Снимал живое кино: история гродненца Виктора Эйсымонта – легенды «Ленфильма»

ЛюдиОбщество
Поделись с друзьями

Фамилия Эйсымонт широко распространена на Гродненщине. Большинство её носителей – это выходцы из старинного дворянского рода. Во времена Речи Посполитой она писалась латинкой – Esmont, но позже, при Российской империи, уже на кирилице стала воспроизводиться по-русски, по-украински и по-белорусски как Есьмонт, Есьман, Есман, Эйсмонт и даже Эйсымонт.

Именно такую фамилию носил герой нашей публикации – советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат трёх Сталинских премий, пишет Телеканал «ГродноПлюс».

Начало творческого пути

Родился Виктор Эйсымонт 7 (20) декабря 1904 года в Гродно. О его семье, детской и юношеской поре нам ничего не известно, если не считать того факта, что, в связи с приближением в 1915 году кайзеровских войск к городу-крепости Гродно, Эйсымонты эвакуировались вглубь России. Среди известных однофамильцев Виктора Владиславовича, а возможно и родственников, оказался штабс-капитан Павел Владиславович Эйсымонт – выпускник Виленского пехотного училища, российский военный лётчик, участник Первой мировой войны, награждённый за свои подвиги Георгиевским оружием. Не известно, на чьей стороне он был во время революции и гражданской войны. Не исключено, что этот факт из жизни лётчика стал одной из причин замалчивания кинорежиссёром Виктором Эйсымонтом своих ранних автобиографических данных. Известно только то, что в 1930 году он окончил Ленинградский институт сценического искусства, после чего стал трудиться на киностудии «Росфильм» (будущий «Ленфильм). Работал помощником режиссёра на четырёх картинах, оставивших свой след в истории кино: «Златые горы», «Встречный», «Подруги», «Друзья». Его наставниками в ту пору были такие режиссёры как Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер и Лео Армштад.

Самостоятельную режиссёрскую карьеру Виктор Эйсымонт начал с пафосных военно-патриотических фильмов. Первой постановкой мастера стала картина «Четвёртый перископ» (1939 год), о кознях анонимного врага во время учений советских подводных лодок. Вторая по счёту его самостоятельная картина «Фронтовые подруги» (май 1941г.) получила Сталинскую премию. Этой награды был удостоен также сценарист картины, поэт Сергей Михалков, который дебютировал в новом для себя качестве. Премию присудили и исполнительнице главной роли актрисе Зое Фёдоровой.

Согласно сюжету ленты, в первые же дни группа девушек-добровольцев отправляется на фронт. Юные санитарки и медсёстры в госпитале и на передовой помогают врачам спасать раненых солдат, с оружием в руках принимают участие в борьбе с врагом. Главная героиня Наташа Матвеева, проводив на фронт своего возлюбленного, выхаживает тяжелобольного разведчика Андрея Морозова (актёр Борис Блинов). Разгоревшееся чувство к молодой медсестре не даёт пациенту покоя. Этот фильм заслужил хвалебные отзывы не только в советской прессе. Одна из американских газет писала о «Фронтовых подругах»: «Новый советский фильм настолько правдив и убедителен, что его значение далеко выходит за рамки сюжета. Это исключительно интересное зрелище. Виктор Эйсымонт показал мастерство и исключительное чутьё в плане кинематографического воздействия». В другой нью-йоркской газете отмечалось, что по сравнению с картиной Эйсымонта «голливудские фильмы с Флоренс Найтингел выглядят дешёвыми пёстрыми плакатами».

«Жила-была девочка»

СНИМАЛ ЖИВОЕ КИНО, изображение №2
Во время Великой Отечественной войны Эйсымонт, как и почти все советские режиссёры, работал над боевыми киносборниками. В первом же выпуске он снял новеллу «Подруги, на фронт!», в которой полюбившиеся зрителям героини из «Фронтовых подруг» призывали на борьбу с врагом. А в 1944 году вышла одна из самых известных лент режиссёра «Жила-была девочка», в которой он показал закулисье страшной войны. Кадров грандиозных боёв для фильма ему не понадобилось. Эта картина – повествование о жизни блокадного Ленинграда, ставшего для постановщика родным ещё в годы учебы в институте.

Правдивых фильмов о тех страшных днях, при просмотре которых комок подступает к горлу, на самом деле не так уж и много. «Жила-была девочка» – один из них. В нём Виктор Эйсымонт рассказывает историю двух маленьких жительниц Ленинграда – Насти и Кати, переживших голод и холод и выстоявших в те невероятные девятьсот дней. Перед юными актрисами стояла непростая творческая задача. Однако режиссёру Эйсымонту удалось во время войны найти в Москве таких талантливых исполнительниц ролей – пятилетнюю Наташу Защипину и десятилетнюю Нину Иванову.

Это были их первые роли в кино. Потом Наташа ещё снимется в фильмах «Слон и верёвочка» (вместе с Фаиной Раневской) и «Первоклассница» режиссёра Ильи Фрэза. После школы она училась во ВГИКе, но работать пришлось не в кино, а в театре. Главный режиссёр Московского академического театра сатиры Валентин Плучек взял в труппу молодую актрису с условием, что она все силы отдаст театру, а про кино забудет. Так и произошло. Защипина почти не снималась в 70 – 80-е годы. Можно вспомнить лишь «Малыша и Карлсона», где она играла маму Малыша. Но в то время она много ролей озвучивала. Кстати, последний фильм «Игрушки», в котором снялась актриса, вышел совсем недавно.

Сниматься нравилось и главной героине фильма Нине Ивановой. И школу трудолюбивая Нина окончила на отлично, но возвращаться в кино не думала, а поступила в медицинский. Но однажды ей предложили сыграть эпизодическую роль в дипломной короткометражке. Там её увидел Марлен Хуциев. Он взял девушку на главную роль учительницы Ирины Сергеевны в знаменитую «Весну на Заречной улице». Успех картины, вышедшей на киноэкраны в 1956 году был ошеломительным, и Нина Иванова, уже после первого просмотра, что называется, проснулась знаменитой. Потом было ещё несколько работ в кино, в том числе и у Василия Шукшина, но актёрская судьба у Ивановой так и не сложилась. В последние годы жизни она работала медсестрой в онкологической больнице, а 1 декабря 2020 года ушла из жизни. Между тем, исполненая ею роль молодой, умной и красивой учительницы стала для многих зрителей путеводной в выборе этой благородной профессии.

В Ленинград тогда съёмочная группа Виктора Эйсымонта ехала на поезде. Прямо перед ним немцы разбомбили состав, железная дорога была разрушена, добираться до города пришлось на грузовиках по «Дороге жизни», по Ладожскому озеру. В Ленинграде юные артистки увидели весь ужас вражеской блокады наяву. Поход к Неве за водой, голод, обледенелые трупы… В картине они с глубоким чувством проживают свои роли.

Знаменитый Венецианский кинофестиваль во время войны, конечно же, не проходил. Но стоило отгреметь последним её залпам, как отборочная комиссия, засучив рукава, принялась просматривать картины, присланные на конкурс. В 1946 году от Советского Союза в программу международного киносмотра было принято семь картин: «Чапаев», «Депутат Балтики», «Каменный цветок», «Непокорённые», «Клятва», «Без вины виноватые» и «Жила-была девочка». Картину Виктора Эйсымонта в Италии приняли на ура. Зал аплодировал ему стоя, а жюри в последний день фестиваля наградило ленту специальной медалью.

«Крейсер «Варяг»

СНИМАЛ ЖИВОЕ КИНО, изображение №3

Второй картиной Эйсымонта, за которую постановщик получил Сталинскую премию, стала лента «Крейсер «Варяг» (1946 год). Фильм о подвиге российского бронепалубного крейсера в ходе Русско-японской войны. Канонерской лодке «Кореец» и крейсеру «Варяг» предложили до полудня покинуть рейд порта Чемульпо, или большая японская эскадра попросту уничтожит их. Однако русские моряки приняли решение прорываться из залива, вступив в неравный бой. После выстрела японского крейсера «Асама» началась часовая битва. «Варяг» сумел потопить один японский миноносец, а крейсер «Асама» повредить. Российский же крейсер получил в морском поединке порядка 11 пробоин. На «Варяге» погибли 30 матросов и один офицер, еще 191 человек были ранены. На «Корейце» же потерь не было. Посчитав, что «Варяг» уже не сможет продолжать бой, руские корабли отправились обратно в Чемульпо. Там команду свезли на нейтральные корабли, «Варяг», дабы не сдать врагу, затопили. Через нейтральные порты моряки с двух судов вернулись на родину. Героев в Петербурге встречал император Николай II. В роли «Варяга» выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик.

«Александр Попов» (1949)

В тандеме с режиссёром Гербертом Рапопортом Эйсымонт поставил биографический фильм о жизни и деятельности выдающегося российского физика-электротехника, изобретателя радио Александра Степановича Попова. Созданный им беспроволочный телеграф впервые был применён в тяжелейших условиях полярного Севера, спасении людей, оказавшихся на льдине в открытом океане. На главную роль здесь взяли одного из любимых актёров Иосифа Сталина, народного артиста СССР Николая Черкасова. Также в состав исполнителей вошли блестящие актёры Александр Борисов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев и Бруно Фрейндлих. Для режиссёра это был последний фильм, за который он получил Государственную премию.

На его фильмах росло поколение

В оставшиеся годы жизни Виктор Эйсымонт старался снимать только детские ленты, в числе которых, к примеру, были известные «Два друга» (1954 г.) и «Судьба барабанщика» (1955 г.). Первый из них – это семейная кинокомедия, снятая Эйсымонтом по повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома», читаемая тогда в каждой советской семье. Увлекательной лентой была и «Судьба барабанщика» – героико-приключенческий, шпионский кинофильм по мотивам одноименной повести Аркадия Гайдара.

В середине 1950-х Эйсымонт взялся за добрую советскую мелодраму «В добрый час!» (1956 г.), которую очень тепло встретил зритель. Главную роль здесь получил популярный в то время актёр Леонид Харитонов, прославившися в замечательной комедии «Солдат Иван Бровкин». Картину сняли по повести Виктора Розова о выпускниках школы 50-х годов, пытающихся, в меру своих привязанностей и увлечений, выбрать свой собственный путь в жизни.

Режиссёр не получал за свои фильмы для детей и юношества каких-либо наград, но зато многие ребята выросли на таких его картинах как «Судьба барабанщика» и «В добрый час!». Полюбился тогдашней молодёжи и последний в его творчестве комедийный кинофильм «Приключения Толи Клюквина» (1964 г.), снятый также по рассказам Николая Носова. Кроме главного героя ленты школьника Андрюши Филатова, в ней снялись такие любимые зрителями комедийные актеры как Татьяна Пельтцер, Нина Гребешкова, Евгений Весник, Борис Новиков, Сергей Филиппов, Владимир Смирнов.

В первые послевоенные десятилетия мальчишки, старавшиеся не пропускать ни одного фильма про войну и про мирную жизнь своих ровесников, с большим интересом смотрели фильмы этого мастера, знали в лицо всех известных актёров, снимавшихся у него, но имени самого режиссёра чаще всего они не знали, ибо такая потребность у них появилась лишь спустя годы. Однако главные картины Виктора Эйсымонта помнят постаревшие любители кино и сегодня. Отдельные эпизоды его фильмов «Фронтовые подруги», «Крейсер «Варяг» и «Александр Попов», настолько точно воспроизводят страницы нашей былой истории, что их широко используют режиссёры-кинодокументалисты в своих творческих целях.

Скончался наш земляк-гродненец Виктор Владиславович Эйсымонт 31 января 1964 года в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище. Здесь на скромном надгробии из чёрного гранита имеются лишь две надписи: «Эйсымонт Лидия Осиповна (1907-1994)» и «Заслуженный деятель искусств РСФСР, кинорежиссёр Эйсымонт Виктор Владиславович(1904-1964)». Кстати, жена режиссёра была известным искусствоведом, многие годы проработала редактором издательства «Искусство».

Виктор Эйсымонт не считал свои работы гениальными. Он просто снимал кино, живое и человечное, в котором, как в зеркале отразилась целая эпоха.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button