Как отбирают инкассаторов, как они работают и на каком транспорте ездят

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Профессия инкассатора считается одной из самых опасных в мире. Как такие специалисты работают в Беларуси и как устроен их служебный транспорт – в репортаже Автобизнеса.

Фото

Что за работа у инкассаторов и какой транспорт они используют

Если не вдаваться в подробности, основная функция службы инкассации – перевозка наличных денег и других ценностей. Деньги могут доставляться из одного отделения банка в другое, от клиента в банк, кроме того, сотрудники инкассаторской службы занимаются перевозкой кассет и загрузкой их в банкоматы, инфокиоски и другие устройства. Оказывать такие услуги могут банки и небанковские кредитно-финансовые организации, у которых есть подходящая лицензия.

Фото

«Основной документ, который регламентирует нашу работу, – Банковский кодекс. Кроме него еще есть ряд законодательных актов», – поясняет исполнительный директор – начальник ГКИЦ по г. Минску ЗАО «НФКО «ИНКАСС.ЭКСПЕРТ» Алексей Ероховец.

Несмотря на то что у каждой организации свои отличия в работе и оборудовании, общие требования есть для всех. Перевозить ценный груз обязаны в бронированных автомобилях, каждый инкассатор должен быть вооружен и оснащен спецсредствами защиты. Обязательно наличие специальных помещений, которые подходят требованиям безопасности для хранения ценностей, оружия и боеприпасов.

«Специальные автомобили, используемые в служебной деятельности, как правило, приобретаются уже в оборудованном заводом-изготовителем состоянии и готовыми к эксплуатации. Наряду с этим имеется возможность переоборудования транспорта и в Республике Беларусь. Срок службы спецавтомобиля при надлежащем обслуживании, как правило, составляет 7-8 лет, после чего машина утилизируется либо после так называемой «разбронировки» идет на реализацию», – рассказывает наш собеседник.

В автопарке компании несколько автомобилей марки Volkswagen – это модели Crafter, Transpoter, Caddy, но есть также Ford и Peugeot. Как правило, организации отдают предпочтение машинам с дизельным двигателем из-за сочетания мощности и экономичности. По словам Алексея Ероховца, в теории можно заказать переоборудование любого автомобиля любой марки, но именно эти модели показали себя наиболее подходящими под требования службы инкассации. В основном такие же автомобили используются в аналогичных компаниях России, Украины и других стран.

Для защиты работников и сохранности перевозимого груза автомобиль инкассации обшивается листами брони, стекла меняются на пуленепробиваемые.

«Все машины инкассации разные и используются для конкретных задач. Для комфортной работы сотрудников автомобили оборудованы кондиционерами и обогревателями, кроме того, мы запрашиваем дополнительные источники освещения в салоне, столик для работы с документами и держатели для оружия. И конечно, для безопасности людей в каждом автомобиле есть система аварийного пожаротушения, запасной выход, ведется аудио- и видеозапись», – поясняют сотрудники.

Круглое окошко в стекле автомобиля называется бойницей. Его открывают, только когда необходимо вести огонь при отражении нападения, в другое время держать его открытым запрещено. Для общения с сотрудниками правоохранительных органов, к примеру с инспекторами ГАИ, имеется специальное переговорное устройство.

Пробеги у инкассаторских машин достаточно большие – 180 машин, которые есть в организации по всей республике, проезжают около 16 тысяч километров в день.

Кого берут в инкассацию и что собой представляет работа

Бригада, с которой нам удалось пообщаться, состоит из трех человек: водителя Татьяны и инкассаторов Алексея и Вадима. Да, мы не ошиблись – служебный автомобиль водит девушка.

Фото

Татьяна пришла в организацию вслед за мужем. До работы в инкассации занималась пулевой стрельбой.

«Я работаю в этой компании около четырех лет, до этого трудилась на Минском автозаводе. «Права» у меня уже 14 лет, я всегда любила автомобили и хотела работать водителем. Когда впервые высказала мужу желание пойти водителем в инкассацию, он подумал, что я шучу. На протяжении трех лет периодически общалась с ним на эту тему, так сказать, готовила морально, потому что девушек в инкассации до этого не было. После уточнения возможности трудоустройства в компанию женщин меня пригласили на собеседование, я прошла обучение и начала работать», – вспоминает она.

По словам Татьяны, во время первых самостоятельных поездок, конечно, коллеги очень удивлялись, увидев ее за рулем, но потом привыкли.

«Работа водителя напряженная, потому что, когда инкассаторы выходят из машины, она блокируется, необходимо постоянно следить за окружающей обстановкой, так как люди бывают разные: кто-то пробует заговорить, увидев за рулем девушку, кто-то – сфотографировать. Но это все рабочие моменты, а каких-то серьезных инцидентов на работе я не помню. На дороге другие водители тоже первое время обращали много внимания, сейчас я этого уже не замечаю. В целом работа мне очень нравится», – говорит она.

Не смутили девушку даже жесткие условия работы – маршрут и график расписаны вплоть до минут. Водитель при исполнении обязанностей не может отлучаться от автомобиля даже по личным надобностям. Обед, заправка и мойка автомобиля – все это можно делать только на базе в специально отведенное время.

График работы у инкассаторов зависит от того, какие функции выполняет бригада: обслуживает торговые точки, банкоматы или выполняет другую работу. У каждого сотрудника свои функции, водитель все время находится в машине.

Каждый из инкассаторов экипирован бронежилетом и имеет при себе оружие, сотрудники пользуются служебными специализированными средствами связи.

«Все инкассаторы хорошо стреляют. На постоянной основе  проходят занятия по стрельбе, где каждый должен показать определенный результат. Кроме того, проверяются профессиональные знания сотрудников, их физическая готовность. Перед выездом на маршруты они проходят инструктаж», – рассказывает заместитель начальника ГКИЦ в г. Минске Андрей Подобед.

При трудоустройстве в службу инкассации предпочтение отдается физически и психологически выносливым людям, так как работникам приходится носить зачастую очень тяжелые сумки, а при общении с людьми разрешать сложные, иногда конфликтные ситуации. Одним из самых главных требований является отсутствие нарушений законодательства.

«Также предпочтение отдаем проходившим службу в силовых ведомствах и Вооруженных силах. Важна физическая подготовка и умение обращаться с оружием. При трудоустройстве водителем учитывается даже наличие штрафов по камерам фиксации скоростного режима. К тому же кроме нас будущих работников проверяют в органах внутренних дел, чтобы человек получил разрешение на ношение оружия. Если это разрешение ему не дадут, работать он не сможет», – поясняет Андрей Подобед.

Фото

За время работы серьезных инцидентов в компании не было.

«Обычно случаи нападения на инкассатора или кражи денег самими сотрудниками становятся широко известны. Попытка нападения на сотрудника, насколько я помню, последний раз была в 2018 году. Инкассаторы имеют четкий алгоритм действий в любой нестандартной ситуации», – поясняют сотрудники.

Что касается конфликтов, обычно работники инкассации сталкиваются с недовольством пешеходов и велосипедистов, когда вынуждены оставлять автомобиль на тротуаре и отправляться в торговую точку. По ПДД нарушений они не допускают – в Правилах есть пункт, который при отсутствии других возможностей подъезда к дверям торговых точек разрешает подъезжать к ним транспортным средствам, которые их обслуживают, при этом должна быть обеспечена безопасность дорожного движения. Однако большинство людей понимает, что инкассаторская машина иногда вынуждена остановиться в непосредственной близости от точки сбора ценностей для обеспечения безопасности инкассаторов и сохранности груза.

Напоследок мы поинтересовались у инкассаторов, не возникают ли у них нечестные мысли во время работы.

«Мы относимся к деньгам как к грузу, который нужно перевезти и обеспечить его сохранность», – ответили сотрудники.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button