом текстильщиком, — вспоминает Томаш Петюль. – Аукцион выиграли. И заплатив приличные деньги за землю, мы приступили к разработке проекта.

На месте нынешнего сквера, где скоро построят офисное здание, в XVI веке располагался дом рыбака. Здесь жил глава гродненского цеха рыбаков. В 1960-ых годах из-за строительства Дома быта исторически важную застройку снесли.

— Мы могли бы здесь возвести современное здание, но решили не изобретать велосипед и восстановить историческую застройку в том виде, в котором она нам известна. Наш научный руководитель стройки посоветовал нам вернуться в историю, и на сегодняшний день мы уверены, что это лучшее решение, — говорит Томаш. – И самим гродненцам будет приятно пройтись по этой улице, и туристам из Польши и Литвы.

Уже на этой неделе планируется, что в сквер заедут археологи. Они проведут раскопки и, возможно, отыщут важные артефакты. По нормативным документам, за 10 месяцев инвесторы должны возвести здесь строение.

— На этой неделе мы развесим баннеры с информацией об аренде. Уже точно решили, что здесь будет общепит – заедем мы сами со своей пиццерией и пригласим других представителей общепита. Это будет основная аттракция для туристов: здесь каждый сможет найти то, что ему по душе. Основной путь туристов начинается отсюда – с улицы Замковой. Поэтому, уверен, что воссозданный Дом рыбака будет очень востребован ими, — говорит инвестор.

Общая сумма вложений проекта составит примерно миллион двести тысяч долларов. По мнению инвесторов,  проект себя окупит через 5 лет.

«Пятьдесят тысяч долларов и жесткая нормативка»: об открытии первой пиццерии в Гродно

Томашу Петюлю 34 года. В Гродно со своим партнером Дариушем Кардисом литовский бизнесмен вот уже почти 10 лет успешно строит бизнес в области общепита – они владельцы сети пиццерий «Пицца&Кофе». В следующем году первая пиццерия литовцев отметит свое 10-летие. Именно с нее и начался путь развития литовских инвесторов в Гродно.

— В 2010 году приехали в Беларусь, чтобы опробовать здесь то, с чего начинали в Вильнюсе, а именно – пицца и кофе на вынос, — окунается в воспоминания девятилетней давности литовский инвестор. – Сначала приехали в Минск, но он напугал своим масштабом. А поскольку мой отец родом из Вороновского района, решили приехать в Гродно посмотреть, что можно сделать здесь.

Первое помещение, которое было предложено для открытия пиццерии, находилось на улице Кирова. В кармане на тот момент литовских бизнесменов было чуть более 50 тысяч долларов. Кроме этого жесткие нормативы со стороны властей и огромное желание открыть свою империю общепита в Беларуси.

— Конечно, жесткая нормативка напугала нас, но отступать было нельзя. Шаг уже был сделан. Чтобы уменьшить как-то затраты, все оборудование мы везли из Литвы, машину для доставки пиццы тоже оттуда же. Литовский технолог помогал налаживать здесь все процессы. Я сам первый месяц стоял на баре, так как найти подходящих сотрудников было сложно, не зная города, людей, их особенностей, — говорит Томаш. – Уже  чуть позже мы скомплектовали штат и начали работать в полном объеме.

Со слов бизнесмена, Гродно принял новый формат пиццерии очень позитивно. Фаст-фуд, отсутствие консьержа и официантов, одноразовая посуда – как оказалось, именно этого в Гродно не хватало.

— У нас можно было встретить и людей в костюмах, и студентов, и семьи – и это было круто! И для нас одинаково важны были все клиенты.

В 2013 году, чтобы закрывать некоторые моменты в доставке, было принято открыть пиццерии в спальных районах на Девятовке и Фолюше.

— На Девятовке пиццерия прижилась и сейчас действует слаженно. На Ольги Соломовой пришлось закрыть спустя полгода, так как контингент был не совсем тот. Недавно мы открыли пиццерию в ТЦ «Фламинго», — рассказывает Томаш.

Вскоре были открыты пиццерии в Волковыске, на Ольшанке и ТЦ «OldCity». Правда, из «OldCity» пришлось уехать:

— Арендодатель хотел от нас расширения линейки меню, но наш формат – это пицца и кофе, — объясняет бизнесмен.

«В 20 лет взял кредит и открыл свой первый ресторан в Шальчининкае»

Идею открыть заведение с кофе и пиццей на вынос привезли  бизнесмены из Вильнюса. Там же Томаш Петюль и постигал азы пищевого бизнеса.

— В 17 лет я устроился работать официантом в один из ресторанов в Вильнюсе, потом поработал барменом несколько лет. И в 20 лет я решил открыть свое дело, свой ресторан, — вспоминает Томаш Петюль. — Никаких отложенных средств для этого не было, поэтому я взял кредит и открыл в городе Шальчининкае свой ресторан.

Это был хороший ресторан с расширенной линейкой блюд, суши и киевскими котлетами, официантами в белых перчатках и протокольным обслуживанием. Но к такому заведению небольшой городок с численностью до 20 тысяч человек не был готов.

— А я не был готов, что они к этому не готовы, — сегодня уже с улыбкой вспоминает первые ошибки в бизнесе Томаш, а тогда было не до смеха. – Выживали мы только благодаря свадьбам. Все выходные у нас были расписаны. За одну свадьбу ресторан зарабатывал около 2 тысяч долларов. Тогда это был очень хороший доход. На повседневном посещении мы не зарабатывали ничего. Так ресторан поработал год.

Уже позже вместе с компаньоном пришла идея открыть небольшую кофейню с кофе на вынос. Но на одном кофе не заработаешь много, были уверены бизнесмены, поэтому решили кофе дополнить еще одним востребованным продуктом.

— Пиццу любят все, поэтому выбор пал на ней. Над названием думали долго, но решили назвать просто «Пицца&Кофе». Несмотря на то, что в Вильнюсе мы открыли 4 такие пиццерии, там этот формат прижился не очень, поэтому мы решили опробовать его в Беларуси.

На данный момент в сети «Пицца&Кофе» насчитывает 12 объектов в 7 городах Беларуси. В нескромных планах компании – 44 объекта до 2022 года.

— Мое мерило удовлетворения – не живые деньги, а работающий проект, — уверяет инвестор.

К слову, товарооборот компании составляет около 4 миллионов долларов в год.

Поделись с друзьями